ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-685/17 от 08.12.2017 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 5-685/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

08 декабря 2017 года г. Биробиджан

Судья Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области Сладкова Е.Г., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица - заместителя начальника управления – начальника отдела государственного строительного надзора и экспертизы ЕАО Сташкова Евгения Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,

У с т а н о в и л:

И.о. прокурора Еврейской автономной области Колесниковым А.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении должностного лица - заместителя начальника управления – начальника отдела государственного строительного надзора и экспертизы ЕАО Сташкова Е.И., согласно которому прокуратурой ЕАО в период с 08.06.2017 по 27.06.2017 проведена проверка по факту невыполнения законный требований прокурора должностным лицом- заместителем начальника управления – начальником отдела государственного строительного надзора Управления ГСНЭ ЕАО –Сташковым Е.И., в ходе которой в его действия (бездействии) обнаружены признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, выразившиеся в следующем. Прокуратурой области 03.05.2017 в адрес заместителя начальника управления – начальника отдела государственного и экспертизы ЕАО Сташкова Е.И. направлено требование от 03.05.2017 о даче оценки в качестве специалиста - относятся ли строительные работы по устранению нарушений, допущенных при строительстве жилых домов , 19 по <адрес> в <адрес>, к работам по реконструкции объекта недвижимости. Требование прокуратуры области поступило в управление государственного строительного надзора и экспертизы ЕАО 15.05.2017, ответ на указанное требование дан 30.05.2017. В ходе осуществления надзорных мероприятий установлено, что в штатное расписание управления ГСНЭ ЕАО включена должность заместителя начальника управления - начальника отдела государственной экспертизы, занимаемая Сташковым Е.И. В соответствии с должностным регламентом должность государственного гражданского служащего старшего государственного инспектора отдела государственного строительного надзора вправе замещать лицо, соответствующее квалификационным требованиям к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемых к гражданскому служащему, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной служб иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки. При этом в соответствии с дипломом ВСГ Сташкову Е.И. присуждена квалификация инженер по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Кроме того, в управлении ГСНЭ ЕАО проходят службу государственные гражданские служащие, имеющие высшее образование по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Следовательно, в штат управления ГСНЭ ЕАО включены должности служащих, компетентных в даче оценки по вопросу относятся ли строительные работы по устранению нарушений, допущенных при строительстве жилых домов №, по <адрес> в <адрес>, к работам по реконструкции объекта недвижимости. Полагает, что заместителем начальника управления – начальника отдела государственного строительного надзора и экспертизы ЕАО Сташковым Е.И. умышленно не выполнены требования прокурора, вытекающие из его полномочий.

Старший помощник прокурора ЕАО Витютнев К.В. в судебном заседании доводы постановления о возбуждении дела об административном правонарушении поддержал, суду пояснил, что в действиях должностного лица - заместителя начальника управления – начальника отдела государственного строительного надзора и экспертизы ЕАО Сташкова Е.И., имеется в наличие состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ. В связи с невыполнением законного требования прокурора было возбуждено дело об административном правонарушении.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Сташков Е.И. в судебном заседании поддержал письменные объяснения по делу и дополнительно пояснил, что требование прокурора состояло в личном его участие в определении работ, а не в выделении специалиста управления. При этом согласно указанному постановлению о возбуждении административного дела, объективная сторона вменяемого ему правонарушения состоит в невыполнении им требования о выделении специалиста. Ст. 17.7 КоАП РФ имеет формальный состав, правонарушение состоит в умышленном неисполнении законного требования. Отказ от исполнения требования, связанный с невозможностью его исполнения по объективным причинам не может рассматриваться как умышленное неисполнение требования. Считает, что прокуратурой ЕАО не доказано совершение им административного правонарушения. Не обоснованно и не доказано наличие у него реальной возможности ответить на поставленные в требовании вопросы, в связи с чем основания для привлечения его к административной ответственности отсутствуют.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, Сташкова А.А., допущенная судом к участию в деле по ходатайству Сташкова Е.И., в судебном заседании поддержала пояснения Сташкова Е.И. Дополнительно суду пояснила, что управлением ГСНЭ ЕАО в соответствии с положением, утвержденным постановлением правительства ЕАО от 02.07.2013 № 298-пп реализует функции регионального государственного строительного надзора, государственной экспертизы проектной документации, надзора за долевым строительством. Порядок исполнения каждой функции управления регламентирован действующим законодательством РФ. Специалисты управления не разрабатывают документацию и не определяют виды работ, они занимаются проверкой соответствия проектной документации и производимых работ действующему законодательству. Решение вопроса, указанного в требовании прокурора области, находится за рамками полномочий управления ГСНЭ ЕАО и профессиональной деятельности его сотрудников. Требование прокуратуры состояло не в выделении специалиста, а в участии лично Сташкова Е.И. в качестве специалиста, в связи с чем, объективная сторона правонарушения, указанная в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, отсутствует.

