ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-660/2021 от 15.04.2021 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

№ 5-660/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

15 апреля 2021 года

город Архангельск,

набережная Северной Двины, д. 112

Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Чебыкина Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного за ОГРН <***>, ИНН <***>, проживающего по адресу: г. Архангельск, <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

02 ноября 2020 года установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1) в магазине «Мир обуви» по адресу: <...>, осуществлял продажу товаров и продукции без маркировки и нанесения обязательной информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а именно:

- в продажу допущены обувные товары без нанесения на них средств идентификации (сапоги женские «Admlis» 38 размера с арт. 8886, black, по цене 3800,00 руб. в количестве 1 пара; сапоги женские «Mai&guan» 39 размера с арт. 7036-11 черного цвета по цене 1500,00 руб. в количестве 1 пара; сапоги мужские 40 размера с арт. В003, brown, по цене 900,00 руб. в количестве 1 пара; сапоги женские «Havin» 36 размера с арт. F09-B439, black, по цене 3500,00 руб. в количестве 1 пара);

- в продажу допущены обувные товары марки «Rafaello» с информацией в маркировке о стране происхождения товара – Китай: (ботинки женские темно-зеленого цвета 37,40,41 размеров с арт. С-20-5 по цене 2500,00 руб. в количестве 3 пары; ботинки женские серого цвета 36, 39, 40, 41 размеров с арт. С-20-4 по цене 2500,00 руб. в количестве 4 пары; ботинки женские темно-серого цвета 40-41 размеров с арт. С-63-4 по цене 2500,00 руб. в количестве 2 пары; ботинки женские кофейного цвета 36-41 размеров с арт. С-20-3 по цене 2300,00 руб. в количестве 6 пар; полусапоги женские синего цвета 39-41 размеров с арт. В-76-3 по цене 2500,00 руб. в количестве 3 пары; ботинки женские с арт. С-20-2 темно-синего цвета 37-41 размеров по цене 2300,00 руб. в количестве 5 пар, 38-41 размеров по цене 2400,00 руб. в количестве 4 пары; сапоги женские темно-коричневого цвета 38, 40 размера с арт. А-38-2 по цене 2500,00 руб. в количестве 2 пары; полусапоги женские черного цвета 40 размера с арт. В-76-1 по цене 2500,00 руб. в количестве 1 пара). На данную обувь нанесены средства идентификации, при этом в мобильном приложении «Честный знак» не считывались (кроме обувного товара ботинки женские кофейного цвета 38 размера с арт. С-20-3 в количестве 1 пара). Средства идентификации на данную обувь нанесены с информацией «Маркировка остатков. Обувь женская. Произведена в РФ»);

- в продажу допущена обувь с информацией об идентификации «Маркировка остатков. Обувь женская. Произведена в РФ» (сапоги женские марки «Yikuan Feisen» с арт. 137-21 (изготовитель – Heilongjiang Harbin Han Zhe Shoes, Co., LTD; Китай) 36-41 размеров по цене 2800,00 руб. в количестве 6 пар; сапоги женские торговой марки «Feisen» с арт. А307-11 (Китай) 36-41 размеров по цене 2800,00 руб. в количестве 6 пар; сапоги женские торговой марки «OUBAILI» с арт. 5304-1 (Китай) 41, 42, 43 размеров в количестве 6 пар)

ИП ФИО1 для обеспечения маркировки обувных товаров средствами идентификации оператору государственной информационной системы мониторинга передана заявка на получение кодов маркировки, содержащая, в том числе, способ ввода обувных товаров в оборот на территории Российской Федерации – произведен в Российской Федерации. Оператором направлено в устройство регистрации эмиссии заявителя сведения о составе предоставленных по заявке кодов маркировки, а ИП ФИО1 (участник оборота обувных товаров) обеспечил их преобразование в средства идентификации обувных товаров и замаркировал ими обувь. При этом, обувь маркирована самоклеящейся этикеткой со штриховым кодом и информацией «Маркировка остатков. Женская обувь. Произведена в РФ».

При сканировании средств идентификации в информационной системе мониторинга установлено, что сведения о способе ввода в оборот вышеперечисленных импортных обувных товаров внесены, как произведенные в Российской Федерации. Внесены сведения о текущем владельце – ИП ФИО1, его ИНН, наименование «Маркировка остатков. Женская обувь. Произведена в РФ», о товарном знаке – без товарного знака, коде товарной номенклатуры – 64, серийных номерах, эмитировал – ФИО1, эмитирован/нанесен/получен.

