Дело № 5-667/2022, 5-668/2022
УИД 76RS0014-02-2022-000614-26
УИД 76RS0014-02-2022-000615-23
Резолютивная часть объявлена 13.05.2022 г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ярославль 23 мая 2022 года
Судья Кировского районного суда г. Ярославля Бабикова И.Н., при секретаре Юрьевой О.Ю., рассмотрев дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении ФИО1,
У С Т А Н О В И Л :
В Кировский районный суд г.Ярославля поступили два протокола об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении ФИО1, по которым судом заведены два дела об административном правонарушении - №№5-667/2022 и 5-668/2022. Дела судьей рассмотрены совместно.
Установлено, что ФИО1 с 15.06.2020 г. замещает должность заместителя директора департамента- начальника отдела жилищной политики департамента строительства Ярославской области, является должностным лицом департамента строительства Ярославской области (далее-Департамент), исполняющим организационно-распорядительные функции.
В соответствии с пунктом 3.2.3. должностного регламента ФИО1 к должностным обязанностям гражданского служащего, замещающего должность заместителя директора департамента – начальника отдела относится организация работы в части реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на территории Ярославской области, в том числе: осуществление взаимодействия с Фондом по вопросам предоставления документов для открытия финансирования за счет средств Фонда мероприятий Региональной адресной программы; организация работы со структурными подразделениями Правительства области, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления; подготовка предложений по распределению средств Фонда, а также средств областного бюджета, предусмотренных на софинансирование мероприятий Региональной адресной программы между муниципальными образованиями области, осуществление иных полномочий.
В соответствии с пунктом 4.2.8. должностного регламента заместитель директора департамента – начальник отдела вправе самостоятельно принимать решения по вопросам, касающимся компетенции отдела жилищной политики.
Согласно разделу 2 Положения об отделе жилищной политики Департамента, утвержденного директором Департамента 16.06.2020 г., отдел решает задачи, в том числе разработку и реализацию жилищных программ Ярославской области, направленных на реализацию прав, а также защиту законных интересов жителей Ярославской области в сфере обеспечения жильем.
В соответствии с пунктом 3.1.4. Положения об отделе жилищной политики Департамента, утвержденного директором Департамента 16.06.2020, одной из функций отдела является обеспечение реализации региональной составляющей федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в части: подачи заявок на предоставление финансовой поддержки в Фонд, направления запросов на выделение денежных средств на основании реестров контрактов, заключения соглашений с Фондом и соглашений с муниципальными образованиями о предоставлении субсидии, направление заявок в департамент финансов Ярославской области на выделение средств на оплату заключенных муниципальными образованиями соглашений и контрактов.
На основании приказа директора Департамента от 05.04.2021 № 63 с 05.04.2021 ФИО1 предоставлено право первой подписи платежных поручений.
Совместным контрольным мероприятием контрольно-счетных органов муниципальных образований Ярославской области и Контрольно-счетной палаты Ярославской области по проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019-2025 годы за 2020-2021 годы, проведенной в Департаменте в период с 06.12.2021 по 03.03.2022, выявлено совершение ФИО1 правонарушений, связанных с нарушением порядка предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Ярославской области в 2021 году на реализацию этапов 2021 года и 2022 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 29.03.2019 № 224-п, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ.
Правонарушения выразились в несоответствии порядка перечисления субсидии, размера предоставляемого аванса, порядку и размеру, установленным порядками перечисления средств Фонда в бюджет субъекта Российской Федерации, местные бюджеты на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, утвержденными решениями ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее по тексту также Фонд).
Департамент осуществляет свою деятельность на основании Положения «О департаменте строительства Ярославской области», утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от 20.03.2007 № 94 (далее по тексту – Положение о департаменте).
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Департаменте Департамент является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по государственному регулированию градостроительной деятельности на территории Ярославской области.
Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти Российской Федерации, Ярославской области, иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. Департамент от лица Ярославской области осуществляет взаимодействие с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и единым институтом развития в жилищной сфере.
В соответствии с частью 11 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2017 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется соответствующее этому этапу увеличение лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, а в случае, если такое увеличение не осуществляется, - не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа.
В соответствии с пунктом 2.1. раздела 2 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам Ярославской области, утвержденных постановлением Правительства Ярославской области от 17.07.2020 № 605-п (далее по тексту - Правила № 605-п), при разработке порядков предоставления и распределения субсидий за счет финансовой поддержки государственных внебюджетных фондов и государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту – Фонд) главные распорядители бюджетных средств должны руководствоваться положениями федеральных нормативных правовых актов, которыми установлены порядок и условия предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации, и соглашениями между фондами и Ярославской областью.
Согласно Договору о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда от 13.05.2019 № 31/ПС, заключенного между Фондом в лице генерального директора Фонда ФИО 1 и Ярославской областью в лице и.о.Губернатора Ярославской области ФИО 2 (далее по тексту – Договор о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда) Фонд обязался принимать и рассматривать заявки Ярославской области на предоставление финансовой поддержки и перечислять средства финансовой поддержки, предназначенные для реализации Региональной адресной программы, в соответствии с порядком перечисления средств Фонда в бюджет субъекта Российской Федерации, местные бюджеты (подпункт 2.1.1.пункта 2.1. и пункт 3.3. Договора). Субъект (Ярославская область) обязался распределять и перечислять средства Фонда и областного бюджета муниципальным образованиям, претендующим в соответствии с заявкой Ярославской области на предоставление финансовой поддержки (подпункт 2.2.9 пункта 2.9 Договора).
В заявках на предоставление финансовой поддержки субъекту Российской Федерации за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, и в прилагаемых к ним документах, направляемых Ярославской областью в Фонд, финансовая поддержка запрашивалась для переселения граждан из жилых помещений, расположенных в муниципальных образованиях, с указанием данных муниципальных образований в заявках. Согласно решениям Фонда о рассмотрении указанных заявок Фонд, проанализировав заявки и прилагаемые к ним документы, одобрял объем финансирования, испрашиваемый для конкретных муниципальных образований.
Исходя из условий Договора о финансовой поддержке за счет средств Фонда, при поступлении финансовый поддержки Фонда Департаменту следовало распределять и перечислять средства Фонда, а также средства областного бюджета муниципальным образованиям, претендующим на предоставление финансовой поддержки, в соответствии с заявкой, направленной в Фонд, учитывая при этом требования порядков перечисления средств Фонда в бюджет субъекта Российской Федерации, местные бюджеты на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, утвержденных решениями Фонда.
В 2021 году письмом Губернатора Ярославской области от 29.01.2021 № ИХ.01-00910/21 в Фонд были направлены изменения в заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию этапа 2021 года, первоначально направленную в Фонд в 2020 году, на предоставление Ярославской области дополнительной финансовой поддержки за счет средств Фонда этапа 2021 года Региональной адресной программы. С учетом изменений и дополнений финансовая поддержка за счет средств Фонда, предоставляемая на реализацию этапа 2021 года Региональной адресной программы, составляла 620640,59 тыс. руб.
