ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-66/18 от 06.09.2018 Смоленского районного суда (Смоленская область)

<данные изъяты>

Дело № 5-66/2018 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Смоленск 06 сентября 2018 года

Судья Смоленского районного суда Смоленской области Рожкова Наталья Витальевна (<...>),

при секретаре Осиповой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении ФИО2, <дата> года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>,

установил:

По результатам внеплановой документарной проверки, проведенной на основании приказа начальника Департамента Смоленской области по культуре и туризму от <дата>№ <номер> «О проведении внеплановой документарной проверки в отношении ФИО2, <дата> г.р., являющейся собственником земельного участка с кадастровым номером № <номер> (местоположение: <адрес>), в границах которого располагается объект археологического наследия, являющийся объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, федерального значения «Гнездовский комплекс», IX-XVII вв.» в период с 11.07.2018г. по 31.07.2018г. (далее - проверка), выявлено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.7.13 КоАП РФ: нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, совершенное ФИО2 в период с <дата> по <дата>.

В судебное заседание ФИО2 не явилась по неизвестным суду причинам, о месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом.

Защитник ФИО2 - Капустина А.Г., действующая на основании доверенности со специальными полномочиями, в судебном заседании вину ФИО2 не признала, считает, что данное правонарушение может быть признано малозначительным, поскольку не повлекло вредных последствий, после выявления правонарушения строительные работы прекращены, ранее ФИО2 к административной ответственности не привлекалась, просит производство по делу прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ.

Заслушав объяснения защитника ФИО2, показания свидетеля, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

Административная ответственность по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи.

На основании ч.1 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.60г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», ст.64 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на государственной охране состоит объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Гнездовский комплекс», IX-XVII вв., расположенный по адресу (местонахождение): Смоленская область, Смоленский район, Гнездовское сельское поселение, в непосредственной близости от д.Гнездово, д.Глущенки, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Объект археологического наследия).

Постановлением Администрации Смоленской области от 09.10.2007г. № 354 «Об организации охранных зон и установлении режимов использования земель в зонах Гнездовского комплекса археологических памятников, расположенного в Смоленском районе Смоленской области» (далее - Постановление Администрации Смоленской области 09.10.2007г. № 354) утверждены границы территории и зоны охраны Гнездовского комплекса археологических памятников - Объекта археологического наследия, границы территории памятников Гнездовского комплекса археологических памятников, градостроительные регламенты и режимы использования их земель.

В соответствии с Постановлением Администрации Смоленской области от 09.10.2007г. № <номер>, земельный участок с кадастровым номером № <номер> (местоположение: <адрес>) расположен в границах: территории Гнездовского комплекса археологических памятников; охранной зоны I группы памятников Гнездовского комплекса (центральной и восточной частей комплекса); границы зоны особо строгого режима регулирования застройки.

Согласно Постановлению Администрации Смоленской области от 09.10.2007г. № <номер>, все виды работ на территории Гнездовского комплекса должны производиться в соответствии с проектной документацией, утвержденной в установленном законодательством порядке и согласованной с государственными органами охраны и использования памятников истории и культуры (в данном случае Департаментом Смоленской области по культуре и туризму).

В охранной зоне памятников Гнездовского комплекса в соответствии с проектной документацией могут осуществляться: работы по благоустройству территории; устройство пешеходных дорожек, наружного освещения; озеленение, не нарушающее исторически ценную среду и природный ландшафт.

В охранной зоне памятника или группы памятников запрещаются все виды хозяйственной и строительной деятельности, могущие повлечь за собой нарушение их целостности, нарушение или ограничение визуального обзора.

В зоне особо строгого регулирования застройки необходимо проводить следующие охранные мероприятия: обязательное согласование проектно-сметной документации в государственных органах охраны памятников; экспертиза земельного участка с целью выявления памятников археологии, т.е. археологическое обследование территории, результатом этого должно быть заключение о наличии или отсутствии на экспертируемой территории объектов археологического наследия; в случае если в пределах земельного участка обнаружен объект археологического наследия, со дня обнаружения данного объекта собственникземельного участка или его пользователь пользуется или распоряжается им всоответствии с федеральным законом в целях обеспечения сохранности объектакультурного наследия, собственник такого земельного участка несет бремя сохранения и содержания памятника, находящегося на его территории; обязательное согласование проектирования и проведения земляных, строительных, хозяйственных и иных работ на территории объекта историко-культурного назначения (курганной группы, селища); ограничение высоты застройки не выше 8 м до конька традиционной двускатной кровли и двухэтажной застройки (не выше 12 м до конька); эквивалентная замена сносимых зданий.

Использование земельного участка с кадастровым номером № <номер> (местоположение: <адрес>) возможно при условии соблюдения требований, утвержденных Постановлением Администрации Смоленской области от 09.10.2007г. № <номер>, в том числе в части касающейся проведения работ на территории Объекта археологического наследия в соответствии с проектной документацией, утвержденной в установленном законодательством порядке и согласованной с государственными органами охраны и использования памятников истории и культуры (в данном случае - Департаментом Смоленской области по культуре и туризму).

Приказом начальника Департамента Смоленской области по культуре и туризму от 23.08.2017г. № <номер> в установленном законодательством порядке утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца земельного участка по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного участка № <номер>), расположенного в границах территории Объекта археологического наследия.

Копия приказа начальника Департамента Смоленской области по культуре и туризму от 23.08.2017г. № <номер> с приложенными копиями охранного обязательства, утвержденного указанным приказом начальника Департамента, и паспорта Объекта археологического наследия, 24.08.2017г. получена ФИО2

В ходе очередного совместного осмотра состояния территории, занятой Объектом археологического наследия, проведенного уполномоченным должностным лицом Департамента Смоленской области по культуре и туризму с должностными лицами СОГБУК «Историко-археологический и природный музей-заповедник «Гнездово», 08.06.2018г. установлен факт проведения строительных работ по возведению стен жилого дома из кирпича на существующем фундаменте, на земельном участке по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного участка № <номер>).