Таким образом, внесенные в информационную систему мониторинга сведения о способе ввода оборот изготовленной в Китае обуви, как произведенной в Российской Федерации, являются недостоверными, то есть средства идентификации на такую обувь отсутствуют.

По результатам административного расследования уполномоченным должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в отношении ИП ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении.

ИП ФИО1, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание законного представителя и (или) защитника не направил, об отложении разбирательства не просил.

Исследовав и оценив представленные доказательства, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Пунктом 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 05 июля 2019 года № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» (далее – Постановление Правительства РФ от 05 июня 2019 года№ 860) утверждены Правила маркировки обувных товаров средствами идентификации (далее – Правила № 860).

На основании подпункта «е» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 05 июня 2019 года № 860 участники оборота обувных товаров в соответствии с утвержденными настоящим постановлением Правилами с 01 июля 2020 года вносят в информационную систему мониторинга сведения о маркировке: при наличии по состоянию на 01 июля 2020 года нереализованных обувных товаров, введенных в оборот до 01 июля 2020 года, в срок до 01 сентября 2020 года осуществляют их маркировку средствами идентификации и представляют сведения о маркировке таких обувных товаров средствами идентификации в информационную систему мониторинга в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

В силу подпункта «ж» пункта 2 Постановления Правительства РФ № 860 от 05 июня 2019 года участники оборота обувных товаров в соответствии с утвержденными настоящим постановлением Правилами до 01 августа 2020 года осуществляют маркировку обувных товаров, приобретенных до 01 июля 2020 года и выпущенных таможенными органами после 01 июля 2020 года в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, до предложения этих обувных товаров для реализации (продажи).

Согласно пункта 3 Постановления Правительства РФ от 05 июня 2019 года № 860, нанесение средств идентификации на потребительскую упаковку, или на обувные товары, или на товарный ярлык обувных товаров в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, является обязательным с 01 июля 2020 года при наличии по состоянию на 01 июля 2020 года нереализованных обувных товаров, введенных в оборот до 01 июля 2020 года, в срок до 01 сентября 2020 года осуществляют их маркировку средствами идентификации и представляют сведения о маркировке таких обувных товаров средствами идентификации в информационную систему мониторинга в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением

Правила № 860 устанавливают порядок маркировки средствами идентификации обувных товаров, порядок представления участниками оборота обувных товаров информации об обороте обувных товаров оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, характеристики средств идентификации обувных товаров, требования к участникам оборота обувных товаров, получающим технические средства идентификации, а также порядок взаимодействия указанной информационной системы мониторинга с государственными информационными системами и информационными системами участников оборота обувных товаров.

Согласно пункта 2 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2019 года № 860 следует, что:

- «государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» (далее - информационная система мониторинга) - государственная информационная система, созданная в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена такой информацией и обеспечения прослеживаемости указанных товаров, а также в иных целях, предусмотренных федеральными законами;

- «код маркировки остатков обувных товаров» - уникальная последовательность символов, состоящая из кода идентификации и кода проверки, формируемая оператором для целей идентификации обувных товаров, находящихся в обороте до даты начала обязательного нанесения средств идентификации на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров, в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом VII настоящих Правил;

- «маркированные обувные товары» - обувные товары, на которые нанесены средства идентификации с соблюдением требований настоящих Правил и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации обувных товаров) содержатся в информационной системе мониторинга;

- «маркировка обувных товаров средствами идентификации» - нанесение в соответствии с настоящими Правилами средств идентификации обувных товаров на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров;

- «оборот обувных товаров» - ввоз в Российскую Федерацию, хранение, транспортировка, получение и передача обувных товаров, в том числе их приобретение и реализация (продажа) на территории Российской Федерации;

- «средство идентификации обувных товаров» - код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде штрихового кода, формируемый в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом VIII настоящих Правил, для нанесения на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров

- «оператор информационной системы мониторинга» - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, осуществляющее создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию информационной системы мониторинга, обеспечение ее бесперебойного функционирования, а также прием, хранение и обработку сведений;

- «участники оборота обувных товаров» - юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, или аккредитованные филиалы иностранных юридических лиц в Российской Федерации, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, осуществляющие ввод обувных товаров в оборот, оборот и (или) вывод из оборота обувных товаров, за исключением юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, приобретающих обувные товары для использования в целях, не связанных с их последующей реализаций (продажей), приобретающих либо продающих (реализующих) обувные товары по сделкам, сведения о которых составляют государственную тайну (кроме лиц, осуществляющих вывод обувных товаров из оборота по таким сделкам).