Решением Фонда от 08.02.2021 (протокол № 1045) на основании анализа дополнительной заявки Ярославской области на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда одобрен дополнительный объем финансовой поддержки в размере 300100,058 тыс. руб., при этом уменьшив средства поддержки, предоставляемой на основании заявки от 18.06.2020 № 6158-вн на 35320,329 тыс. руб.
Объем финансирования Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 29.03.2019 № 224-п (далее по тексту - Региональная адресная программа), в рамках этапа 2021 года составил 646500,614 тыс. руб., в том числе по средствам Фонда 620640,589 тыс. руб., по средствам областного бюджета в сумме 22822,541 тыс. руб., по средствам муниципальных образований – 3037,484 тыс. руб.
В 2021 году действовали Порядки перечисления средств Фонда в бюджет субъекта Российской Федерации, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, утвержденные Решением Правления Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» от 13.11.2020 протокол № 1023, от 30.04.2021 протокол № 1071, от 18.05.2021 протокол № 1074, от 22.10.2021 протокол № 1117 (далее по тексту – Порядок № 1023, № 1071, № 1074, № 1117).
Аванс средств Фонда, поступивший в Ярославскую область на реализацию этапа 2021 года составлял 131192,184 тыс. руб.
Оставшиеся средства Фонда на реализацию этапа 2021 года перечислялись по мере представления в Фонд реестра контрактов:
реестр контрактов, направленный 26.05.2021 № ИХ.01-06126/21 на перечисление средств в размере 79564,302 тыс. руб. (поступили 09.06.2021);
реестр контрактов, направленный 11.10.2021 № ИХ.01-11968/21 на перечисление средств в размере 120531,265 тыс. руб. (поступили 18.10.2021);
реестр контрактов, направленный 07.12.2021 № ИХ.01-14149/21 на перечисление средств в размере 82666,583 тыс. руб. (поступили 20.12.2021).
Согласно Порядкам №№ 1071, 1074, 1117 Фонд перечисляет 30 процентов от суммы финансовой поддержки по заявке, одобренной правлением Фонда (аванс), перечисление осуществляется в течение 7 рабочих дней (пункты 2.1). В случае, если правлением Фонда одобрены изменения и дополнения в заявку, предусматривающие в том числе увеличение размера средств Фонда по ранее одобренной заявке в связи с увеличением установленного для данного субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение или в связи с расчетом прогнозного увеличения лимита средств на переселение для данного субъекта Российской Федерации, Фонд доперечисляет в качестве аванса 30 процентов от суммы, на которую увеличиваются средства Фонда в соответствии с представленными изменениями и дополнениями в заявку (пункты 2.3.1).
Оставшаяся часть финансовой поддержки перечисляется в зависимости от промежуточных результатов реализации этапа программы переселения:
по мере заключения контрактов (договоров) на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, на строительство многоквартирных домов - в размере 50 процентов от суммы средств Фонда, предусмотренных на их реализацию;
по мере возникновения обязательств по оплате указанных выше контрактов (договоров) - в размере 20 процентов от суммы исполненных или подлежащих исполнению обязательств по оплате заключенных контрактов за счет средств Фонда;
по мере заключения соглашений о предоставлении возмещения за изымаемые у граждан жилые помещения, соглашений о выплате гражданам субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения и (или) на возмещение части расходов на уплату процентов за пользование займом или кредитом - в размере 70 процентов от суммы средств Фонда, предусмотренных на реализацию таких соглашений (пункты 2.4).
Средства Фонда перечисляются по мере представления в Фонд реестра контрактов, в пределах суммы финансовой поддержки по заявке, одобренной правлением Фонда (пункт 2.5). Реестр контрактов оформляется по каждой заявке каждого этапа программы переселения субъекта Российской Федерации накопительным итогом (пункты 2.6).
В соответствии с пунктами 2.7. Порядков №№ 1071, 1074, 1117 в сопроводительном письме указывается основание направления реестра контрактов (дата и номер решения правления Фонда о предоставлении финансовой поддержки Фонда с указанием решений о согласовании изменений и дополнений, изменений в программу переселения в отношении мероприятий, предусмотренных данной заявкой) и размер средств Фонда, запрашиваемый к перечислению, который не должен превышать размера суммы средств Фонда, определяемой по формуле, предусмотренной п.2.7.1:
где:
СрФ - размер средств Фонда, подлежащих перечислению;
Макс - максимальное из возможных значений;
Суммазаявки - общая сумма средств финансовой поддержки Фонда по заявке субъекта Российской Федерации с учетом изменений и дополнений, а также изменений в программу переселения, представленных субъектом Российской Федерации и согласованных Фондом;
СрФконтр. - общая сумма средств Фонда в соответствии с реестром контрактов, учитываемая накопительным итогом;
СрФисполнено - общая сумма обязательств по оплате заключенных контрактов (договоров) за счет средств Фонда (нарастающим итогом), исполнение которых в соответствии с условиями контракта (договора) не обусловлено выполнением другой стороной обязательств по контракту (договору) либо эти обязательства другой стороной исполнены (что подтверждается документами, установленными законодательством), а также обязательств по соглашениям о предоставлении возмещения за изымаемые у граждан жилые помещения и соглашениям о выплате гражданам субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения и (или) на возмещение части расходов на уплату процентов за пользование займом или кредитом.
В данной сумме учитываются обязательства субъекта Российской Федерации, муниципального образования, срок исполнения которых, в соответствии с условиями контракта, наступил либо наступает не позднее 20 дней с даты представления реестра контрактов в Фонд, а также полная сумма обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования по соглашениям о предоставлении возмещения за изымаемые у граждан жилые помещения и соглашениям о выплате гражданам субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения и (или) на возмещение части расходов на уплату процентов за пользование займом или кредитом независимо от срока и условий исполнения таких обязательств;
- общая сумма средств Фонда, перечисленных ранее в соответствии с решением правления Фонда о рассмотрении заявки субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки с учетом решения правления Фонда о согласовании изменений и дополнений в заявку (сумма аванса с учетом суммы зачета) и последующими решениями правления Фонда о перечислении средств Фонда на основании представленных реестров контрактов (фактически перечисленные).
В случае, если сумма аванса по заявке на предоставление финансовой поддержки в соответствии с разделами 4, 5 Порядка перечислена в размере менее 30 процентов от общей суммы средств Фонда, то при расчете суммы средств Фонда к перечислению на основании представленного реестра контрактов в формуле вместо коэффициента 0,3 применяется коэффициент, равный величине перечисленного аванса, выраженного в процентах, деленного на 100, а коэффициент 0,5 увеличивается на разницу между данными коэффициентами (пункты 2.7.1 Порядков №№ 1071, 1074).
Всего на реализацию этапа 2021 года Региональной адресной программы в проверяемом периоде из Фонда поступило 413954,334 тыс. руб.
Порядок предоставления и распределения субсидий Региональной адресной программы, утвержденный постановлением Правительства Ярославской области от 29.03.2019 № 224-п (далее по тексту – Порядок предоставления и распределения субсидий № 224-п), противоречит Порядку перечисления средств Фонда в бюджет субъекта Российской Федерации.
