Дело №5-682/13
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
01 ноября 2013 года г. Сыктывкар
Судья Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми Баталов Р.Г.,
с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО1, действующей на основании доверенности от 17.06.2013г.,
с участием должностного лица Санкт-Петербургской таможни – ФИО2, действующей на основании доверенности от 01.02.2013г.,
рассмотрел дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», по адресу ...; ..., привлекаемого к административной ответственности по ст.16.2 ч.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
**.**.** в отношении ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» был составлен протокол №... об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.2 ч. 3 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» передано по подсудности в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара.
При рассмотрении дела представитель ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» вину в совершении вменяемого правонарушения не признала, представила письменные объяснения.
Заслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, представителя административного органа, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, **.**.** между ОАО «Монди СЛПК» (покупатель, Россия) ... и компанией ... (продавец, Чешская Республика) был заключен контракт №... от **.**.** (далее - Контракт) на поставку товаров - комплектное оборудование линии роспуска целлюлозы с автоматической системой подачи кип.
**.**.** ОАО «Монди СЛПК» на Эжвинский таможенный пост, расположенный по адресу ... АИК-1, южное крыло, каб. № 1, была подана электронная декларация на товары, № 10210330/300513/0003406, всего в данной ДТ было заявлено 8 товаров.
Товар № 3, заявленный в данной ДТ «Комплект винт с шестигранной головкой с шайбой, пределом прочности 8.8 из углеродистой стали (Мб, 9ШТ) часть комплекта аксессуаров для монтажа шестерней в редуктор FALK 445А1-С-Т вала гидроразбивателя линии роспуска на целлюлозно-бумажном производстве предприятия», производитель CELPAP MACHINERY S.R.O, кол-во 8 шт., страна происхождения Чешская Республика, был классифицирован декларантом согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза копо адресу ... 15 100 0 «Винты, болты, гайки, глухари, ввертные крюки, заклепки, шпонки, шплинты, шайбы (включая пружинные) и аналогичные изделия, из черных металлов: - изделия, снабженные резьбой: винты и болты прочие, в комплекте с гайками или шайбами или без них: винты с толщиной стержня не более 6 мм, выточенные из прутков, профилей или проволоки сплошного поперечного сечения».
В представленном письме изготовителя от 07.05.2013 содержится следующее описание товара: «комплект винт М6 (предел прочности 8.8) с шестигранной головкой и шайбой М6 в количестве 9 шт. Изготовлено из углеродистой стали, стоимость 3 USD». Дополнительно была представлена фотография товара.
В связи с несоответствием описания товара в гр. 31 и заявленным кодом ТН ВЭД ТС, 30.05.2013г. Эжвинским таможенным постом в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" принято решение о проведении дополнительной проверки.
30.05.2013 года с помощью программного средства «АИСТ-М» было сформировано и направлено в электронном виде в адрес ОАО «Монди СЛПК» соответствующее решение, содержащее обнаруженные нарушения и перечень документов и сведений, которые необходимо представить.
Документы, подтверждающие заявленный при подаче ДТ классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ТС, декларантом представлены не были.
В Пояснениях к ТН ВЭД ТС к подсубпозиции 7318 15 100 0 - Винты с толщиной стержня не более 6 мм, выточенные из прутков, профилей или проволоки сплошного поперечного сечения указано: «К изделиям, изготовленным на винторезном станке, относятся изделия, выточенные на винторезном станке из прутков, профилей или проволоки с сохранением их исходного поперечного сечения. Эти изделия необязательно обтачиваются по всей их длине. Помимо токарной обработки эти изделия могут подвергаться другим металлообрабатывающим операциям, таким как фрезерование, сверление, растачивание или строгание. Кроме того, они могут иметь шлицы или канавки. Обработка поверхности, в результате которой не происходит изменение формы изделия и которая осуществляется после токарной обработки, допускается при условии, что изделия по-прежнему идентифицируются как полученные в результате токарной обработки».
31.05.2013г. на основании имеющихся документов и сведений и в соответствии с Основными правилами интерпретации 1 и 6 ТН ВЭД (текстом товарной позиции 7318 ТН ВЭД ТС, текстами субпозиций и подсубпозиций) и Пояснениями к ТН ВЭД ТС постом было принято решение о классификации товара № 0003406/00002/000 от 31.05.2013 кодом 7318 15 900 9 в соответствии с ТН ВЭД ТС.