На дату проведения предыдущего осмотра состояния территории, занятой Объектом археологического наследия, 22.05.2018г. проведение каких-либо земляных, строительных работ на земельном участке по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного участка № <номер>) зафиксировано не было.

На дату установления факта проведения строительных работ по возведению стен жилого дома из кирпича на существующем фундаменте, на земельном участке по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного участка № <номер>) - 08.06.2018г., ФИО2 также являлась собственником земельного участка по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного участка № <номер>), что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.06.2018г. № <номер>.

Проектная документация, утвержденная в установленном законодательством порядке и согласованная с государственными органами охраны и использования памятников истории и культуры (Департаментом), на дату подготовки настоящего акта в распоряжении Департамента отсутствует (не поступала).

Вина ФИО2 в совершении административного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании материалами дела: протоколом об административном правонарушении № <номер> от <дата> (л.д.3-8), актом проверки Департамента Смоленской области по культуре и туризму № <номер> от <дата>, о выявленных нарушениях обязательных требований или требований, установленных муниципальными актами: нарушение требований, утвержденных постановлением Администрации Смоленской области от 09.10.2007г. № <номер> «Об организации охранных зон и установлении режимов использования земель в зонах Гнездовского комплекса археологических памятников, расположенного в Смоленском районе Смоленской области», а именно установлен факт проведения строительных работ по возведению стен жилого дома из кирпича на существующем фундаменте на земельном участке с кадастровым номером № <номер>, расположенном по адресу: <адрес> (л.д.9-14), мотивированным представлением от <дата>№ <номер> (л.д.15-18), заявлением ФИО2 от 10.08.2017 года о выдаче копии охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации/земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.19), приказом Департамента Смоленской области по культуре и туризму от 23.08.2017г. № <номер> «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации/земельного участка с кадастровым номером № <номер> (местоположение: <адрес>), в границах которого располагается объект археологического наследия, являющийся объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, федерального значения «Гнездовский комплекс», IX-XVII вв.» (л.д.20-33), паспортом объекта культурного наследия Гнездовский комплекс (л.д.34-66), актом технического состояния земельного участка, в границах которого располагается объект культурного наследия Гнездовский комплекс с фототаблицей (л.д.67-71), актом осмотра состояния земельного участка с фототаблицей (л.д.72-75), постановлением Смоленского районного суда Смоленской области от 26 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении ФИО2, вступившим в законную силу 24 октября 2017 года (л.д.93-94).

В судебном заседании представитель Департамента Смоленской области по культуре и туризму ФИО1, допрошенная в качестве свидетеля, пояснила, что земельный участок с кадастровым номером № <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО2, расположен на территории объекта культурного наследия «Гнездовский комплекс», при проведении проверки в отношении ФИО2 был выявлен факт проведения строительных работ по возведению стен жилого дома из кирпича на существующем фундаменте на земельном участке ФИО2, был составлен протокол об административном правонарушении, поскольку любые строительные работы должны были быть согласованы с Департаментом Смоленской области по культуре и туризму, со стороны ФИО2 этого сделано не было, в настоящее время строительные работы прекращены, никакая проектная документация на утверждение от ФИО2 в Департамент Смоленской области по культуре и туризму не поступала, необходимо согласование фасадов дома, т.к. имеются ограничения по высоте стен.

Указанные доказательства оцениваются в совокупности, как того требуют положения ст.26.11 КоАП РФ, достоверность, допустимость и достаточность исследованных доказательств сомнений не вызывает.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что ФИО2, в силу требований действующего законодательства РФ, должна была и имела реальную возможность соблюдать вышеприведенные требования закона, в т.ч. соблюдать требования по сохранению и использованию объекта культурного наследия, режим и ограничения использования земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, согласовать проведение строительных работ на земельном участке, однако этого не сделала.

Материалы настоящего дела содержат достаточную совокупность доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, поскольку в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее режим содержания, охраны и использования памятников истории и культуры, установленные постановлением Администрации Смоленской области от 09.10.2007г. № <номер>, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Довод защитника ФИО2 о признании правонарушения малозначительным не может быть принят по следующим основаниям.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вопреки доводам защитника, исходя из характера и обстоятельств совершения ФИО2 административного правонарушения, а также принимая во внимание виды наказаний, предусмотренных санкцией ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, совершенное ФИО2 правонарушение нельзя признать малозначительным, поскольку нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является грубым нарушением, повлекшим нарушение прав граждан на сохранность объекта культурного наследия.

В силу п.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Суд принимает во внимание обстоятельства дела, данные о личности ФИО2 (л.д.93-94), характере совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия федерального значения, учитывает, что обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено, и считает возможным с учетом санкции ч.1 ст.7.13 КоАП РФ подвергнуть ФИО2 наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.29.9-29.10 КоАП РФ,

постановил:

Признать ФИО2, <дата> года рождения, зарегистрированную и проживающую по адресу: <адрес>, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам:

УФК по Смоленской области (Департамент Смоленской области по культуре и туризму), л/с <***>, ИНН <***>, КПП 673001001, р/с <***>, ГРКЦ ГУ Банка России по Смоленской области г.Смоленск, БИК 046614001, КБК 81011690020020400000, ОКТМО 66701000, код УИН 0317289400008800000013082.

Квитанция об оплате штрафа должна быть предоставлена в канцелярию Смоленского районного суда Смоленской области (<...>).

Постановление может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Смоленского районного суда

Смоленской области :подпись Н.В.Рожкова