ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Красный Яр Астраханской области 30 декабря 2019 года
Красноярский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Черкасовой Е.В., при секретаре Жумалиевой А.А., с участием ст.помощника прокурора Красноярского района Лазаревой Е.В., представителя лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении № 5-681/2019 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: ул. <адрес>, документ удостоверяющий личность - паспорт: серия <...>, выдан 11.12.2015 ОУФМС России по Астраханской области в Красноярском районе, ИНН <***>, о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.18.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ,
установил:
Прокуратурой Красноярского района Астраханской области в период с 24.09.2019 по 30.09.2019 проведена проверка соблюдения законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в деятельности индивидуального предпринимателя ФИО2, по результатам которой выявлены нарушения.
В ходе проверки установлено, что в нарушение п.8 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» работодатель – индивидуальный предприниматель ФИО2 не уведомил территориальный орган федерального органа исполнительный власти в сфере внутренних дел о расторжении 20.08.2019 трудового договора с иностранным работником ФИО3
По итогам проверки возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях – неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом) в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2.
Ст.помощник прокурора Красноярского района Астраханской области Лазарева Е.В. постановление о возбуждении дела об административном правонарушении поддержала по обстоятельствам, в нем изложенным.
Представитель лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1 в судебном заседание вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации не признал в полном объеме.
Суд, выслушав лиц, участвующих при рассмотрении дела, свидетелей, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 13 названного Федерального закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В силу пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
В ходе проверки установлено, что 29.05.2019 работодателем - индивидуальным предпринимателем ФИО2 заключен трудовой договор с гражданкой Республики Узбекистан ФИО3.
Согласно п.1. указанного трудового договора работник ФИО3 принята на работу к работодателю по специальности подсобный рабочий.
Индивидуальным предпринимателем ФИО2 в установленном законом порядке подано уведомление в УВМ УМВД России по г.Астрахани о заключении с иностранным работником ФИО3 трудового договора.
На основании приказа индивидуального предпринимателя ФИО2 о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) №41 от 20.08.2019 действие трудового договора от 29.05.2019 заключенного с ФИО3 прекращено с 20.08.2019.
В ходе проверки индивидуальным предпринимателем ФИО2 был предоставлен документ – опись, согласно которой, им 22.08.2019 направлены по средствам почтовой связи «Почта России» в адрес УВМ УМВД России по г.Астрахани уведомления о расторжении трудовых договоров с ФИО4 и ФИО3, всего на 4 листах.
Однако, согласно сведениям, предоставленным по запросу прокуратуры района, по состоянию на 25.09.2019 начальником Управления по вопросам миграции УМВД России по Астраханской области ФИО5, от индивидуального предпринимателя ФИО2 04.09.2019 в УВМ УМВД России по г.Астрахани поступило уведомление о расторжении трудового договора с гражданином Республики Узбекистан ФИО4 с 20.08.2019, при этом уведомление о расторжении трудового договора с иностранным работником ФИО3 в адрес Управления по вопросам миграции УМВД России по Астраханской области не поступало.
Кроме того, согласно дополнительным сведениям, предоставленным в прокуратуру района 27.09.2019 начальником Управления по вопросам миграции УМВД России по Астраханской области ФИО5, 04.09.2019 в отдел по вопросам трудовой миграции УВМ УМВД России по Астраханской области поступил конверт со штампами Почта России с уведомлением и описью о вложении от ИП ФИО2 В конверте находилось 2 экземпляра уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора с гражданином Республики Узбекистан ФИО4 (согласно данному уведомлению трудовой договор был расторгнут 20.08.2019) на 4-х листах. В конверте также находилась опись вложения в ценное письмо с оттиском календарного штемпеля Почты России от 22.08.2019, подписанное оператором ФИО6, с указанием в графе «Наименование предметов» уведомлений о расторжении трудовых договоров с ФИО3 и ФИО4 в количестве 4 листов ценностью 4 рубля. При этом в конверте вместо уведомления о расторжении трудового договора с ФИО3 находился второй экземпляр уведомления о расторжении трудового договора с ФИО4 На момент подачи ИП ФИО2 уведомлений действовал Порядок предоставления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, утвержденный приказом МВД России от 10.01.2018 №11 (далее по тексту-Порядок).
