ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-67/18 от 03.04.2018 Волоколамского городского суда (Московская область)

Дело № 5-67/18

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03 апреля 2018 года г.Волоколамск

Волоколамский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Перминовой Е.А.,

с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ст.7.14 КоАП РФ в отношении религиозной организации «Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви (Московский патриархат)», юридический адрес: Московская обл., Волоколамский район, с.Теряево,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Управления Министерства культуры РФ по ЦФО (далее – Управление Минкультуры РФ по ЦФО) в отношении религиозной организации «Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви (Московский патриархат)» составлен протокол об административном правонарушении по ст.7.14 КоАП РФ, согласно которого в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «НСТ» осуществляло работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения – «Успенский собор, 1688-1694 годы, зодчий ФИО3», который входит в состав «Ансамбля Иосифо-Волоцкого монастыря, 16 - начало 20 века» (Московская обл., Волоколамский район, с Теряево).

Работы проводились в соответствии с государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ; на основании «разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ федерального значения» от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением Минкультуры РФ по ЦФО; в соответствии с проектной документацией по сохранению объекта (разработанной ГУП МО «Московский областной информационно-аналитический культурный центр» (далее – ГУП МО «МОК центр»), согласованной письмом Департамента государственного контроля и надзора в сфере культурного наследия Минкультуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ); авторский надзор за производством работ осуществляла генеральный директор ГУП МО «МОК центр» ФИО1

На основании поручения Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Минкультуры РФ по ЦФО рассмотрена отчетная документация о выполненных работах по сохранению указанного объекта культурного наследия федерального значения.

Согласованной проектной документацией и разрешением на производство работ было предусмотрено выполнение реставрации позолоты куполов, и частичное золочение куполов (только верх глав), но по настоянию пользователя были осуществлены работы по полному золочению поверхности куполов.

Как следует из научного отчета о выполненных работах по сохранению объекта (ГУП МО «МОК центр»), в рамках работ сезона 2017 года выполнено золочение малых глав, предусмотренное контрактом. Золочение не было предусмотрено ранее согласованным проектом, однако работы по золочению четырех малых куполов по настоянию пользователя были включены в «перечень работ по Успенскому собору Иосифо-Волоцкого монастыря на 2014 года», согласованный Минкультуры РФ.

Пользователь настоял, чтобы подрядной организацией были осуществлены работы по золочению четырех малых куполов объекта, а также установлены деревянные поручни на парапетах лестничных маршей. Эти работы не были включены в состав согласованной Минкультуры РФ проектной документации по сохранению объекта. На указанные работы не выдавалось разрешение органа охраны объектов культурного наследия.

Таким образом, пользователь (религиозная организация «Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви (Московский патриархат)») самовольно организовал работы по сохранению объекта - полное золочение малых глав Успенского собора и установку деревянных поручней на парапетах церковных маршей – без разрешительной документации, что не соответствуют требованиям ст.45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25.06.2002 года № 73-ФЗ, и имеет признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ.

Время обнаружения административного правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ, место совершения – Московская обл., Волоколамский район, с.Теряево.

При составлении протокола об административном правонарушении представитель религиозной организации наместник «Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря Русской православной церкви (Московский патриархат)» архимандрит Сергий (ФИО2) показал, что работы проводились подрядной организацией, под авторским надзором генерального директора ГУП МО «МОК Центр» ФИО1, которые не возражали против их проведения. Имеется письмо «Методика реставрации прозолоты для сохранения объекта культурного наследия Ансамбля Иосифо-Волоцкого монастыря», согласованная письмом Департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, которая, по его мнению, является разрешением на выполнение работ по золочению четырех малых куполов объекта.

В судебном заседании представитель религиозной организации наместник «Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря Русской православной церкви (Московский патриархат)» архимандрит Сергий (ФИО2) показал, что вышеуказанные работы произведены за счет государственного финансирования, подрядной организацией, действующей на основании государственного контракта, по которому религиозная организация не является заказчиком. Полное золочение малых куполов соответствует историческому облику объекта. Установка поручней произведена для удобства граждан, облик объекта не изменяет. Просит учесть, что источником финансирования религиозной организации являются пожертвования, также незначительный доход приносит продажа продукции собственного производства. За счет указанных средств производится содержание монастыря, оплата налогов, социальных взносов, оплата труда работников. В случае назначения наказания в виде штрафа оплата может производиться только за счет пожертвований. Ранее за такие нарушения религиозная организация к административной ответственности не привлекалась.