В соответствии с пунктом 3 Правил № 860 обувные товары подлежат обязательной маркировке средствами идентификации обувных товаров:

а) при производстве обувных товаров на территории Российской Федерации - до их отгрузки с территории производителя, на которой происходит производство обувных товаров;

б) при производстве обувных товаров за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза - до их помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта;

в) при ввозе в Российскую Федерацию обувных товаров, приобретенных в рамках трансграничной торговли на таможенной территории Евразийского экономического союза, - до пересечения государственной границы Российской Федерации;

г) в процессе оборота обувных товаров - при утрате средств идентификации обувных товаров или их повреждении, делающем невозможной идентификацию обувных товаров, либо при вводе в оборот обувных товаров, ранее выведенных из оборота, в том числе принятых от физических лиц в рамках договора комиссии, либо при вводе в оборот обувных товаров, находившихся в обороте до даты начала обязательной маркировки обувных товаров средствами идентификации.

На основании пункта 22 Правил № 860 ответственность за полноту, достоверность и своевременность направляемых в информационную систему мониторинга сведений несут участники оборота обувных товаров, представляющие информацию.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 33 Правил № 860 в процессе оборота обувных товаров при наличии немаркированных средствами идентификации обувных товаров, находящихся в обороте на дату начала обязательного нанесения средств идентификации на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров, - участником оборота обувных товаров, осуществляющим оборот данных обувных товаров.

В силу пп. «а, б» пункта 34 Правил № 860, для регистрации обувных товаров в информационной системе мониторинга заявитель представляет следующие сведения о регистрируемых обувных товарах: для обувных товаров, производимых, импортируемых или находящихся в обороте на дату введения обязательной маркировки (модель производителя; страна производства в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира; вид обуви; вид материала, использованного для изготовления верха обуви; вид материала, использованного для изготовления подкладки обуви; вид материала, использованного для изготовления низа обуви; товарный знак (при наличии); идентификационный номер налогоплательщика участника оборота обувных товаров; цвет; размер в штихмассовой системе; наименование товара на этикетке (формируется в свободной форме); 4-значный код товарной номенклатуры товара (начиная с 01 января 2021 года – 10-значный код товарной номенклатуры товара); для обувных товаров, находящихся в обороте до даты начала обязательного нанесения средств идентификации на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров, по которым у заявителя нет возможности указать сведения, предусмотренные подпунктом «а» настоящего пункта: идентификационный номер налогоплательщика заявителя; вид обуви (мужская, женская, детская); первые 2 знака кода товарной номенклатуры; способ ввода обувных товаров в оборот (ввезены в Российскую Федерацию, произведены в Российской Федерации).

На основании пункта 45 Правил № 860 для обеспечения маркировки обувных товаров средствами идентификации обувных товаров участник оборота обувных товаров направляет оператору заявку на получение кодов маркировки (далее - заявка). Форма и формат заявки утверждаются оператором.

В силу пункта 46 Правил № 860, заявка должна содержать: идентификационный номер налогоплательщика участника оборота обувных товаров; способ ввода обувных товаров в оборот на территории Российской Федерации (ввезен в Российскую Федерацию, произведен в Российской Федерации; обувные товары, находящиеся в обороте на дату введения обязательной маркировки; перемаркировка (в случае утраты и замены поврежденного средства идентификации); принят на комиссию от физического лица, реализация (продажа) обувных товаров, ранее выведенных из оборота по сделкам, сведения о которых составляют государственную тайну); количество запрашиваемых кодов маркировки; код товара, для которого необходимо изготовить код маркировки; индивидуальный серийный номер каждого экземпляра товара в случае, если он формируется участником оборота обувных товаров самостоятельно.

На основании пункта 48 Правил № 860 после внесения кодов маркировки в реестр средств идентификации обувных товаров оператор информационной системы мониторинга направляет в устройство регистрации эмиссии заявителя сведения о составе предоставленных по заявке кодов маркировки.

Согласно пункта 49 Правил № 860, участник оборота обувных товаров не позднее 60 рабочих дней со дня получения кодов маркировки обеспечивает их преобразование в средство идентификации обувных товаров и передает в информационную систему мониторинга уведомление о преобразовании кодов маркировки в средство идентификации обувных товаров и нанесении средств идентификации на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарные ярлыки обувных товаров. Услуга по предоставлению кода маркировки оплачивается участником оборота обувных товаров до внесения в информационную систему мониторинга сведений о преобразовании кодов маркировки в средства идентификации обувных товаров и нанесении средств идентификации на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарные ярлыки обувных товаров. Услуга по предоставлению кода маркировки признается оказанной оператором в момент регистрации в информационной системе мониторинга сведений, содержащихся в уведомлении о получении средств идентификации обувных товаров или получении из информационной системы путем обмена данными по программным протоколам обмена.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2019 года № 620-р общество с ограниченной ответственностью «Оператор-ЦРПТ» определено оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Обществом с ограниченной ответственностью «Оператор-ЦРПТ» предоставлен доступ должностным лицам в личный кабинет государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации и мобильное приложение «Честный знак».