Согласно п.7 Порядка при приеме уведомления на бумажном носителе должностным лицом подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне проверяются правильность заполнения уведомления, а также наличие документов, удостоверяющих личность и полномочия лица, представившего уведомление. Поскольку уведомление ИП ФИО2 было направлено почтовым отправлением, специалистом ОВТМ УВМ УМВД России по Астраханской области проверялась правильность заполнения непосредственно самих уведомлений о расторжении трудового договора с иностранным гражданином ФИО4 поступивших в 2-х экземплярах. Указанным уведомлениям были присвоены регистрационные номера №4831 от 04.09.2019 и №4832 от 04.09.2019, о чем свидетельствует запись в журнале учета уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства).
Таким образом, установлено, что в нарушение п.8 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» работодатель – индивидуальный предприниматель ФИО2 не уведомил территориальный орган федерального органа исполнительный власти в сфере внутренних дел о расторжении 20.08.2019 трудового договора с иностранным работником ФИО3
Кроме того, в ходе рассмотрения административного дела, вызванный в качестве свидетеля заместитель начальника отдела по трудовой миграции Управления миграционной службы УМВД России по Астраханской области ФИО7 пояснил, что 04.09.2019 в отдел по вопросам трудовой миграции УВМ УМВД России по Астраханской области поступил конверт со штампами Почта России с уведомлением и описью о вложении от ИП ФИО2 В конверте находилось 2 экземпляра уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора с гражданином Республики Узбекистан ФИО4 (согласно данному уведомлению трудовой договор был расторгнут 20.08.2019) на 4-х листах. В конверте также находилась опись вложения с оттиском календарного штемпеля Почты России от 22.08.2019, подписанное оператором ФИО6, с указанием в графе «Наименование предметов» уведомлений о расторжении трудовых договоров с ФИО3 и ФИО4 в количестве 4 листов ценностью 4 рубля. При этом в конверте вместо уведомления о расторжении трудового договора с ФИО3 находился второй экземпляр уведомления о расторжении трудового договора с ФИО4 На момент подачи ИП ФИО2 уведомлений действовал Порядок предоставления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, утвержденный приказом МВД России от 10.01.2018 №11 (далее по тексту-Порядок).
Также в ходе рассмотрения административного дела, вызванный в качестве свидетеля оператор почтовой службы «Почта России» ФИО6 пояснила, что ею 22.08.2019 от представителя индивидуального предпринимателя ФИО2 было приняты на отправку 2 документа и опись о вложении. Данная опись была составлена индивидуальным предпринимателем ФИО2 Согласно описи, данное письмо содержало: уведомление о расторжении трудовых договоров с ФИО3 и ФИО4 на 4 л., при этом сами уведомления представителем ФИО2 не были предоставлены для ознакомления, она лишь убедилась в том, что общее количество документов составляет 4 листа, в связи с чем, она не могла точно знать имелось ли среди документов уведомление о расторжении трудового договора с ФИО3, так как опись самостоятельно не составляла, а лишь приняла уже составленную опись от представителя индивидуального предпринимателя ФИО2 на 4 л. Далее она приняла опись и данные документы, поставила свою подпись в описи в графе «проверил» и расшифровала свою подпись ФИО6», поставила печать «Почта России». После этого, данное письмо с вложениями, было направлено как заказное, а не ценное в адрес УВМ УМВД России по адресу: ул. Калинина,25,г. Астрахань.
Оснований, не доверять показаниям допрошенных свидетелей, у суда не имеется, поскольку они не находятся в неприязненных и иных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, индивидуальным предпринимателем ФИО2 совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ – (Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях ИП ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно примечания к главе 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
Вместе с тем, суд признает возможным снизить размер назначенного виновному лицу административного штрафа. По смыслу части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером и его последствиям, имущественным и финансовым положением, юридическому лицу может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100000 рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа, назначенного в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая первое привлечение к административной ответственности, суд признает указанное обстоятельство исключительным и полагает возможным снизить размер административного штрафа до 200 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 18.15, статьей 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать индивидуального предпринимателя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: ул. <адрес>, документ удостоверяющий личность - паспорт: серия <...>, выдан 11.12.2015 ОУФМС России по Астраханской области в Красноярском районе, ИНН <***> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Штраф внести на имя получателя: УФК по Астраханской области (Прокуратура Астраханской области) ИНН <***>, КПП 302501001, р/с № <***>, БИК 041203001, КБК 41511690010016000140, ОКТМО 12700000.
Квитанцию об оплате штрафа предоставить в установленный законом срок (до истечения шестидесяти дней с момента вступления постановления в законную силу) в Красноярский районный суд Астраханской области.
Разъяснить ИП ФИО2, что в случае неуплаты административного штрафа в течение 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу он будет нести административную ответственность по статье 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 суток.
Судья Е.В.Черкасова