ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-671/20 от 02.12.2020 Буйского районного суда (Костромская область)

Дело № 5-671/2020

УИД 44RS0005-01-2020-001817-40

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 декабря 2020 года п. Сусанино

Судья Буйского районного суда Костромской области Виноградова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении ФИО1, <данные изъяты>

установил:

В Буйский районный суд Костромской области поступил протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, находясь <адрес> не выполнила требования Постановления Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 417, Постановления губернатора Костромской области от 04 апреля 2020 года №43 «Об особом порядке передвижения лиц и транспортных средств в условиях введения режима повышенной готовности на территории Костромской области», а именно не выполнила требование нахождения в местах скопления граждан в средствах индивидуальной защиты.

В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1 не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, каких-либо ходатайств, заявлений, в том числе по электронной почте, в суд к началу судебного заседания от неё не поступило.

Согласно рапорта судебного пристава по ОУПДС ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 отказалась одеть средства индивидуальной защиты органов дыхания, ей были разъяснены правила пребывания посетителей в здании суда. В связи с отказом от использования средства индивидуальной защиты органов дыхания, не была допущена в судебное заседание.

В извещении на судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 разъяснялась необходимость использование средства индивидуальной защиты органов дыхания, и что в случае отказа от их использования она не будет допущена в здание суда. Также ей разъяснялось, что в случае неявки в судебное заседание она вправе направить в суд пояснения в письменном виде по почте или электронной почте.

Представитель ПП №5 МО МВД России «Буйский» в судебное заседания не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, каких-либо ходатайств, заявлений в суд к началу судебного заседания не поступило.

Дело в соответствии со ст. 29.7 КоАП РФ, рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее - Правила).

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъекте Российской Федерации - Костромской области принято:

распоряжение Губернатора Костромской области от 17 марта 2020 года №128-р «О введении режима повышенной готовности с целью недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-пCoV) на территории Костромской области», согласно которого на территории Костромской области с 18.00 часов 17 марта 2020 года введен режим повышенной готовности;

постановление Губернатора Костромской области от 04 апреля 2020 года № 43 «Об особом порядке передвижения лиц и транспортных средств в условиях введения режима повышенной готовности с целью недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Костромской области», согласно п.4.1 с 20 апреля 2020 года обязать граждан использовать при входе и нахождении в объектах торговли, бытового обслуживания населения, транспортных средствах (поездах, автобусах и других видах общественного транспорта), такси, в зданиях вокзалов и аэропортов, а также в других объектах с массовым пребыванием людей средства индивидуальной защиты органов дыхания: гигиенические, в том числе медицинские маски (одноразовые, многоразовые), респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания человека. Граждане, не исполняющие обязанности, установленные настоящим пунктом, не допускаются в объекты торговли, бытового обслуживания населения, транспортные средства, в здания вокзалов и аэропортов, в другие объекты с массовым пребыванием людей (п. 4.1 введен постановлением губернатора Костромской области от 17 апреля 2020 года № 62; в ред. постановления губернатора Костромской области от 21 октября 2020 года № 214).

Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Прихожу к выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ: невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно отсутствие средства индивидуальной защиты органов дыхания при посещении места с массовым пребыванием людей (детского сада).

Факт совершения и вина ФИО1 в совершении указанного административного правонарушения подтверждаются:

протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, который был составлен уполномоченным должностным лицом – УУП ПП №5 МО МВД России «Буйский» ФИО3 в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1;

рапортами УУП ПП №5 МО МВД России «Буйский» ФИО3, ФИО4;

письменными объяснениями ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что она занимает должность заведующей детского сада, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 привела свою дочь в детский сад без средства индивидуальной защиты (маски), она попросила ФИО1 надеть маску и проводить ребенка в группу, ФИО1 отказалась выполнить ее просьбу.

Указанные доказательства с учетом положений ст. 26.2 КоАП РФ отвечают предъявляемым к ним критериям допустимости, достоверности и относимости.

Как следует из Сводного перечня объектов с массовым пребыванием людей, критически важных и потенциально опасных объектов, расположенных на территории Сусанинского муниципального района Костромской области, утвержденных на заседании АТК Сусанинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, Детский сад отнесен к объектам с массовым пребыванием людей, количество посетителей (вместимость) 160 человек.

В протоколе об административном правонарушении в графе «объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» ФИО1 указала, что от подписи отказывается, объяснения причины отказа приложены на отдельном листе.

В письменных объяснениях к протоколу ФИО1 указала, что объективная сторона по ст. 20.6.1 КоАП РФ имеет весьма абстрактное понятие, так как правила поведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года №417 в своем содержании не имеют конкретного руководства для граждан. Они содержат отсылку в пункте 1 Правил поведения на пункт 8 и 9 ст. 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Указанная отсылка говорит лишь о полномочиях должностных лиц разного ранга и принадлежащих к разным эшелонам власти. Полномочия глав субъектов РФ не могут ограничивать конституционные права граждан. Поведение граждан во время режима повышенной готовности, регулируют пункт 3 и пункт 4 Правил поведения, которые не содержат четкой объективной стороны. Про ношение не то что масок, даже СИЗ там нет ни слова. Поэтому никакого незаконного «масочного режима» в рамках режима повышенной готовности она не нарушала.

Таким образом, из указанных письменных пояснений ФИО1 следует, что фактически она не отрицает факт неиспользования средства индивидуальной защиты органов дыхания при посещении детского сада, а ее доводы сводятся к несогласию с постановлением Губернатора Костромской области №43 о возложении обязанности на граждан использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания в местах с массовым пребыванием людей.

Однако установленная пунктом 4.1 Постановлением губернатора Костромской области от 04 апреля 2020 года № 43 обязанность для граждан использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания носит безусловный, четкий характер, двойственного толкования не вызывает и не обуславливается предоставлением гражданам средства индивидуальной защиты органов дыхания. Данное постановление принято в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Законом Костромской области от 5 мая 1995 года № 7 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в связи с введением на территории Костромской области режима повышенной готовности с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции.

При таком положении невыполнение требований, установленных п. 4.1 Постановлением Губернатора Костромской области от 04 апреля 2020 года № 43, содержит признаки объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.

При назначении наказания учитываю характер совершенного административного правонарушения, личность виновной, её имущественное положение, наличие несовершеннолетнего ребенка, то обстоятельство, что ФИО1 впервые привлекается к административной ответственности, отсутствие отягчающих обстоятельств, прихожу к выводу, что наказание должно быть назначено в виде предупреждения.

Оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, учитывая характер совершенного правонарушения, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 20.6.1, ст. 29.9 КоАП РФ, судья

постановил:

Признать ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Назначить ФИО1 административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд Костромской области (п. Сусанино) в течение 10 суток со дня получения или вручении копии постановления.

Судья М.В. Виноградова