При этом согласно пункту 2.1 Правил № 605-п при разработке порядков предоставления и распределения субсидий за счет финансовой поддержки государственных внебюджетных фондов и государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства ГРБС должны руководствоваться положениями федеральных нормативных правовых актов, которыми установлены порядок и условия предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации, и соглашениями между фондами и Ярославской областью.
Согласно пункту 2.1. Порядка №1023 аванс составляет 20% от суммы финансовой поддержки по заявке, а предоставление осуществляется в течение 7 рабочих дней после принятия правлением Фонда решения о предоставлении финансовой поддержки.
При направлении реестров контрактов в Фонд действовали Порядки №№ 1071, 1074, 1117.
В ходе проверки установлено следующее:
1. Городской округ Рыбинск.
Финансовая поддержка городскому округу Рыбинск за счет средств Фонда, предоставляемая на реализацию этапа 2021 года Региональной адресной программы, включенная в заявку на реализацию этапа 2021 года Региональной адресной программы, составляла 128216,891 тыс. руб. Указанный объем финансирования по средствам Фонда также был указан в соглашении с администрацией городского округа город Рыбинск от 10.03.2021 № ПС-11-21.
При анализе Порядка № 1023, Порядка предоставления и распределения субсидий № 224-п и соглашения с администрацией городского округа город Рыбинск от 10.03.2021 № ПС-11-21 установлено, что первый транш по средствам Фонда (аванс) в соответствии Порядком предоставления и распределения субсидий № 224-п в редакции Региональной адресной программы от 27.01.2021 составляет 30 процентов субсидии, предоставляемой за счет средств Фонда, - после принятия соответствующего решения правлением Фонда, при этом аванс в Порядке № 1023 и соглашении от 10.03.2021 № ПС-11-21 установлен в размере 20 процентов.
Согласно пункту 3.4. Порядка предоставления и распределения субсидий № 224-п в редакции Региональной адресной программы от 27.01.2021 перечисление в муниципальные образования области первого транша (аванса) осуществляется следующим образом:
в размере 30 процентов субсидии, предоставляемой за счет средств Фонда, - после принятия соответствующего решения правлением Фонда в сроки, предусмотренные договором между Ярославской областью и Фондом;
в размере 30 процентов субсидии, предоставляемой за счет средств областного бюджета, - с момента заключения соглашения о предоставлении субсидии при наличии муниципальных контрактов.
В соответствии с пунктом 3.3. Договора о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда средства финансовой поддержки, предназначенные для реализации Региональной адресной программы, перечисляются Фондом в соответствии с Порядком перечисления средств Фонда в бюджет субъекта Российской Федерации, местные бюджеты.
В соответствии с Порядками № 1023 и № 1071 перечисление средств финансовой поддержки за счет средств Фонда (аванса) осуществляется в течение 7 рабочих дней после принятия правлением Фонда решения о предоставлении финансовой поддержки.
В соответствии с пунктом 2.6.3 Правил № 605-п, пунктом 3.3 Порядка предоставления и распределения субсидий № 224-п, одним из условий предоставления субсидии является наличие подписанного с муниципальным образованием области соглашения о предоставлении субсидии.
Учитывая, что финансовая поддержка за счет средств Фонда (аванс) была перечислена в субъект (Ярославскую область) до заключения соглашения с городским округом Рыбинск, то Департаменту, как ГРБС, аванс в данное муниципальное образование следовало перечислить в течение 7 рабочих дней с даты заключения соглашения (10.03.2021) в срок до 19.03.2021.
Размер аванса городскому округу Рыбинск от суммы финансовой поддержки по средствам Фонда составил: 128216,891 тыс. руб.*20% = 25643,378 тыс. руб., что соответствовало сумме, перечисленной в муниципальное образование. Указанная сумма по средствам Фонда перечислена в муниципальное образование платежными поручениями от 29.04.2021 № 1076 на сумму 5526,71 тыс. руб., от 25.05.2021 №№ 1142, 1150, 1151, 1152 на общую сумму 20116,668 тыс. руб.
В Реестр контрактов по заявке этапа 2021 года Региональной адресной программы, направляемый в Фонд, городской округ Рыбинск включен по состоянию на 29.11.2021.
При этом общая сумма средств Фонда в соответствии с реестром контрактов, учитываемая накопительным итогом, и общая сумма обязательств по оплате заключенных контрактов (договоров) за счет средств Фонда (нарастающим итогом), исполнение которых в соответствии с условиями контракта (договора) не обусловлено выполнением другой стороной обязательств по контракту (договору) либо эти обязательства другой стороной исполнены (что подтверждается документами, установленными законодательством), а также обязательств по соглашениям о предоставлении возмещения за изымаемые у граждан жилые помещения и соглашениям о выплате гражданам субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения и (или) на возмещение части расходов на уплату процентов за пользование займом или кредитом составляла 5893,348 тыс. руб.
Согласно расчету по формуле Порядков № 1023, 1071 максимальная сумма средств Фонда к перечислению, приходящаяся на городской округ Рыбинск по направленному в Фонд 07.12.2021 реестру контрактов на получение финансовой поддержки могла составить:
(128216,891 тыс. руб.*0,2+0,6*5892,348 тыс. руб.+0,2*5892,348тыс. руб.)- 25643,378 тыс. руб. = 4713,878 тыс. руб.
Согласно порядку перечисления субсидии, определенному соглашением от 10.03.2021 № ПС-11-21, размер последующего транша по средствам Фонда должен составить:
0,3*5892,348 тыс. руб.+0,5*5892,348тыс. руб. = 4713,878 тыс. руб.
При этом Департаментом финансовая поддержка по средствам Фонда городскому округу Рыбинск перечислена платежным поручением от 22.12.2021 № 1568 в сумме 3626,261 тыс. руб.
Таким образом, всего финансовая поддержка по средствам Фонда на реализацию этапа 2021 года Региональной адресной программы, перечисленная Департаментом в городской округ Рыбинск, в 2021 году составила 29269,639 тыс. руб.
Дополнительным соглашением от 11.10.2021 в соглашение от 10.03.2021 № ПС-11-21 внесены изменения в части объема финансирования и расселяемой площади из аварийного жилищного фонда:
Расселяемая площадь, кв.м. | Объем финансирования, всего, тыс. руб. | в том числе за счет средств | |||
Фонд, тыс. руб. | ОБ, тыс. руб. | МО, тыс. руб. | |||
Соглашение от 10.03.2021 № ПС-11-21 | 3150,8 | 133559,261 | 128216,891 | 4541,014 | 801,356 |
Дополнительное соглашение от 11.10.2021 к соглашению от 10.03.2021 № ПС-11-21 | 1117,3 | 47361,228 | 45466,78 | 1610,281 | 284,167 |
Изменение («+» - увеличение, «» - уменьшение | -2033,5 | -86198 | -82750 | -2930,7 | -517,19 |
Таким образом, с октября 2021 года в рамках соглашения городскому округу Рыбинск уменьшены лимиты бюджетных обязательств на реализацию этапа 2021 года Региональной адресной программы.