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 ст. 15.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в части 4 настоящей статьи.

Факт совершения ИП ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, помимо протокола об административном правонарушении, подтверждается обращением КВП, протоколом осмотра, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, от 02 ноября 2020 года, протоколом наложения ареста на товары, транспортные средства и иные вещи от 02 ноября 2020 года, объяснением ФИО1 от 16 ноября 2020 года, копией свидетельства о государственной регистрации права, копиями сведений из государственной информационной системы мониторинга товаров, сведениями из ЕГРИП.

Оснований не доверять этим доказательствам у судьи не имеется. Каких-либо данных, свидетельствующих о предвзятости или заинтересованности должностных лиц Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в исходе дела, в судебном заседании не добыто.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ИП ФИО1 всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства российской Федерации при продаже товаров населению, а также доказательства объективной невозможности принятия им мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины в совершении вмененного административного правонарушения.

На основании изложенного, судья приходит к выводу о наличии в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ.

Допущенное правонарушение не является малозначительным, поскольку объектом его посягательства является право граждан на получение достоверной информации товарах и услугах.

При назначении административного наказания судья на основании положений ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитывает общественно опасный характер административного правонарушения, имущественное и финансовое положение индивидуального предпринимателя.

Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств судьей не установлено.

С учетом изложенного судья считает возможным назначить наказание в виде наложения административного штрафа с конфискацией предметов административного правонарушения.

Законных оснований для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального, равно как и для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, не имеется.

Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 12 апреля 2021 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать индивидуального предпринимателя ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (Пять тысяч) рублей с конфискацией предметов административного правонарушения:

- сапоги женские «Admlis» 38 размера с арт. 8886, black, по цене 3800,00 руб. в количестве 1 пара;

- сапоги женские «Mai&guan» 39 размера с арт. 7036-11 черного цвета по цене 1500,00 руб. в количестве 1 пара;

- сапоги мужские 40 размера с арт. В003, brown, по цене 900,00 руб. в количестве 1 пара;

- сапоги женские «Havin» 36 размера с арт. F09-B439, black, по цене 3500,00 руб. в количестве 1 пара);

- ботинки женские темно-зеленого цвета 37,40,41 размеров с арт. С-20-5 по цене 2500,00 руб. в количестве 3 пары;

- ботинки женские серого цвета 36,39,40,41 размеров с арт. С-20-4 по цене 2500,00 руб. в количестве 4 пары;

- ботинки женские темно-серого цвета 40-41 размеров с арт. С-63-4 по цене 2500,00 руб. в количестве 2 пары;

- ботинки женские кофейного цвета 36-41 размеров с арт. С-20-3 по цене 2300,00 руб. в количестве 6 пар;

- полусапоги женские синего цвета 39-41 размеров с арт. В-76-3 по цене 2500,00 руб. в количестве 3 пары;

- ботинки женские с арт. С-20-2 темно-синего цвета 37-41 размеров по цене 2300,00 руб. в количестве 5 пар, 38-41 размеров по цене 2400,00 руб. в количестве 4 пары;

- сапоги женские темно-коричневого цвета 38,40 размера с арт. А-38-2 по цене 2500,00 руб. в количестве 2 пары;

- полусапоги женские черного цвета 40 размера с арт. В-76-1 по цене 2500,00 руб. в количестве 1 пара);

- сапоги женские марки «Yikuan Feisen» с арт. 137-21 (изготовитель - Heilongjiang Harbin Han Zhe Shoes, Co., LTD; Китай) 36-41 размеров по цене 2800,00 руб. в количестве 6 пар;

- сапоги женские торговой марки «Feisen» с арт. А307-11 (Китай) 36-41 размеров по цене 2800,00 руб. в количестве 6 пар;

- сапоги женские торговой марки «OUBAILI» с арт. 5304-1 (Китай) 41,42,43 размеров в количестве 6 пар).

Наименование получателя штрафа: ИНН <***>, КПП 290101001; УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Управление Роспотребнадзора по Архангельской области, л/с <***>), Единый казначейский счет № 40102810045370000016, номер счета для поступлений: 03100643000000012400 Отделение Архангельск Банка России // УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу г. Архангельск БИК 011117401, КБК 14111601151010012140.

Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.А. Чебыкина