Выслушав объяснения представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.44 ч.3 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранности исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения в области охраны объектов культурного наследия регулируются Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25.06.2002 года № 73-ФЗ, согласно которого:

объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (ст.33 ч.1);

сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (ст.40 ч.1);

работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия (ст.45 ч.1).

Порядок передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности, урегулирован Федеральным законом «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» от 30.11.2010 года № 327-ФЗ, согласно которого:

при передаче объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ религиозного назначения в собственность или безвозмездное пользование религиозной организации она принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект или права пользования данным объектом и указываемые в оформляемом в установленном порядке охранном обязательстве собственника данного объекта или пользователя данным объектом обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования (ст.5 ч.1);

владение, пользование, распоряжение объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов РФ осуществляются в соответствии с требованиями законодательства РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (ст.10 ч.2).

За организацию или проведение земляных, строительных мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, предусмотрена административная ответственность по ст.7.14 КоАП РФ в виде административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Как следует из представленных суду материалов, «Успенский собор, 1688-1694 годы, зодчий ФИО3», который входит в состав «Ансамбля Иосифо-Волоцкого монастыря, 16 - начало 20 века» (Московская обл., Волоколамский район, с Теряево) является объектом культурного наследия федерального значения, принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия (постановление Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ), включен в единый государственный реестр культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в качестве объекта культурного наследия федерального значения в составе объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Иосифо-Волоцкого монастыря» (приказ Минкультуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ).

Полномочия по государственной охране объекта осуществляет Минкультуры РФ (распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ).

В 2013 году Патриаршим архитектурно-реставрационным центром Свято-Троицкой Сергиевой лавры разработана научно-проектная документация для сохранения объектов культурного наследия «Ансамбля Иосифо-Волоцкого монастыря» - «Методика реставрации позолоты» (л.д.50-60).

ДД.ММ.ГГГГ наместник Иосифо-Волоцкого монастыря обратился в Минкультуры России, представил материалы по вопросу согласования «Методики реставрации позолоты».

ДД.ММ.ГГГГ письмом директора Департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия представленная «Методика реставрации позолоты» согласована (л.д.61).

В «Перечень работ по Успенскому собору Иосифо-Волоцкого монастыря на 2014 год», выполненный ГУП МО «МОК центр», утвержденный наместником Иосифо-Волоцкого монастыря, согласованный директором Департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия Минкультуры РФ, входят, в том числе, работы по золочению четырех малых куполов.

ДД.ММ.ГГГГ между ФГКУ «Центрреставрация» (государственный заказчик) и ООО «НСТ» (подрядчик) заключен государственный контракт на продолжение проведения реставрационных работ на объекте «Успенский собор», по условиям которого подрядчик выполняет работы на основании письменного разрешения на проведение работ, выданного органом охраны объектов культурного наследия, и проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия (п.1.2). Кроме того, по условиям договора (п.4.3.4) подрядчик обращается с заявлением о выдаче разрешения на проведение работ в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «НСТ» обратилось в Департамент государственной охраны объектов культурного наследия с заявлением о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению указанного объекта культурного наследия, в том числе работ по реставрации крестов, куполов и подзоров с золочением, четырех боковых главы – частичное золочение (верх глав) (л.д.48-49).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Минкультуры России по ЦФО выдано ООО «НСТ» разрешение на проведение работ по сохранению указанного объекта культурного наследия, в том числе на проведение работ по реставрации крестов, куполов и подзоров с золочением, четырех боковых главы – частичное золочение (верх глав). При этом в п.2 «Инструкции для организации, осуществляющей работы по настоящему разрешению» предусмотрено, что при выполнении условий разрешения не допускаются отступления и изменения проекта в натуре без надлежащего разрешения организаций, согласовавших проектную документацию (л.д.44-47).

Технологический регламент процесса реставрации и позолоты поверхностей малых главок и подзоров четверика был утвержден авторским надзором (генеральным директором ГУП МО «МОК центр» ФИО1), согласован генподрядчиком (ООО «НСТ») (л.д.64-68).

ДД.ММ.ГГГГ составлен акт контрольного обмера металлических поверхностей малых глав четверика, ДД.ММ.ГГГГ составлен акт приемки позолотных работ, с участием пользователя (наместника Иосифо-Волоцкого монастыря), генподрядчика, представителя авторского надзора, в том, что ООО «НСТ» в соответствии с государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ на указанном объекте выполнены работы согласно проектно-сметной документации, в том числе золочение сусальным золотом металлических поверхностей малых главок и подзоров четверика (л.д.62,69-71).