В соответствии с пунктом 3.1.3 Соглашения от 10.03.2021 № ПС-11-21 Департамент осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, направленных на реализацию соглашения, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Согласно пункту 3.1.4 указанного соглашения в случае невозможности использования субсидий по целевому назначению средства перераспределяются между другими муниципальными образованиями области путем внесения соответствующих изменений в Региональную адресную программу с последующим изменением соглашения.
Проверкой установлено, что при уменьшении суммы финансовой поддержки, сумма аванса, перечисленная в городской округ Рыбинск, не корректировалась.
В соответствии с Порядком № 1074, действующим на дату заключения дополнительного соглашения, размер аванса исходя из умешенного общего объема финансирования на реализацию мероприятий этапа 2021 года Региональной адресной программы по средствам Фонда должен составлять:
45466,78 тыс. руб. * 30% = 13640,034 тыс. руб.
Размер последующего транша по средствам Фонда, в соответствии с Порядком № 1071, должен составить: (0,3*45466,78 тыс. руб. + 0,5*5892,348 тыс. руб.+0,2*5892,348тыс. руб. – 13640,034 тыс. руб.) = 4124,644 тыс. руб.
Таким образом, финансовая поддержка по средствам Фонда на реализацию этапа 2021 года Региональной адресной программы городскому округу Рыбинск в 2021 году с учетом изменений, вносимых в соглашение от 10.03.2021 № ПС-11-21, должна была составить 17764,678 тыс. руб.
Превышение суммы, перечисленной по средствам Фонда городскому округу Рыбинск в 2021 году на реализацию мероприятий этапа 2021 года Региональной адресной программы, над суммой, подлежащей перечислению в соответствии с Порядком № 1071, составило 11504,961 тыс. руб. (17764,678 тыс. руб. - 29269,639 тыс. руб.).
Средства областного бюджета в соответствии с условием соглашения и Порядком предоставления и распределения субсидий № 224-п перечисляются также траншами: первый транш в размере 20 процентов субсидии - с момента заключения соглашения о предоставлении субсидии при наличии муниципальных контрактов, последующий транш - в размере не более 80 процентов субсидии - по мере заключения муниципальными образованиями области контрактов (договоров) на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, на строительство многоквартирных домов, на выкуп жилых помещений в рамках реализации Программы и предоставления реестра муниципальных контрактов.
Проверкой установлено, что городским округом Рыбинск контракты заключались в августе и сентябре, при этом в реестр на финансовую поддержку по средствам Фонда городской округ Рыбинск включен в ноябре 2021 года (реестр направлен в Фонд письмом от 07.12.2021).
Перечисление первого транша по средствам областного бюджета произведено 20.04.2021 в сумме 908,203 тыс. руб. Размер составлял 20% от суммы финансовой поддержки по заявке по средствам областного бюджета. Последующий транш был перечислен 22.12.2021 в сумме 128,430 тыс. руб.
Согласно порядку перечисления субсидии, определенному в соглашении, размер и сроки перечисления транша должны были производиться в следующем порядке:
- первый транш – не ранее даты заключения контракта(ов) (30.08.2021).
При этом Департаменту, аналогично финансовой поддержке по средствам Фонда на реализацию этапа 2021 года Региональной адресной программы, городскому округу Рыбинск в 2021 году с учетом изменений, вносимых в соглашение от 10.03.2021 № ПС-11-21, необходимо было скорректировать сумму аванса, которая должна составлять 483,084 тыс. руб. (1610,281 тыс. руб. *30%), а последующий транш по средствам областного бюджета должен составить: 146,081 тыс. руб. (0,3*1610,281 тыс. руб. + 0,5*208,687 тыс. руб.+0,2*208,687 тыс. руб. – 483,084 тыс. руб.).
Таким образом, финансовая поддержка по средствам областного бюджета на реализацию этапа 2021 года Региональной адресной программы городскому округу Рыбинск в 2021 году с учетом изменений, вносимых в соглашение от 10.03.2021 № ПС-11-21, должна составить 629,165 тыс. руб.
Фактически на реализацию этапа 2021 года Региональной адресной программы в 2021 году в городской округ Рыбинск перечислено средств областного бюджета в общей сумме 1036,633 тыс. руб.
Превышение суммы перечисления финансовой поддержки по средствам областного бюджета городскому округу Рыбинск в 2021 году на реализацию мероприятий этапа 2021 года Региональной адресной программы составило 407,468 тыс. руб. (1036,633 тыс. руб. - 629,165 тыс. руб.).
Общая сумма перечислений в нарушение порядка перечисления субсидии по городскому округу Рыбинск в 2021 году на реализацию этапа 2021 года Региональной адресной программы за счет средств Фонда и областного бюджета составила 11912,429 тыс. руб.
2. городской округ Ярославль.
Согласно Порядку предоставления и распределения субсидий № 224-п и порядку перечисления субсидии, установленному соглашением от 12.03.2021 № ПС-13-21, первый транш в городской округ Ярославль должен был быть перечислен в течение 7 рабочих дней. При этом в соответствии с пунктом 2.6.3 Правил № 605-п, пунктом 3.3 Порядка предоставления и распределения субсидий № 224-п одним из условий предоставления субсидии является наличие подписанного с муниципальным образованием области соглашения о предоставлении субсидии. Учитывая, что финансовая поддержка за счет средств Фонда (аванс) была перечислена в субъект (Ярославская область) до заключения соглашения с городским округом Ярославль, то Департаменту, как ГРБС, аванс в данное муниципальное образование следовало осуществить в течение 7 рабочих дней с даты заключения соглашения с администрацией городского округа город Ярославль от 12.03.2021 № ПС-13-21 в срок до 23.03.2021.
Установлено, что размер аванса городскому округу Ярославль от суммы финансовой поддержки по средствам Фонда составила: 31874,358 тыс. руб. (159371,788 тыс. руб.*20%). Указанная сумма по средствам Фонда перечислена в муниципальное образование платежными поручениями: от 14.04.2021 № 1080 на сумму 5000 тыс. руб., от 26.04.2021 №№ 1120, 1121, 1122 на общую сумму 26874,358 тыс. руб.
В Реестр контрактов по заявке этапа 2021 года Региональной адресной программы, направляемых в Фонд, городской округ Ярославль был включен по состоянию на 14.05.2021 (письмо от 26.05.2021 № ИХ.01-06126/21), на 11.10.2021 (письмо от 26.05.2021 № ИХ.01-06126/21), на 29.11.2021 (письмо от 07.12.2021 № ИХ.01-14149/21).
При этом общая сумма средств Фонда в соответствии с реестром контрактов, учитываемая накопительным итогом, составила 148226,309 тыс. руб., а общая сумма обязательств по оплате заключенных контрактов (договоров) за счет средств Фонда (нарастающим итогом), исполнение которых в соответствии с условиями контракта (договора) не обусловлено выполнением другой стороной обязательств по контракту (договору) либо эти обязательства другой стороной исполнены (что подтверждается документами, установленными законодательством), а также обязательств по соглашениям о предоставлении возмещения за изымаемые у граждан жилые помещения и соглашениям о выплате гражданам субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения и (или) на возмещение части расходов на уплату процентов за пользование займом или кредитом составляла 69486,944 тыс. руб.
