П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Тверь 21 февраля 2022 года
Судья Заволжского районного суда г. Твери Замрий В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, сведений о привлечении к административной ответственности не имеется,
у станови л:
ФИО2 совершила несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе и транспортировании отходов производства и потребления.
В ходе осмотра 11.10.2021 г. в 12 часов 10 минут уполномоченным должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области территории, расположенной по адресу: <...>, установлен факт транспортирования жидких бытовых отходов на ассенизаторской машине с государственным регистрационным знаком №. С ассенизаторской машины с государственным регистрационным знаком № жидкие бытовые отходы (сточные воды) сброшены на почву земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу. Жидкие бытовые отходы (сточные воды), сброшенные на почву с ассенизаторской машины с государственным регистрационным знаком №, имеют темно-зеленый цвет, присутствует запах хозяйственно-фекальных отходов. Также установлено, что жидкие бытовые отходы вывозятся на ассенизаторской машине с государственным регистрационным знаком № и сбрасываются на почву, но не передаются на очистные сооружения города Весьегонска для дальнейшей очистки.
Таким образом, отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления с ассенизаторской машины с государственным регистрационным знаком № не принимаются на очистные сооружения города Весьегонска для дальнейшей очистки и накапливаются на почве.
Специалистами филиала ЦЛАТИ по Тверской области отобраны пробы сточной воды на месте сброса сточных вод темно-зеленого цвета на почву с ассенизаторской машины с государственным регистрационным знаком №
По результатам токсикологического анализа (методом биотестирования) пробы сточной воды, отобранной в месте сброса сточных вод из ассенизаторской машины (протокол испытаний № 218-Б/РО от 19.10.2021) обладает острой токсичностью для тест-объектов, для указанного отхода может быть установлен IV класс опасности.
Согласно договора на приём жидких бытовых отходов от 01.01.2021, МУП «Весьегонские коммунальные системы» принимает по адресу: <...>, жидкие бытовые отходы от ФИО2, владеющей на праве собственности автомашиной марки 578302 специализированная автоцистерна с государственным регистрационным знаком №. ФИО2 обеспечивает доставку жидких бытовых отходов специализированным транспортом на территорию земельного участка, расположенного по адресу: <...>. Срок действия договора по 31.12.2021 включительно. К договору на приём жидких бытовых отходов от 01.01.2021 приложены акты на прием жидких бытовых отходов МУП «ВКС» от ФИО2
Согласно письма УМВД России по Тверской области от 27.11.2021 № 17/1-9594, специализированная автоцистерна с государственным регистрационным знаком № принадлежит ФИО2
ФИО2 организовала сбор отходов коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления (код по ФККО: 7 32 101 01 30 4) от неустановленных лиц и их транспортирование на территорию земельного участка, расположенного по адресу: переулок Фабричный, дом 1А, город Весьегонск, а именно, договорилась с неустановленными лицами о сборе от них жидких бытовых отходов, дала указания неустановленным лицам производить сбор жидких бытовых отходов на ассенизаторской машине с государственным регистрационным знаком № в конкретных местах и вывозить жидкие бытовые отходы на территорию земельного участка, расположенного по адресу: <...>.
Согласно письма Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (вх. № 13623 от 16.11.2021) индивидуальному предпринимателю ФИО2 лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов, межрегиональным управлением не выдавалась.
Таким образом, ФИО2, в нарушение ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», 11.10.2021 г. организовала сбор с не канализованных объектов и транспортирование отходов IV класса опасности (отходы коммунальных жидких не канализованных объектов водопотребления) на территорию земельного участка, расположенного по адресу: <...>, на почву, без передачи на очистные сооружения города Весьегонска для дальнейшей очистки, кроме того ФИО2 не имеет лицензии на сбор и транспортирование отходов I-IV классов опасности.
Своими действиями ФИО2 совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2 не явилась, уведомлена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщила, с ходатайствами об отложении рассмотрения дела не обращалась, возражений не представила, защитника в суд не направила.
При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО2
Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте обезвреживания отходов и (или) объекте размещения отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 16 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических требований, санитарно-эпидемиологических требований и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте.