Выслушав прокурора, лицо, привлекаемое к административной ответственности, представителя, изучив материалы административного дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, а именно: на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

В силу ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно ч. 2 ст. 21 "О прокуратуре РФ" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Частью 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций

В судебном заседании установлено, что Сташков Е.И. с 12.01.2016 принят на государственную гражданскую службу ЕАО и назначен на должность заместителя начальника управления – начальника отдела государственного строительного надзора и экспертизы ЕАО (распоряжение губернатора ЕАО № 4-л от 11.01.2016).

Материалами дела установлено, что 03.05.2017 и.о. прокурора ЕАО Колесников А.В. направил в адрес заместителя начальника управления – начальника отдела государственного строительного надзора и экспертизы ЕАО Сташкова Е.И. письмо с требованием дать оценку в качестве специалиста - относятся ли строительные работы по устранению нарушений, допущенных при строительстве жилых домов по <адрес> в <адрес>, к работам по реконструкции объекта недвижимости, информацию о проведенной оценке представить в прокуратуру к 11.05.2017.

В судебном заседании установлено, что указанное требование поступило в управление государственного строительного надзора и экспертизы ЕАО 15.05.2017.

30.05.2017 (исх. ) в прокуратуру ЕАО поступил ответ заместителя начальника управления – начальника отдела государственного строительного надзора и экспертизы ЕАО Сташкова Е.И., из которого следует, что у управления ГСНЭ ЕАО отсутствует полномочие давать оценку в качестве специалистов по вопросу: относятся ли те или иные строительные работы к определенным видам работ – строительству, реконструкции или капитальному ремонту.

В силу ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при: 1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса либо является модифицированной проектной документацией; 2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса.

Часть 2 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что предметом государственного строительного надзора являются проверка: 1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; 2) наличия разрешения на строительство; 3) выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 ст. 52 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 5 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением правительства Еврейской автономной области от 27.12.2011 N 705-пп "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" утвержден Административный регламент исполнения государственной функции "Осуществление регионального государственного строительного надзора на территории Еврейской автономной области" (п.1).

В пункте 2 казано, что контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника управления - начальника отдела государственного строительного надзора управления государственного строительного надзора и экспертизы Еврейской автономной области.

Административный регламент исполнения государственной функции "Осуществление регионального государственного строительного надзора на территории Еврейской автономной области" разработан в целях повышения качества исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора (далее - государственная функция) и определения сроков и последовательности действий (административных процедур) при осуществлении государственной функции.

Постановлением правительства ЕАО от 02.07.2013 № 298-пп утверждено Положение об управлении государственного строительного надзора и экспертизы Еврейской автономной области.

Перечень полномочий, которые осуществляет управление, установлен п. 2 указанного Положения.

В соответствии с п. 1.1. Положения об управлении государственного строительного надзора и экспертизы ЕАО управление ГСНЭ ЕАО является органом исполнительной власти ЕАО, формируемым правительством ЕАО, реализующим полномочия ЕАО в следующих сферах: организация и проведение государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий; организация и проведение государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства; проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, в отношении объектов капитального строительства государственной собственности ЕАО или муниципальной собственности (кроме объектов, указанных в ч. 5.1 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ), на софинансирование капитальных вложений в которые из федерального бюджета предоставляются субсидии бюджету ЕАО (в том числе в целях предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности), за исключением случая предоставления указанных субсидий в соответствии с принятым в порядке, определенном ст. 79.1 Бюджетного кодекса РФ, нормативным правовым актом, устанавливающим пообъектное распределение указанных субсидий; проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств областного бюджета; осуществление регионального государственного строительного надзора; осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Еврейской автономной области; организация и проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий водохозяйственных работ некапитального характера, финансируемых за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, и средств областного бюджета.