Согласно расчету по формуле Порядков №№ 1071, 1074 максимальная сумма средств Фонда к перечислению, приходящаяся на городской округ Ярославль на реализацию этапа 2021 года Региональной адресной программы в 2021 году, могла составить 109214,474 тыс. руб.:
Тыс.руб.
Реестр контрактов | СрФконтр. | СрФисполнено. | Расчет КСП | Перечисление последующих траншей Департаментом | Отклонение (расчет КСП - фактическое перечисление) |
на 14.05.2021 (письмо от 26.05.2021 № ИХ.01-06126/21) | 25027,902 | 25027,9 | (159371,788*0,2+0,6*25027,902+0,2*25027,902)-31874,358=20022,322 | от 19.07.2021 № 1213 на сумму 8000 тыс. руб.; от 01.10.2021 № 1343 на сумму 1098,723 тыс. руб.; от 11.10.2021 № 1373 на сумму 2885,165 тыс. руб.; от 02.11.2021 № 11422 на сумму 7335,5 тыс. руб.; от 29.11.2021 № 1506 на сумму 9767,129 тыс. руб.; от 13.12.2021 № 1534 на сумму 2975,324 тыс. руб.; от 16.12.2021 № 1548 на сумму 1149,267 тыс. руб.; от 24.12.2021 № 1590 на сумму 17159,872 тыс. руб.; от 28.12.2021 № 1599 на сумму 1059,879 тыс. руб. | |
на 11.10.2021 (письмо от 11.10.2021 № ИХ.01-06126/21) | 147168,28 | 46729,49 | (159371,788*0,2+0,6*147168,28+0,2*46729,49)-31874,358-20022,3212=77624,544 | ||
на 29.11.2021 (письмо от 07.12.2021 № ИХ.01-14149/21) | 148226,31 | 69486,94 | ((159371,788*0,2+0,6*148226,31+0,2*69486,94)-31874,358-20022,3212-77624,5444)+21270,985*0,3=11567,608 | ||
Итого | 148226,31 | 69486,94 | 109214,474 | 51430,859 | 57783,615 |
Расчет КСП произведен с учетом вносимых изменений в соглашение от 12.03.2021 № ПС-13-21 в части объема финансирования и расселяемой площади из аварийного жилищного фонда:
Расселяемая площадь, кв.м. | Объем финансирования, всего, тыс. руб. | в том числе за счет средств | |||
Фонд, тыс. руб. | ОБ, тыс. руб. | МО, тыс. руб. | |||
Соглашение от 12.03.2021 № ПС-13-21 | 3916,4 | 166012,279 | 159371,788 | 5644,417 | 996,074 |
Дополнительное соглашение от 24.06.2021 к соглашению от 12.03.2021 № ПС-13-21 | 3920,6 | ||||
Дополнительное соглашение от 18.11.2021 к соглашению от 12.03.2021 № ПС-13-21 | 4433,7 | 188169,555 | 180642,773 | 6397,765 | 1129,017 |
Изменение («+» - увеличение, «» - уменьшение | 517,3 | 22157,276 | 21270,985 | 753,348 | 132,943 |
Таким образом, с ноября 2021 года в рамках соглашения городскому округу Ярославль увеличены лимиты бюджетных обязательств на реализацию этапа 2021 года Региональной адресной программы.
При увеличении суммы финансовой поддержки сумма аванса, перечисленная в городской округ Ярославль, не корректировалась.
Согласно пункту 2.3.1. Порядка № 1017 в случае, если правлением Фонда одобрены изменения и дополнения в заявку, предусматривающие в том числе увеличение размера средств Фонда по ранее одобренной заявке в связи с увеличением установленного для данного субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение или в связи с расчетом прогнозного увеличения лимита средств на переселение для данного субъекта Российской Федерации, Фонд доперечисляет в качестве аванса 30 процентов от суммы, на которую увеличиваются средства Фонда в соответствии с представленными изменениями и дополнениями в заявку.
Таким образом, финансовая поддержка по средствам Фонда на реализацию этапа 2021 года Региональной адресной программы городскому округу Ярославль в 2021 году с учетом изменений, вносимых в соглашение от 12.03.2021 № ПС-13-21, должна была составить 141088,832 тыс. руб.
Установлено, что городскому округу Ярославль финансовая поддержка по средствам Фонда городскому округу Ярославль в 2021 году на реализацию мероприятий этапа 2021 года Региональной адресной программы перечислена в меньшем объеме. Таким образом, городской округ Ярославль в 2021 году на реализацию мероприятий этапа 2021 года Региональной адресной программы недополучил средств Фонда в сумме 57783,615 тыс. руб. (141088,832 тыс. руб. - 83305,217 тыс. руб.).
Аналогично финансовой поддержке по средствам Фонда на реализацию этапа 2021 года Региональной адресной программы городскому округу Ярославль в 2021 году с учетом изменений, вносимых в соглашение от 12.03.2021 № ПС-13-21, средства областного бюджета перечислены в меньшем объеме, в результате городской округ Ярославль в 2021 году на реализацию мероприятий этапа 2021 года Региональной адресной программы недополучил средств областного бюджета в сумме 2046,503 тыс. руб. (4996,896 тыс. руб. (уровень софинансирования при предоставлении субсидии за счет средств Фонда в сумме 141088,832 тыс. руб.) - 2950,393 тыс. руб.).
Перечисление первого транша по средствам областного бюджета произведено 26.03.2021 в сумме 1128,883 тыс. руб. Размер составлял 20% от суммы финансовой поддержки по заявке по средствам областного бюджета. Последующие транши перечислялись следующими платежами: 19.07.2021 на сумму 272 тыс. руб., 01.10.2021 на сумму 38,913 тыс. руб., 11.10.2021 на сумму 102,183 тыс. руб., 02.11.2021 на сумму 259,8 тыс. руб., 29.11.2021 на сумму 345,918 тыс. руб., 13.12.2021 на сумму 105,376 тыс. руб., 16.12.2021 на сумму 40,703 тыс. руб., 24.12.2021 на сумму 619,079 тыс. руб., 28.12.2021 на сумму 37,538 тыс. руб., всего на общую сумму 1821,51 тыс. руб.
При анализе перечислений средств Фонда по муниципальным образованиям Ярославской области: Борисоглебское сельское поселение Борисоглебского муниципального района, Вощажниковское сельское поселение Борисоглебского муниципального района, городской округ город Переславль-Залесский, городское поселение ФИО2 муниципального района, Некоузское сельское поселение Некоузского муниципального района, сельское поселение Некрасовское Некрасовского муниципального района, городское поселение Пошехонье Пошехонского муниципального района, городское поселение Ростов Ростовского муниципального района, городское поселение Тутаев Тутаевского муниципального района, Улейминское сельское поселение Угличского муниципального района установлено, что первый транш (аванс) перечислялся в размере 20% средств субсидии Фонда от объема финансирования за счет указанных средств, установленного соглашениями с данными муниципальными образованиями.
Вносимые изменения связаны с изменениями площади расселяемых жилых помещений и объемов финансирования.