ДД.ММ.ГГГГ ГУП МО «МОК центр» представило в Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры РФ отчетную документацию о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия «Успенский собор», в том числе научный отчет, в котором отражено, что на парапетах лестничных маршей по просьбе пользователя установлены деревянные поручни с металлическими крепежными деталями, согласно рабочему чертежу, поскольку при подъеме по открытым лестничным маршам отсутствует возможность удержаться за гладкую поверхность каменного широкого парапета. Это временное легко обратимое мероприятие, необходимое для обеспечения доступности второго яруса собора для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. Также указано, что выполнено золочение малых глав, предусмотренное контрактом. Золочение не было предусмотрено ранее согласованным проектом, однако в «Перечень работ по Успенскому собору Иосифо-Волоцкого монастыря на 2014 год» по настоянию пользователя были включены работы по золочению четырех малых куполов, и данный перечень согласован Минкультуры РФ (л.д.10-43).

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом государственной охраны культурного наследия Минкультуры РФ дано поручение Управлению Минкультуры России по ЦФО о рассмотрении проектной документации по выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Успенский собор» (л.д.9).

ДД.ММ.ГГГГ в отношении религиозной организации «Иосифо-Волоцкий монастырь», с участием представителя, составлен протокол об административном правонарушении по ст.7.14 КоАП РФ.

Оценив собранные по делу доказательства, суд установил, что объект культурного наследия федерального значения – «Успенский собор, 1688-1694 годы, зодчий ФИО3», который входит в состав «Ансамбля Иосифо-Волоцкого монастыря, 16 - начало 20 века» (Московская обл., Волоколамский район, с Теряево), находится в пользовании религиозной организации «Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви (Московский патриархат)».

В 2014 году пользователем (религиозной организацией) утвержден перечень работ по Успенскому собору, в который включены работы по золочению четырех малых куполов.

Также в 2014 года пользователь (религиозная организация) обратилась в Минкультуры России за согласованием «Методики реставрации позолоты».

В соответствии со ст.45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25.06.2002 года № 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Фактически реставрационные работы на Успенском соборе проведены подрядчиком ООО «НСТ» в рамках выполнения государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, по которому пользователь (религиозная организация) стороной не являлась.

По условиям государственного контракта за получением разрешения на проведение работ обращается подрядчик. ООО «НСТ» получило разрешение на проведение работ, и обязано было не допускать отступления и изменения проекта в натуре без надлежащего разрешения организаций, согласовавших проектную документацию. Указанное разрешение не предусматривало проведение полного золочения четырех малых глав и установку деревянных поручней вдоль лестничных маршей.

Затем подрядчик ООО «НСТ» согласовал Технологический регламент процесса реставрации и позолоты поверхностей малых главок и подзоров четверика, который был утвержден авторским надзором (генеральным директором ГУП МО «МОК центр» ФИО1), и выполнил полное золочение четырех малых глав.

По выполнении подрядчиком ООО «НСТ» позолотных работ пользователь (религиозная организация) утвердила акт приемки этих работ.

Работы по установке деревянных поручней вдоль лестничных маршей также выполнены подрядчиком. Эта установка расценивается ГУП МО «МОК центр» как временное легко обратимое мероприятие, необходимое для обеспечения доступности второго яруса собора для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что работы по золочению четырех малых куполов объекта, а также установке деревянных поручней на парапетах лестничных маршей проведены в отсутствие разрешения на выполнение этих работ, выданного органом охраны объектов культурного наследия, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ.

Вместе с тем в представленных материалах не содержится доказательств тому, что пользователь (религиозная организация) совершила какие-либо действия, направленные на организацию работ по золочению четырех малых куполов Успенского собора, поскольку стороной по государственному контракту на выполнение реставрационных работ религиозная организация не являлась; полномочий по выдаче требований, обязательных к исполнению подрядчиком, не имела; обязанность по исполнению требований разрешения на выполнение этих работ на религиозную организацию не возложена.

Само по себе утверждение перечня работ и согласование «Методики реставрации позолоты» в 2014 году, участие в приемке выполненных работ в 2017 году, а также обращение с просьбой к подрядчику об установке деревянных поручней не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ, поскольку работы, организация выполнения которых вменяется в вину религиозной организации, выполнены на основании контакта, заключенного в 2016 году между другими юридическими лицами.

В связи с изложенным суд считает недоказанным наличие в действиях религиозной организации «Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви (Московский патриархат)» состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ, и потому производство по делу подлежит прекращению на основании ст.24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст.24.5 ч.1 п.2, 29.9-29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Производство по делу об административном правонарушении по ст.7.14 КоАП РФ в отношении религиозной организации «Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви (Московский патриархат)» - прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления.

Судья Е.А.Перминова