31.05.2013 в 10 час. 14 мин. декларантом были представлены изменения в ДТ, в частности, изменен классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ТС в гр. 33 на 7318 15 900 9 («Винты, болты, гайки, глухари, ввертные крюки, заклепки, шпонки, шплинты, шайбы (включая пружинные) и аналогичные изделия, из черных металлов: -изделия, снабженные резьбой: --винты и болты прочие, в комплекте с гайками или шайбами или без них:--- прочие: ---- прочие: -----с головками:------ прочие: ------прочие»). В связи с объединением товаров №№ 1 и 2 в один товар, изменилась нумерация товаров в ДТ. Указанные изменения в ДТ, приняты 31.05.2013 в 10 час. 26 мин.
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза № 703 от 22 июня 2011 года «О мерах по защите экономических интересов производителей крепежных изделий в Таможенном союзе» установлена сроком по 17 марта 2014 года включительно специальная пошлина в размере 282,4 доллара США за тонну в отношении ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза следующих крепежных изделий, классифицируемых кодами 7318 15 810 0, 7318 15 890 0, 7318 15 900 9, 7318 16 910 9, 7318 16 990 0, 7318 21 000 9 ТН ВЭД ТС.
Заявление ОАО «Монди СЛПК» недостоверных сведений о классификационном коде товара в соответствии с ТН ВЭД ТС послужило основанием для неприменения установленных международным договорам государств- членов Таможенного союза запретов и ограничений и повлекло неуплату специальной пошлины в размере 0,89 руб.
**.**.** по факту недостоверного декларирования должностным лицом Эжвинского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 3 ст. 16.2 КоАП России.
Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В силу положений части 3 статьи 16.2 КоАП РФ при квалификации действий лица по названной норме права необходимо устанавливать, какие запреты и (или) ограничения могли не применяться в случае заявления декларантом при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, а равно представления недействительных документов.
В примечании 2 к статье 16.1 КоАП РФ предусмотрено, что под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" применяются запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза. В случаях и порядке, которые предусмотрены международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, актами органов Таможенного союза, РФ применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 4 ТК ТС под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Таким образом, при отражении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, таможенный орган должен выяснить, какие именно запреты или ограничения установлены или могут быть применены к товару.
В соответствии с пунктом 1 статьи 180 ТК ТС при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, декларантом подается, в том числе, декларация на товары.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС установлено, что в декларации на товары указываются, в том числе сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по ТН ВЭД, наименование страны происхождения, наименование страны отправления, описание упаковок, количество в килограммах, таможенная и статистическая стоимость.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе: документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
На основании статьи 52 Кодекса товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В случае установления нарушения правил классификации товаров, при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
Согласно положениям Единого таможенного тарифа Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с определенными (основными) правилами интерпретации товарных позиций (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Первое правило интерпретации ТН ВЭД предусматривает, что названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Материалами дела подтверждается, что Общество заявило в таможенной декларации полные и достоверные сведения о наименовании и характеристиках товара с указанием классификационного кода товара по ТН ВЭД. К декларации было приложено письмо производителя товара.
Само по себе указание в таможенной декларации неправильного кода товарной номенклатуры, не связанное с заявлением при описании товара недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию по данной номенклатуре, не свидетельствует о том, что Общество указало недостоверные сведения о товаре.
Кроме того, таможенным органом не установлено, какие запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, могли быть не применены в связи с представлением ОАО «Монди СЛПК» сведений при декларировании товара с учетом требований части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Оплаченная Обществом специальная пошлина как мера таможенно-тарифного регулирования в рамках применения пункта 8 части 1 статьи 4 ТК ТС, не указывает, какие именно запреты и ограничения могли быть применены к товару, перемещаемого через таможенную границу.
Согласно пунктов 1 и 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ).
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд не усматривает противоправных, виновных действий со стороны ОАО «Монди СЛПК», что свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.
В силу пункта 2 части 1 ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Таким образом, производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» подлежит прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.2 КоАП РФ – прекратить по основанию ст.24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми.
Судья - Баталов Р.Г.