Организация транспортирования отходов осуществляется при следующих условиях: наличие паспорта отходов при транспортировании отходов I - IV класса опасности; наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами (часть 2 статьи 16 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ)
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относится деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Факт совершения ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и ее вина в нем подтверждаются собранными по делу доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении № 364 от 17.12.2021 г., в котором указано событие административного правонарушения (л.д. 4-9);
- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 18.11.2021 г. (л.д. 19-20);
- заданием № 342 от 05.10.2021 г. на проведение мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие должностных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области и Государственного казенного учреждения Тверской области «Государственная инспекция по охране объектов животного мира и окружающей среды Тверской области» с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
- актом мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 11.10.2021 г. с приложенными к нему фототаблицей и картографическим материалом, согласно которым 11.10.2021 г. в 12 часов 05 минут осуществлен осмотр земельного участка, расположенного по адресу: <...>. По указанному адресу расположены очистные сооружения города Весьегонск. На земельном участке, в точке координат: 58.642345, 37.286089 расположено здание очистных сооружений, соединенное трубами с бетонными отстойниками, расположенными в точке координат: 58.642502, 37.285343, частично заполненными сточными водами, далее на участке в точке координат: 58.641831, 37.285139 расположено здание котельной, в точке координат: 58,641534, 37.285767 расположена лагуна, заполненная сточными водами, в точке координат: 58.641478, 37.284673 расположено здание с гаражными боксами, внутри одного из гаражных боксов стоит ассенизаторская машина. Сточная вода с бетонных отстойников по трубам сбрасывается в водный объект - реку Молога. В точке координат: 58,641478, 37.285452, рядом с лагуной, заполненной сточными водами, на почве имеются следы сброса сточных вод в виде ручьев со сточной водой темно-зеленого цвета, стекающих по почве в лагуну. В 12 часов 10 минут на территорию указанного земельного участка приехала ассенизаторская машина с государственным регистрационным знаком № подъехала к лагуне, заполненной сточными водами. Из ассенизаторской машины вышли два человека: водитель и неустановленное лицо, и сбросили на почву шланг, один конец которого был присоединен к цистерне ассенизаторской машины. После этого водитель ассенизаторской машины начал выкачивать из цистерны ассенизаторской машины через шланг сточные воды темно-зеленого цвета на почву, которые по почве стекали в лагуну, заполненную сточной водой темно-зеленого цвета. На месте сброса сточных вод темно-зеленого цвета из шланга, присоединенного к ассенизаторской машине, присутствует запах хозяйственно-фекальных отходов. Сброс сточных вод темно-зеленого цвета из шланга, присоединенного к ассенизаторской машине, продолжался 4 минуты, после чего ассенизаторская машина уехала. В 12 часов 40 минут на территорию данного земельного участка вновь приехала указанная ассенизаторская машина и подъехала к лагуне, заполненной сточными водами. Из ассенизаторской машины вышли два человека: водитель и неустановленное лицо, и сбросили на почву шланг, один конец которого был присоединен к цистерне ассенизаторской машины. После этого водитель ассенизаторской машины начал выкачивать из цистерны ассенизаторской машины через шланг сточные воды темно-зеленого цвета на почву, которые по почве стекали в лагуну, заполненную сточной водой темно-зеленого цвета. На месте сброса сточных вод темно-зеленого цвета из шланга, присоединенного к ассенизаторской машине, присутствует запах хозяйственно-фекальных отходов. Сброс сточных вод темно-зеленого цвета из шланга, присоединенного к ассенизаторской машине, продолжался 4 минуты, после чего ассенизаторская машина уехала. Сточные воды темно-зеленого цвета сбрасывались на почву из шланга, присоединенного к ассенизаторской машине в точке координат: 58.641478, 37.285452. На месте сброса сточных вод темно-зеленого цвета на почву из шланга, присоединенного к ассенизаторской машине с государственным регистрационным знаком: № специалистами филиала ЦЛАТИ по Тверской области отобраны пробы сточной воды, отобраны объединенные пробы почвы на земельном участке, размером 3,5 метра в ширину, 7,8 метров в длину, по которому сточные воды, сбрасываемые из шланга, присоединенного к ассенизаторской машине с государственным регистрационным знаком: №, стекали в лагуну, отобраны фоновые объединенные пробы почвы (л.д. 25-40).
