ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-67/2016 от 03.11.2016 Кугарчинского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 5-67/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

с. Исянгулово 03 ноября 2016 года

Судья Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан Ибрагимова И.Р., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ФИО2 ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, <адрес>, РБ, зарегистрированного по адресу: РБ, <адрес>, <адрес><адрес>, проживающего по адресу: РБ, <адрес>, не работающего, привлекающегося к административной ответственности по ч.1 ст. 20.2 КоАП РФ,

установила:

ФИО2 привлекается к административной ответственности по ч.1 ст.20.2 КоАП РФ, за то, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 12.30 по 14.20 часов, на <адрес>, на территории площади, расположенной возле здания магазина <адрес>» провел публичное мероприятие без согласования с администрацией района, с изменением места и времени проведения, с использованием плакатов и флагов, чем нарушил положения ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

На судебном заседании ФИО2 вину не признал, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ на площади, расположенной возле здания магазина «Универсам» было проведено собрание – сход граждан, которое не требует предварительного согласования с администрацией района. Организатором данного мероприятия являлись граждане Зианчуринского района, а не он. Граждане его назначили председателем собрания. Плакаты он лично не использовал. Полагает, что в его действиях не имеется состава административного правонарушения.

Выслушав ФИО2, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 этой статьи.

Формы публичных мероприятий и порядок их проведения урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Статьей 2 данного Федерального закона предусмотрено, что собрание - это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов; митинг представляет собой массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; шествие - это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; пикетированием является форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Иных форм проведения публичных мероприятий законом не установлено.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ ДД.ММ.ГГГГ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 12.30 по 14.20 часов, на <адрес>, на территории площади, расположенной возле здания магазина «Универсам» организовал публичное мероприятие без согласования с администрацией района.

Обстоятельства административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами:

- уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, направленным ФИО2 и ФИО3 в администрацию муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 12.00 до 14.00 часов по адресу: <адрес>, парк культуры и отдыха «Дружба» митинга, целью которого является выражение недовольства работой администрации, отставка главы района ФИО4 и признание фальсификации на выборах;

- мотивированным отказом администрации муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан в проведении данного мероприятия в указанном месте, поскольку парк культуры и отдыха «Дружба» не включен в перечень Единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан:

- заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, направленным ФИО2 и ФИО3 в администрацию муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан с просьбой предоставить площадь для проведения ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия – митинга с присутствием граждан в количестве 250 человек и предложением рассмотреть возможность проведения митинга на площади напротив здания универмага <адрес>;

- сообщением администрации муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности проведения публичного мероприятия на площади напротив здания универмага <адрес>, поскольку на данной территории запланировано другое мероприятие;

- уведомлением-заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, направленным ФИО2 и ФИО3 в администрацию муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан с просьбой предоставить площадь для проведения ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия – митинга с присутствием граждан в количестве 250 человек и предложением рассмотреть возможность проведения митинга на площади напротив здания администрации муниципального района Зианчуринский район РБ;

- сообщением администрации муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности проведения публичного мероприятия на площади напротив здания администрации муниципального района Зианчуринский район РБ, поскольку на данной территории не имеется площади для размещения заявленного количества участников митинга, а также предложением провести публичное мероприятие в парке «Ак-сатыр» и определить конкретную дату в любой день после ДД.ММ.ГГГГ, так как в связи с празднованием Дня Республики во многих местах в период с 07 по ДД.ММ.ГГГГ будут организованы массовые праздничные мероприятия;

- рапортом оперативного дежурного ОМВД России по Зианчуринскому району ФИО5 о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 13.35 часов поступило телефонное сообщение заместителя начальника полиции по ООП ОМВД России по Зианчуринскому району РБ ФИО6 о проведении по <адрес> возле магазина «Универсам» публичного мероприятия не согласованное с администрацией Зианчуринского района под руководством ФИО2

- рапортами заместителя начальника полиции по ООП ОМВД России по Зианчуринскому району РБ ФИО6 и старшего инспектора АН ОМВД России по <адрес> РБ ФИО7 о том, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 12.30 до 14.10 часов ФИО1, будучи предупрежденным об административной ответственности за нарушение Федерального закона № 54-ФЗ ДД.ММ.ГГГГ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», провел на <адрес> возле магазина «Универсам» публичное мероприятие в форме собрания с использованием плакатов следующего содержания: «Замените Байчурина и его подчиненных», «Верните Сарбаева в Республику Башкортостан Премьер-министром», «Мы за честные справедливые выборы», «Мы за будущее детей», «Недоверие и отставка главы ФИО4», «Долой воров», «Distrust and resja hatjon of the distrust» (недоверие и отставка главы района), где принимало участие около 50 человек

- протоколом осмотра места совершения административного правонарушения и приобщенными к нему фототаблицами, которыми зафиксированы факты незаконной организации и проведения митинга, в ходе которых использовались плакаты, что явилось основанием для составления в отношении ФИО2 протокола об административном правонарушении и назначения ему по ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ.

- видеозаписью, исследованной в ходе рассмотрения дела, из которой следует, что группа граждан под руководством ФИО2 собралась для обсуждения политической обстановки в районе. Граждане по очереди высказывали недовольство работой администрации района. При этом в руках у граждан имелись плакаты, флаги, ФИО2 был одет в куртку с тематическим содержанием «Справедливая Россия».

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о совершении ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.2 КоАП РФ.

Доводы жалобы ФИО2 о незаконном характере действий администрации района, фактически запретившей проведение публичного мероприятия, являются не состоятельными, поскольку по смыслу положений части 5 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган публичной власти вправе предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия.

В предложении администрации Зианчуринского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ приведены убедительные мотивы невозможности проведения публичного мероприятия в выбранном месте и в указанное организатором время, предложение провести публичное мероприятие в ином месте и в иное время.

Ссылки в жалобе на то, что ФИО2 принимал участие в собрании, не требующего уведомления о его проведении, а также не являлся организатором публичного мероприятия является несостоятельным и опровергаются совокупностью доказательств, исследованных и оцененных по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Из представленных доказательств следует, что фактически ФИО2 организовал несогласованное публичное мероприятие с использованием плакатов, флагов, которое не являлось собранием.

Наличие плакатов и флагов не отрицались ФИО2 в ходе судебного разбирательства.

Не доверять перечисленным выше доказательствам оснований не имеется.

Протокол об административном правонарушении, составлен должностным с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Учитывая характер совершенного правонарушения, личность ФИО2, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, суд считает возможным назначить ФИО2 наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,

постановила:

ФИО2 ФИО9 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ и подвергнуть наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Разъяснить ФИО2 ФИО10, что в силу ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Кугарчинский межрайонный суд РБ в течение 10 суток со дня его вынесения или вручения.

Судья И.Р.Ибрагимова