П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
09 апреля 2019 года г. Самара
Судья Волжского районного суда Самарской области Гулевич М.И.,
с участием:
представителя О МВД России по <адрес>ФИО1,
представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, в отношении бухгалтера ООО «Юледокс» ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 35 мин. сотрудником ИДПС ФИО4 на автодороге Самара - Большая Черниговка (поворот на <адрес>) была остановлен автомобиль «Газель», г/н №, который перевозил алкогольную продукцию ООО «<данные изъяты>» - 6 кег пива ООО «<данные изъяты>» без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции.
ДД.ММ.ГГГГ по данному факту о/у ГЭБ и ПК О МВД России по <адрес>ФИО5ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которого ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица- бухгалтера ООО «<данные изъяты>» ФИО3 был составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.
Представитель ФИО3 действующая на основании ордера ФИО2 с вышеуказанным правонарушением не согласилась, просила прекратить производство по делу, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ представителем ООО «<данные изъяты>» к материалам дела были приобщены копии документов, подтверждающих легальность производства и оборота изъятого ДД.ММ.ГГГГ пива: товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, товарные накладные, декларации о соответствии, сертификаты соответствия. Вышеуказанные документы имелись в водителя ООО «<данные изъяты>» ФИО6ДД.ММ.ГГГГ. Когда последний ДД.ММ.ГГГГ был остановлен сотрудниками ДПС, то передал им вышеуказанные документы на перевозимый груз- пиво. Сотрудники ДПС часть документов вернули (на 6 кег), а часть изъяли. Так как водитель в данной ситуации растерялся, то не сообщил сотрудникам ДПС о том, что все необходимые документы на пиво у него находятся в автомашине, и подписал протокол осмотра места происшествия. Таким образом, ООО «<данные изъяты>» обладало на момент осмотра транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ всеми предусмотренными законодательством РФ документами, удостоверяющими легальность производства и оборота спиртосодержащей продукции. Вместе с тем, согласно должностной инструкции ФИО3 не является должностным лицом в отношении вменяемого ей административного правонарушения.
В судебном заседании представитель О МВД России по <адрес>ФИО1, возражала против удовлетворения жалобы, просила отказать в ее удовлетворении, считает что постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО3 законное и обоснованное.
Выслушав представителя О МВД России по <адрес>, представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, перечисленных в пункте 1 статьи 10.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995г. № 171-ФЗ).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 указанной статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 16 названного Федерального закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 данного Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ установлен запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
На основании ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией. Предметом правонарушения являются правила продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в обороте этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Субъектами административных правонарушений являются должностные и юридические лица, индивидуальные предприниматели.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом и неосторожностью.
Из материалов дела и протокола об административном правонарушении № от 06.11.2018г. следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 35 мин. сотрудником ИДПС ФИО4 на автодороге Самара- Большая Черниговка (поворот на <адрес>) был остановлен автомобиль «Газель», г/н №, который перевозил алкогольную продукцию ООО «<данные изъяты>» - 6 кег пива ООО «<данные изъяты>» без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции.
Перечисленные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении бухгалтера ООО «Юледокс» ФИО3, как должностного лица, протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (часть 4 статьи 14.1, часть 2 статьи 14.4, часть 1 статьи 14.25 КоАП РФ). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.
Организационно-распорядительные функции включают в себя, в том числе руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.
К административно-хозяйственным функциям могут быть отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премии, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
Граждане, не обладающие организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, субъектом данного правонарушения не признаются.
Согласно должностной инструкции бухгалтера по реализации ООО «<данные изъяты>», утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, следует, что бухгалтер по реализации подчиняется непосредственно главному бухгалетру, в полномочия ФИО3 входит выполнение работы по ведению бухгалтерского учета, составление первичных учетных документов, отражение в документах бухгалтерского учета операций по реализации товаров, обеспечение правильности и своевременности реализации товаров, проверка первичных учетных документов по реализации, систематизация первичных учетных документов по реализации текущего отчетного периода, составление на основе первичных учетных документов сводных учетных документов, производство начисления налогов, контролирование правильности и своевременности составления отчетов материально ответственных лиц, производство выверки расчетов с покупателями, обеспечение данными для проведения инвентаризации активов и обязательств организации, обеспечение сохранности документов бухгалтерского учета.
Таким образом, согласно должностной инструкции бухгалтера по реализации ООО «<данные изъяты>» - ФИО3, следует, что в ее обязанности не входит предпринятое надлежащих мер по контролю за оборотом алкогольной продукции, в результате чего обществом была допущена перевозка алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота алкогольной продукции.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что бухгалтер ООО «<данные изъяты>» ФИО3 не является субъектом административного правонарушения, так как не является должностным лицом по отношению к вменяемому ей административному проступку.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении вменяемого ей в вину административного правонарушения, а следовательно в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.14.16, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Протокол об административном правонарушении составленный оперуполномоченным ГЭБ и ПК ОМВД ФИО5ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.2 ст.14.16 КоАП РФ в отношении ФИО3 - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении о привлечении ФИО3 к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава правонарушения.
Судья (подпись) Гулевич М.И.