Согласно пункту 2.3.1. Порядков №№ 1071, 1074, 1117 в случае, если правлением Фонда одобрены изменения и дополнения в заявку, предусматривающие в том числе увеличение размера средств Фонда по ранее одобренной заявке в связи с увеличением установленного для данного субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение или в связи с расчетом прогнозного увеличения лимита средств на переселение для данного субъекта Российской Федерации, Фонд доперечисляет в качестве аванса 30 процентов от суммы, на которую увеличиваются средства Фонда в соответствии с представленными изменениями и дополнениями в заявку.
При увеличении (уменьшении) объемов финансовой поддержки изменения, сумма аванса, перечисленная в муниципальные образования, не корректировалась, в результате чего муниципальные образования: Городской округ город Переславль-Залесский, Некоузское сельское поселение Некоузского муниципального района, Городское поселение Пошехонье Пошехонского муниципального района, Городское поселение Ростов Ростовского муниципального района получили аванс в меньшем размере, а муниципальным образованиям: Вощажниковское сельское поселение Борисоглебского муниципального района, Городское поселение ФИО2 муниципального района, Сельское поселение Некрасовское Некрасовского муниципального района аванс по средствам Фонда перечислен в большем объеме.
Расчет средств Фонда к перечислению в муниципальные образования в соответствии с Порядком № 1071 привел к следующему:
тыс. руб.
Муниципальное образование | Реестр контрактов | Расчет КСП | Перечислено Департаментом с учетом аванса | Отклонение (перечисление Департаментом-расчет КСП) | ||||
СрФконтр. | СрФисполнено. | аванс 20% | Расчет аванса 20% с изменением ЛБО | Расчет транша по Порядку №1071 | всего по расчету КСП | |||
Борисоглебское сельское поселение Борисоглебского муниципального района | 2647,680 | 2647,680 | 605,518 | 0,000 | 2118,144 | 2723,662 | 2647,680 | -75,982 |
Вощажниковское сельское поселение Борисоглебского муниципального района | 2275,296 | 2275,296 | 715,776 | -391,075 | 1820,237 | 2144,938 | 2275,296 | 130,358 |
Городской округ город Переславль-Залесский | 6625,903 | 6625,903 | 5855,786 | 5855,786 | 5300,722 | 17012,294 | 7958,217 | -9054,077 |
Городское поселение ФИО2 муниципального района | 21531,456 | 21531,456 | 18301,305 | -2819,585 | 17225,165 | 32706,885 | 25659,936 | -7046,949 |
Некоузское сельское поселение Некоузского муниципального района | 9151,320 | 9151,320 | 2486,369 | 766,665 | 7321,056 | 10574,090 | 11642,890 | 1068,800 |
Сельское поселение Некрасовское Некрасовского муниципального района | 14708,928 | 14708,928 | 12555,554 | -14295,373 | 11767,142 | 10027,323 | 14708,928 | 4681,605 |
Городское поселение Пошехонье Пошехонского муниципального района | 50641,574 | 50669,774 | 10199,404 | 1988,454 | 40518,899 | 52706,757 | 56398,672 | 3691,915 |
Городское поселение Ростов Ростовского муниципального района | 49897,700 | 47901,792 | 2748,133 | 15869,952 | 39518,978 | 58137,063 | 58244,348 | 107,285 |
Городское поселение Тутаев Тутаевского муниципального района | 28143,196 | 28143,196 | 9474,430 | 0,000 | 22514,557 | 31988,987 | 34086,140 | 2097,153 |
Улейминское сельское поселение Угличского муниципального района | 359,328 | 359,328 | 560,756 | 0,000 | 287,462 | 848,218 | 1550,214 | 701,996 |
Итого | 185982,381 | 184014,673 | 63503,031 | 6974,824 | 148392,362 | 218870,217 | 215172,321 | -3697,896 |
Финансовая поддержка по средствам Фонда на реализацию этапа 2021 года Региональной адресной программы 3 муниципальным образованиям перечислена в меньшем объеме на 16177,088 тыс. руб. и 7 муниципальным образованиям в большем объеме на 12479,112 тыс. руб.
Аналогично финансовой поддержке по средствам Фонда в указанные муниципальные образования перечислены средства областного бюджета.
В соответствии с пунктом 1.5 Региональной адресной программы объем долевого финансирования мероприятий по расселению аварийного жилищного фонда за счет средств местных бюджетов на 2019 - 2025 годы устанавливается в размере не менее 15 процентов от доли софинансирования консолидированного бюджета для городских округов, не менее 10 процентов - для городских поселений, не менее 5 процентов - для сельских поселений.
Согласно пункту 3.6. Порядка предоставления и распределения субсидий № 224-п распределение субсидий между муниципальными образованиями области - участниками Программы осуществляется в соответствии с Планом мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, приведенным в приложении 3 к Региональной адресной программе.
Произведен расчет отклонений по средствам областного бюджета к перечислению в муниципальные образования исходя из уровня софинансирования по средствам Фонда и доли софинансирования консолидированного бюджета за счет средств областного бюджета и местных бюджетов по формуле:
Отклонение по средствам Фонда (перечисление Департаментом-расчет КСП) / 96% (софинансирование по средствам Фонда) * 4% (консолидированный бюджет (средства областного и местного бюджета)* долю софинансирования областного бюджета (100%-15% = 85% для городских округов; 100% - 10% = 90% для городских поселений, 100 % - 5 % = 5% для сельских поселений), в ходе которого установлено, что финансовая поддержка по средствам областного бюджета на реализацию этапа 2021 года Региональной адресной программы 3 муниципальным образованиям перечислена в меньшем объеме на 587,934 тыс. руб. и 7 муниципальным образованиям в большем объеме на 480,219 тыс. руб.:
тыс. руб.
Муниципальное образование | Отклонение по средствам ОБ |
Борисоглебское сельское поселение Борисоглебского муниципального района | -3,008 |
Вощажниковское сельское поселение Борисоглебского муниципального района | 5,16 |
Городской округ город Переславль-Залесский | -320,665 |
Городское поселение ФИО2 муниципального района | -264,261 |
Некоузское сельское поселение Некоузского муниципального района | 42,307 |
Сельское поселение Некрасовское Некрасовского муниципального района | 185,314 |
Городское поселение Пошехонье Пошехонского муниципального района | 138,447 |
Городское поселение Ростов Ростовского муниципального района | 4,023 |
Городское поселение Тутаев Тутаевского муниципального района | 78,643 |
Улейминское сельское поселение Угличского муниципального района | 26,325 |
Итого | -107,715 |
Финансовая поддержка по средствам областного бюджета на реализацию этапа 2021 года Региональной адресной программы 3 муниципальным образованиям перечислена в меньшем объеме на 587,934 тыс. руб. и 7 муниципальным образованиям в большем объеме на 480,219 тыс. руб.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 139, подпункта 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка перечисления средств Фонда в бюджет субъекта Российской Федерации, местные бюджеты на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, пункта 3.4 Порядка предоставления и распределения субсидий № 224-п, порядка перечисления субсидии, определенного соглашениями с муниципальными образованиями на реализацию этапа 2021 года Региональной адресной программы, в 2021 году не обеспечено соблюдение условий Договора о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств Фонда от 13.05.2019 №31/ПС в части эффективности использования финансовой поддержки, выполнения обязательства по распределению и предоставлению финансовой поддержки за счет средств Фонда муниципальным образованиям Ярославской области в соответствии с заявкой субъекта РФ на реализацию этапа 2021 года Региональной адресной программы, направленной в Фонд, и порядков предоставления и распределения субсидии за счет финансовой поддержки Фонда, в результате чего:
- четырем муниципальным образованиям Ярославской области: городскому округу г. Ярославль, Борисоглебскому сельскому поселению, городскому округу г. Переславль-Залесский, городскому поселению Любим финансовая поддержка на реализацию этапа 2021 года Региональной адресной программы была предоставлена в меньшем объеме, чем следовало перечислить исходя из порядков перечисления средств, на общую сумму 76595,14 тыс. руб., в том числе по средствам Фонда 73960,703 тыс. руб., по средствам областного бюджета 2634,437 тыс. руб.;
- восьми муниципальным образованиям: городской округ г.Рыбинск, Вощажниковское сельское поселение, Некоузское сельское поселение, Некрасовское сельское поселение, городское поселение Пошехонье, городское поселение Ростов, городское поселение Тутаев, Улеймское сельское поселение была предоставлена финансовая поддержка на реализацию этапа 2021 года Региональной адресной программы в большем объеме, чем следовало перечислить исходя из порядков перечисления средств, на сумму 24871,76 тыс. руб., в том числе по средствам Фонда 23984,073 тыс. руб., по средствам областного бюджета 887,687 тыс. руб.