Из должностных регламентов государственных служащих управления ГСНЭ ЕАО следует, что они имеют высшее профессиональное образование по специальности «промышленное и гражданское строительство». В их полномочия, в соответствии с п. 1.1. Положения об управлении государственного строительного надзора и экспертизы ЕАО, входит ряд вопросов, которые непосредственно связаны со строительным надзором, проведением экспертиз проектной документации.

В соответствии с должностным регламентом старшего государственного инспектора отдела государственного строительного надзора управления ГСНЭ ЕАО последний должен обладать профессиональными навыками в области проектирования зданий, сооружений или в области государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

29.06. 2017 г. в отношении должностного лица - заместителя начальника управления – начальника отдела государственного строительного надзора и экспертизы ЕАО Сташкова Е.И. возбуждено дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; требованием прокурора области от 03.05.2017, ответом заместителя начальника управления – начальника отдела государственного строительного надзора и экспертизы ЕАО Сташкова Е.И. от 30.05.2017, Положением об управлении государственного строительного надзора и экспертизы ЕАО, должностным регламентов государственных служащих управления,

Изложенное свидетельствует о совершение заместителем начальника управления – начальником отдела государственного строительного надзора и экспертизы ЕАО Сташковым Е.И. административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.

Доводы Сташкова Е.И. о том, что он не является субъектом вмененного ему административного правонарушения и об отсутствии вины в форме умысла, является несостоятельным.

В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой ЕАО направлено требование 03.05.2017 в адрес заместителя начальника управления государственного строительного надзора и экспертизы ЕАО Сташкова Е.И.

На момент получения требования и.о. прокурора ЕАО Сташков Е.И. исполнял и исполняет обязанности начальника управления.

Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что письмо и.о. прокурора ЕАО Колесникова А.В. от 03.05.2017 адресовано Сташкову Е.И., в связи с исполнением им обязанностей заместителя начальника управления – начальника отдела государственного строительного надзора и экспертизы ЕАО, у которого в подчинении находятся специалисты, имеющие специальные познания в области строительства, следовательно, Сташков Е.И. имел реальную возможность организовать рассмотрение требование и.о. прокурора ЕАО от 03.05.2017 и уведомить прокурора о соответствующих результатах рассмотрения требования в письменной форме в установленные законом сроки, однако, должных мер к тому не принял.

Доводы Сташкова Е.И. о том, что требовании прокурора адресовано лично ему и состояло в личном его участии в определение работ, суд считает не состоятельным по вышеуказанным основаниям.

Таким образом, заместитель начальника управления – начальник отдела государственного строительного надзора и экспертизы ЕАО Сташков Е.И. являясь должностным лицом, своим действием, выразившимся в невыполнении законных требований прокурора, совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 Кодекса об административных правонарушениях.
С учетом изложенного выше суд находит вину заместителя начальника управления – начальника отдела государственного строительного надзора и экспертизы ЕАО Сташкова Е.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ доказанной, и полагает необходимым привлечь заместителя начальника управления – начальника отдела государственного строительного надзора и экспертизы ЕАО Сташкова Е.И. к административной ответственности.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, суд считает возможным в соответствии со ст.17.7 КоАП РФ назначить заместителю начальника управления – начальника отдела государственного строительного надзора и экспертизы ЕАО Сташкова Е.И. административное наказание в виде административного штрафа.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 17.7, 29.10 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

Признать заместителя начальника управления – начальника отдела государственного строительного надзора и экспертизы ЕАО Сташкова Евгения Ивановича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Штраф перечислить получателю УФК по Еврейской автономной области (прокуратура Еврейской автономной области) в ГРКЦ ГУ Банка России по Еврейской АО, л/с , р\с , КБК , ОКАТО , БИК

Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки исполнения постановления.

Разъяснить, что за неуплату штрафа в предусмотренный законом срок предусмотрена административная ответственность по ст. 20.25. ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до 15 суток.

Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению в течение двух лет с момента его вступления в законную силу.

Разъяснить лицам, имеющим право на обжалование постановления, что в соответствии со ст. 29.11. ч. 1 КоАП РФ, день изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение 10 суток с момента его получения.

Судья Сладкова Е.Г.