ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-66/2018 от 23.03.2018 Омского районного суда (Омская область)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Омского районного суда Омской области Степанова Е.В., при секретаре Чуевой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании 23 марта 2018 года в помещении Омского районного суда Омской области, расположенного по адресу: <...> "а", зал судебных заседаний № 1, дело об административном правонарушении в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, обвиняемой в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что ФИО1, являясь координатором штаба ФИО2 в помещении штаба ФИО2, расположенного по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ осуществила привлечение к распространению (расклеиванию) агитационного материала лица, не достигшего в день голосования возраста 18 лет – Свидетель №1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, совершив административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, в формах и методами, которые запрещены федеральным законом.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежаще, просила рассмотреть в свое отсутствие с участием её представителя ФИО3

В судебном заседании представитель ФИО3, действующая на основании доверенности, указала, что вину в инкриминируемом правонарушении ФИО1 не признает. Считают, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения. Указала, что тексты листовок не содержат сведений предвыборной агитации против конкретного депутата. Фактически содержание текста содержит агитацию против всех, а не конкретно против ФИО4. Право агитировать против всех участвующих в выборах кандидатов, как одна из составляющих права участвовать в предвыборной агитации, относится к признанным законодателем избирательным правам граждан. Данный вывод подтверждается Постановлением Конституционного суда от 14.11.2005 № 10-П.

При этом указала, что показания Свидетель №1, отобранные ДД.ММ.ГГГГ являются недопустимыми доказательством, поскольку несовершеннолетний был допрошен в отсутствие законного представителя – матери.

Также выразила несогласие с выводами экспертизы, считая их необъективными. Просила производство по делу об административном правонарушении по ст. 5.11 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО3, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая цель побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидатов, списки кандидатов или против них.

Согласно п. 1 ст. 49 закона Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах президента РФ» в период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются:

1) призывы голосовать за или против кандидата (кандидатов);

2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, какой-либо политической партии, выдвинувшей кандидата, в частности указание, за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 47 настоящего Федерального закона);

3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата;

4) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, к которой принадлежит данный кандидат, политической партии, выдвинувшей кандидата.

Пунктом 6 ст. 49 названного Федерального закона также установлен запрет на прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, не достигших возраста 18 лет на день голосования, в том числе на использование изображений и высказываний таких лиц в агитационных материалах.

Статьей 5.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, а равно привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, в формах и методами, которые запрещены федеральным законом.

В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждено материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Свидетель №1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, разместил на информационном стенде на 1 этаже МБОУ «<данные изъяты>» листовки с текстом «Забастовка избирателей».

Данный факт подтверждается показаниями свидетелей ФИО5, ФИО6, ФИО7

Кроме того, также установлено, что Свидетель №1 распространял агитационные листовки на <адрес>, что подтверждается показаниями ФИО8, протоколами осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей к ним, объяснениями свидетелей ФИО6, ФИО9, ФИО10 ФИО11, ФИО12

Из показаний несовершеннолетнего Свидетель №1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что листовки в количестве 100 шт. он получил в Штабе А. Навального в <адрес> по адресу <адрес>. (л.д. 33).

Суд не находит оснований для признания данных показаний недопустимым доказательством. Поскольку данные показания отобраны инспектором ПДН, в присутствии педагога - заместителя директора школы.

При этом из пояснений свидетеля ФИО13 следует, что в ДД.ММ.ГГГГ она стала участницей группы «Команда А.А. Навального/Омск» в социальной сети «ВКонтакте». В ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована в штабе в качестве волонтера, где каждый раз сотрудники вручали по 100 листовок с агитационной информацией, в которой содержится призыв не голосовать и не ходить на выборы. Координатором «Штаба Навального» являлась ФИО1 (л.д.74).

Согласно заключения эксперта , предоставленные тексты реализованы в жанре листовки, функциональная направленность текстов - выразить негативную оценку ФИО4 как кандидата в президенты и побудить избирателей не ходить на выборы, не голосовать за ФИО4 и участвовать в выборах в качестве наблюдателей.

Согласно информации избирательной комиссии Омской области от ДД.ММ.ГГГГ в листовках «Забастовка избирателей» распространяется информация с явным преобладанием сведений о кандидате в Президенты РФ ФИО4 в сочетании с негативными комментариями, а также формируется отрицательное отношение избирателей к кандидату. Таким образом, в листовках содержатся признаки предвыборной агитации, предусмотренные пп. 4,6 п.1 ст. 49 ФЗ « О выборах Президента РФ». Листовки не содержат выходных данных, предусмотренных п.2 ст. 55 ФЗ «О выборах Президента РФ», в листовках отсутствует информация об оплате их изготовления за счет средств избирательного фонда какого-либо кандидата. Кроме того, в нарушение п. 3 ст. 55 ФЗ « О выборах Президента РФ» листовки до начала их распространения не представлялись ни в Центральную избирательную комиссию РФ, ни в Избирательную комиссию Омской области.

Таким образом, вина ФИО1 подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, рапортом начальника смены ДЧ ОМВД России по Омскому району ФИО14 (л.д.4), рапортом на имя начальника ОМВД России по Омскому району ФИО15 (л.д.5), рапортом инспектора ПДН ОМВД России по Омскому району ФИО16 (л.д.8), протоколами осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей к ним (л.д.9-18), объяснениями свидетелей ФИО6, ФИО9, ФИО10 ФИО11, ФИО12, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО13, заключением экспертизы (л.д.38-43) и показаниями несовершеннолетнего Свидетель №1 (л.д.33)

Федеральным законом запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, не достигших возраста 18 лет на день голосования.

Граждане не являющиеся кандидатами и не выступающие от имени кандидатов, в установленном законом порядке, вправе производить предвыборную агитацию в таких формах и такими методами, которые не требуют финансовых затрат: они могут организовывать агитационные публичные мероприятия и участвовать в них, осуществлять устную агитацию, агитировать иными способами. При наличии согласия кандидата, граждане имеют возможность проводить предвыборную агитацию в рамках предоставляемых кандидату эфирного времени и печатной площади, а также создавать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы, при том что соответствующие финансовые затраты производятся исключительно за счет средств избирательного фонда кандидата. Участие граждан в финансировании предвыборной агитации заключается в праве вносить в избирательные фонды добровольные пожертвования, предельные размеры которых устанавливаются федеральным законом.

Пунктом 6 ст. 48 указанного Федерального закона предусмотрен запрет на привлечение к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе на использование изображения и высказывание таких лиц в агитационных материалах.

Согласно ст. 60 п.6 Федерального конституционного Закона «О референдуме Российской Федерации» запрещается привлечение к проведению агитации по вопросам референдума лиц, не достигших возраста 18 лет.

Действия ФИО1 подлежит квалифицировать по ст. 5.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, в формах и методами, которые запрещены федеральным законом.

При назначении вида и меры наказания суд учитывает отсутствие отягчающих по делу обстоятельств и считает возможным назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере.

Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере одной тысячи рублей.

Зачисление штрафа произвести: УФК МФ РФ по Омской области (ОМВД России по Омскому району), ИНН <***>, ОКТМО 52644000, КПП 550301001, расчетный счет <***>, БИК 045209001, КБК 18811607000016000140, идентификатор 18880455188024002504.

Разъяснить, что в случае неуплаты штрафа, в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ, в течение шестидесяти дней со дня вступления данного постановления в законную силу, суд принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Судья Е.В. Степанова