На основании приказа директора Департамента от 05.04.2021 № 63 с 05.04.2021 ФИО1 предоставлено право первой подписи платежных поручений.
ФИО1 подписывались платежные поручения на перечисление бюджетных средств в указанные выше муниципальные образования.
Таким образом, заместителем директора департамента – начальником отдела жилищной политики департамента строительства Ярославкой области ФИО1
по месту нахождения Департамента (150000, <...>) в период с марта по декабрь 2021 года (22.03.2021, 26.03.2021, 14.04.2021, 16.04.2021, 20.04.2021, 23.04.2021, 26.04.2021, 27.04.2021, 29.04.2021, 30.04.2021, 04.05.2021, 11.05.2021, 12.05.2021, 13.05.2021, 19.05.2021, 25.05.2021, 01.06.2021, 06.07.2021, 09.07.2021, 19.07.2021, 22.07.2021, 06.08.2021, 09.09.2021, 14.09.2021, 15.09.2021, 20.09.2021, 27.09.2021, 28.09.2021, 01.10.2021, 06.10.2021, 11.10.2021, 20.10.2021, 21.10.2021, 22.10.2021, 25.10.2021, 02.11.2021, 03.11.2021, 10.11.2021, 15.11.2021, 22.11.2021, 23.11.2021, 24.11.2021, 29.11.2021, 03.12.2021, 09.12.2021, 10.12.2021, 13.12.2021, 14.12.2021, 16.12.2021, 22.12.2021, 23.12.2021, 24.12.2021, 28.12.2021) совершено административное правонарушение в области финансов в части нарушения порядка предоставления межбюджетных трансфертов, которое образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, установлено, что финансовая поддержка по средствам Фонда на реализацию этапа 2022 года Региональной адресной программы субъекту (Ярославская область) поступила в июне 2021 года (платежное поручение от 16.06.2021 № 1177) в сумме 149440,291 тыс. руб. и соответствовала размеру аванса в 30% от суммы заявки 498134,303 тыс. руб.
Согласно пункту 3.4. Порядка предоставления и распределения субсидий № 224-п в случае отсутствия муниципальных контрактов при завершении финансового года средства областного бюджета подлежат перечислению в бюджеты муниципальных образований области до конца текущего года пропорционально доле средств Фонда, перечисленных в бюджеты муниципальных образований области в качестве первого транша и не обеспеченных заключенными муниципальными контрактами в текущем году.
Согласно пункту 2.1 соглашений, заключенных в сентябре и октябре с тремя муниципальными образованиями (городской округ город Ярославль, городское поселение Гаврилов-Ям, Волжское сельское поселение), финансирование мероприятий Региональной адресной программы осуществляется на основании утвержденного решением правления Фонда Порядка перечисления средств Фонда в бюджет субъекта РФ, местные бюджеты на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года.
В период заключения соглашений с муниципальными образованиями действовали Порядки №№ 1074, 1117, при этом перечисление средств Фонда на реализацию региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года в соответствии с пунктом 2.1 данных порядков было следующее:
Фонд перечисляет 30 процентов от суммы финансовой поддержки по заявке, одобренной правлением Фонда (далее - аванс). Перечисление аванса осуществляется в соответствии с абзацем вторым пункта 1.3 Порядка в течение 7 рабочих дней после принятия правлением Фонда решения о предоставлении финансовой поддержки, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.2 Порядка, и исчисляется по формуле:
Сумма аванса = Макс ((0,3 x Сумма заявки – Сумма зачета) или 0).
Установлено, что при перечислении финансовой поддержки по средствам Фонда на реализацию этапа 2022 года Региональной адресной программы в указанные выше муниципальные образования не соблюден размер аванса в 30 %.
Муниципальное образование
Средства Фонд
Средства областного бюджета
ЛБО (соглашение) | Перечислено | Размер аванса в 30% | Отклонение ("+" -превышение, "-" - недоперечислено) | ЛБО (соглашение) | Перечислено | Размер аванса в 30% | Отклонение ("+" -превышение, "-" - недоперечислено) | |
городской округ г. Ярославль | 114638,912 | 91580,357 | 34391,674 | 57188,683 | 4060,099 | 3243,471 | 1218,030 | 2025,441 |
городское поселение Гаврилов-Ям | 8898,671 | 8742,720 | 2669,601 | 6073,119 | 333,700 | 327,852 | 100,110 | 227,742 |
Волжское сельское поселение | 3747,866 | 3360,863 | 1124,360 | 2236,503 | 148,354 | 133,035 | 44,506 | 88,529 |
ЛБО – лимиты бюджетных обязательств.
Предоставление субсидии муниципальным образованиям: городскому округу г. Ярославль, городскому поселению Гаврилов-Ям, Волжскому сельскому поселению Некоузского муниципального района осуществлялось Департаментом в большем объеме на общую сумму 67840,017 тыс. рублей, чем следовало перечислить исходя из порядков перечисления средств.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 139, подпункта 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, Порядка перечисления средств Фонда в бюджет субъекта Российской Федерации, местные бюджеты на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, пункта 3.4 Порядка предоставления и распределения субсидий № 224-п, Порядка перечисления субсидии, определенного соглашениями с муниципальными образованиями на реализацию этапа 2022 года Региональной адресной программы не обеспечено соблюдение условий Договора о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств Фонда от 13.05.2019 №31/ПС в части эффективности использования финансовой поддержки, а также обязанностей по распределению и предоставлению финансовой поддержки за счет средств Фонда муниципальным образованиям Ярославской области в соответствии с заявкой субъекта РФ на реализацию этапа 2022 года Региональной адресной программы, направленной в Фонд, и порядков предоставления и распределения субсидии за счет финансовой поддержки Фонда, в результате чего в 2021 году муниципальным образованиям: городской округ город Ярославль, городское поселение Гаврилов-Ям, Волжское сельское поселение была предоставлена финансовая поддержка на реализацию этапа 2022 года Региональной адресной программы в большем объеме на 67840,017 тыс. руб., чем следовало перечислить исходя из порядков перечисления средств.