- объяснениями ФИО3 от 11.10.2021 г., согласно которым он является заместителя главы администрации Весьегонского муниципального округа по вопросам ЖКХ и благоустройства На территории земельного участка, расположенного по адресу: <...> расположены очистные сооружения города Весьегонск. Ему известно, что между МУП «Весьегонские коммунальные системы» и ФИО2 заключен договор на прием жидких бытовых отходов. Он видел, как 11.10.2021 ассенизаторская машина с государственным регистрационным знаком №, принадлежащая ФИО2, приезжала на территорию земельного участка, расположенного по адресу: переулок Фабричный, дом 1А, город Весьегонск и, работниками ФИО2, с ассенизаторской машины выкачивались сточные воды на почву (л.д. 41-42);
- договором от 01.01.2021 г. на прием жидких бытовых отходов, заключенным между МУП «Весьегонские коммунальные системы» (Исполнитель) и ФИО2 (Заказчик), согласно которого Исполнитель принимает по адресу: <...>, жидкие бытовые отходы от Заказчика, владеющей на праве собственности автомашиной марки 578302 специализированная автоцистерна с государственным регистрационным знаком №, Заказчик производит расчет за оказанные услуги по приему жидких бытовых отходов (л.д. 43-44);
- актами выполненных работ от 31.01.2021 г., 28.02.2021 г., 30.06.2021 г., 02.07.2021 г., 31.07.2021 г., 31.08.2021 г. (л.д. 45-49);
- актами отбора проб почвы и воды (л.д. 52-64);
- протоколами испытаний (л.д. 65-79);
- заключением по проведенным исследованиям, согласно которого пробы сточной воды, отобранной в месте сброса сточных вод из ассенизаторской машины обладают острой токсичностью для тест-объектов, для указанного отхода может быть установлен IV класс опасности (л.д. 80-87);
- письмом Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15.11.2021, согласного которого индивидуальному предпринимателю ФИО2 лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов, межрегиональным управлением не выдавалась (л.д. 89);
- объяснениями ФИО1. от 11.10.2021 г., согласно которым он работает оператором очистных сооружений МУП «Весьегонские коммунальные системы». 11.10.2021 г. он видел, как ассенизаторская машина с государственным регистрационным знаком №, принадлежащая ФИО4, приезжала на территорию земельного участка, расположенного по адресу: <...>, и работники ФИО2 с ассенизаторской машины выкачивали сточные воды на почву (л.д. 90-91);
- карточкой учета транспортного средства специализированная автоцистерна 578802, государственный регистрационный знак №, принадлежащей на праве собственности ФИО2 с 13.09.2018 г. (л.д. 97).
Оценив совокупность указанных доказательств в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, а вина ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ нашла свое подтверждение в судебном заседании.
В силу ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, полагаю необходимым установить не только формальное сходство содеянного с признаками административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, но и решить вопрос о социальной значимости и общественной опасности правонарушения.
В рассматриваемом случае доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное, как малозначительное, не представлено. Характер совершенного правонарушения, объект посягательства и существенность угрозы общественным отношениям по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, не позволяют отнести совершенное в настоящем случае правонарушение к категории малозначительных.
Учитывая данные о личности ФИО2, сведений о совершении которой правонарушений в области охраны окружающей среды до возбуждения настоящего дела не имеется, прихожу к выводу, что назначение ей наказания в виде штрафа в минимальном пределе санкции статьи приведет к достижению целей административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере ОДНОЙ ТЫСЯЧИ рублей.
Разъяснить, что штраф подлежит уплате в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу. Документ, подтверждающий его уплату, представляется в суд (<...>, каб. 504).
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель: Отделение Тверь Банка России // УФК по Тверской области г. Тверь (Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области л/с <***>)
ИНН <***> КПП 695201001
р/счет <***> в Отделении Тверь, г. Тверь
БИК 012809106 ОКТМО 28701000
КБК 327 116 01082 01 9000 140
Назначение платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушения законодательства (протокол № 364 об административном правонарушении).
УИН 0210438900002200025914071
За неуплату штрафа в установленный законом срок предусмотрена административная ответственность по ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья В.Н. Замрий
1версия для печатиДело № 5-66/2022 (Постановление)