ФИО1 подписывались платежные поручения на перечисление бюджетных средств в указанные выше муниципальные образования.
Таким образом, заместителем директора департамента – начальником отдела жилищной политики департамента строительства Ярославкой области ФИО1
по месту нахождения Департамента (150000, <...>) в период с сентября по декабрь 2021 года (15.09.2021, 27.09.2021, 08.10.21, 22.10.2021, 26.10.2021, 01.11.2021, 10.11.2021, 18.11.2021, 22.11.2021, 26.11.2021, 29.11.2021, 09.12.2021, 16.12.2021, 20.12.2021, 22.12.2021, 28.12.2021) совершено административное правонарушение в области финансов в части нарушения порядка предоставления межбюджетных трансфертов, которое образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании ФИО1 вину совершении административного правонарушения не признала, подтвердила правильность установления проверкой фактических обстоятельств, между тем, указала, что утвержденные решением правления Госкорпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ Порядки перечисления средств Фонда в бюджет субъекта Российской Федерации не обязательны к исполнению, носят рекомендательный характер. Считала, что поскольку Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области продолжает действовать, вреда охраняемым законом интересам ее действиями по нарушению сроков перечисления, несоответствию размера перечислений размерам, установленным Порядками, утвержденными Фондом, не причинено.
Должностное лицо, составившее протоколы, ФИО3, а также должностное лицо Контрольно-Счетной палаты Ярославской области, участвующая в рассмотрении дела, ФИО4, считали, что материалами дела доказан факт совершения ФИО1 административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ.
Заслушав участников производства по делу, исследовав письменные материалы дел об административных правонарушениях, прихожу к следующему.
Факт совершения ФИО1 административных правонарушений и ее виновностью подтверждаются письменными материалами дел, а именно:
1) договором о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда от 13.05.2019 № 31/ПС;
2) заявкой на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на этапы 2021 года и 2022 года, соответствующими решениями Фонда, платежным поручением от 16.06.2021 №1177;
3) реестром соглашений о предоставлении субсидии с муниципальными образованиями в рамках реализации этапа 2021 года Региональной адресной программы с приложением приказов департамента строительства Ярославской области от 25.01.2021 № 13 и от 04.08.2021 № 110 об утверждении формы соглашения о предоставлении субсидии и соглашений с муниципальными образованиями;
4) реестрами контрактов по этапу 2021 года Региональной адресной программы, направленных в Фонд в 2021 году;
5) реестрами платежных поручений на списание денежных средств со счета бюджета субъекта Российской Федерации (Ярославской области) по Региональной адресной программы за январь-декабрь 2021 года;
6) соглашениями о предоставлении субсидии с тремя муниципальными образованиями (Волжским сельским поселением Некоузкого района Ярославской области, городским округом Ярославль, городским поселением Гаврилов-Ям) от 12.10.2021 № ПС-05-22, от 08.09.2021 № ПС-01-22, от 12.10.2021 № ПС-04-22 с приложениями, являющимися неотъемлемыми частями;
7) реестрами платежных поручений на списание денежных средств со счета бюджета субъекта Российской Федерации (Ярославской области) по Региональной адресной программы за январь-декабрь 2021 года;
8) выпиской из акта проверки в рамках совместного контрольного мероприятия с контрольно-счетными органами муниципальных образований Ярославской области по проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019-2025 годы за 2020-2021 годы в департаменте строительства Ярославской области за период с 01.01.2020 по 30.12.2021 от 03.03.2022;
9) возражениями департамента строительства Ярославской области от 11.03.2022 № 01.20/0333 на акт проверки с приложением документов;
10) заключением Контрольно-счетной палаты на возражения на акт проверки;
11) приказом директора департамента строительства Ярославской области от 15.06.2020 № 79-л/с;
12) приказом директора департамента строительства Ярославской области от 05.04.2021 № 63;
13) должностным регламентом государственного гражданского служащего Ярославской области, замещающего должность государственной гражданской службы Ярославской области заместителя директора департамента – начальника отдела жилищной политики департамента строительства Ярославкой области, утвержденного и.о. директора департамента строительства Ярославской области от 15.06.2020;
14) Положением об отделе жилищной политики Департамента, утвержденного директором Департамента 16.06.2020;
15) протоколами об административных правонарушениях №№03-02/2022-1, 03-02/2022-2, отвечающими требованиям ст.28.2 КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства отвечают требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, являются допустимыми, достоверными.
Часть 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Выводы по результатам проверки о нарушении порядка предоставления межбюджетных трансфертов, установленного соответствующими решениями Фонда, следует признать обоснованными.
Из обстоятельств дела не следует рекомендательный характер положений Порядков №№ 1023,1071,1074, 1117.
Действительно, указанные выше Порядки не относятся к федеральным нормативным правовым актам, устанавливающим порядок и условия предоставления финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, с учетом характера межбюджетных отношений, положений договора о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда от 13.05.2019 №31/ПС, порядок и сроки перечисления средств на реализацию этапов программы департаментом строительства Ярославской области должно соответствовать порядку, применяемому Фондом, не противоречить ему.
Диспозиция ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ не ставит квалификацию деяния по этой норме в зависимость от уровня принятия правового акта, устанавливающего порядок и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов.
ФИО1 является должностным лицом департамента строительства Ярославской области, призванным обеспечить соблюдение порядка предоставления межбюджетных трансфертов, в том числе, в части размеров и сроков перечисления; ею подписывались платежные поручения на перечисление бюджетных средств в указанные в настоящем постановлении муниципальные образования.
Возможность соблюдения порядка предоставления межбюджетных трансфертов у ФИО1 имелась, в связи с чем, ее доводы о нарушении срока перечисления денежных средств департаментом финансов Ярославской области судья во внимание не принимает. Меры к обеспечению своевременности перечислений ФИО1 не предпринимались.
Совершенное ФИО1 правонарушение, с учетом характера правонарушения, его последствий, значимости правильного исполнения Региональной адресной программы по переселению из аварийного жилья Ярославской области для большого круга лиц, малозначительным не является.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, не установлено. Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ФИО1, считаю совершение правонарушения впервые.
При определении вида и размера наказания следует принять во внимание фактические обстоятельства дела, условия, при которых было совершено правонарушение, степень его тяжести, сведения о личности ФИО1, размере ее дохода.
Наказание за совершенные ФИО1 правонарушения подлежит назначению в соответствии с правилом, предусмотренным ч.5 ст.4.4 КоАП РФ, согласно которому если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Принимая во внимание изложенное, считаю необходимым назначить ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. Законных оснований для снижения суммы штрафа не усматриваю.
Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Сумма штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам:
Получатель платежа:
В силу ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.
В соответствии с ч.1 ст.31.9 КоАП РФ срок предъявления постановления для исполнения 2 года со дня его вступления в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья И.Н.Бабикова