ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-686/14Г от 16.01.2015 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

КОПИЯ 5-686/2014г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Пермь 16 января 2015 года

Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Мерзлякова Н.А.,

с участием представителя Администрации г.Перми А.А., действующего на основании доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ года,

представителя государственного инспектора города Перми по пожарному надзору, ОНД г.Перми по Мотовилихинскому району 1 ОНД по городу Перми С.С..,

при секретаре Цветковой Н.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении юридического лица Администрации города Перми, , расположенного по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> произошел пожар. В ходе тушения пожара в квартире обнаружен труп гражданина О.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который зарегистрирован по адресу: <адрес> Администрация города Перми, являясь юридическим лицом, не выполнило требования пожарной безопасности в Российской Федерации по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Пермь, а именно: Администрацией города Перми гражданин О.О. не инструктировался и не обучался мерам пожарной безопасности. В целом на территории города Перми не организована работа по обучению не реже одного раза в год неработающего населения мерам пожарной безопасности по месту проживания с регистрацией в журнале инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также проставлением даты проведения инструктажа. Не организована противопожарная пропаганда посредством информирования населения, в том числе через средства массовой информации, издания рекламной продукции (памяток, листовок, буклетов), оборудования противопожарных уголков и стендов, издания радиопередач, телепрограмм по вопросам пожарной безопасности в соответствии с п. 3.5; 3.9; 4.2 Постановления правительства Пермского края № 421-п от 7.07.2009 года «Об утверждении Порядка организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Пермского края».

Администрацией города Перми нарушены обязательные требования пожарной безопасности: Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (статья 19), Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 63); Постановления правительства Пермского края № 421-п от 07.07.2009 «Об утверждении Порядка организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Пермского края» (п. 1.3; 3.1.2; 3.5; 3.9; 4.1; 4.2), за что предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель Администрации г.Перми А.А. вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснил, что Администрацией города Перми организована работа по обучению неработающего населения мерам пожарной безопасности по мету проживания, ссылаясь на постановление администрации города Перми от 18.10.2013 года №886 «Об утверждении муниципальной программы «Осуществление мер по гражданской обороне, пожарной безопасности и защите от чрезвычайных ситуациях в городе Перми, решение Пермской городской Думы от 13.03.1996 (редакция 27.08.2013 года) «Устав города Перми». В 2014 году было размещение печатных информационных материалов по противопожарной пропаганде в средствах массовой информации города Перми, организация противопожарной пропаганды и информации населения о мерах пожарной безопасности на телевидении города Перми, а также в средствах массовой информации, было размещение печатных материалов с размещением рекламной продукции. Кроме того, в 2014 году был заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ года на выполнение услуг по организации обучения неработающего населения города Перми мерам пожарной безопасности в 2014 году и договор от ДД.ММ.ГГГГ на организацию обучения и проведения лекций (бесед) с неработающим населением города Перми на противопожарные темы, на основании этого было организовано обучение населения по мерам противопожарной безопасности, данный факт подтверждается актом о приемке оказанных услуг, выполненных по договору и справками об оказании данных услуг. Администрацией города Перми работа по обучению данной категории граждан проводится. Однако журнал учета проведения противопожарного инструктажа с неработающими гражданами не ведется, так как они проводят информирование о мерах пожарной безопасности посредствам организации и проведения собрания.

В судебном заседании представитель ОНД г.Перми по Мотовилихинскому району 1 ОНД по городу Перми С.С., пояснил, что в действиях Администрации г.Перми имеется состав административного правонарушения по ч.1 ст.20.4 КОАП РФ. Администрация города Перми, являясь юридическим лицом, не выполнило требования пожарной безопасности в Российской Федерации по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Пермь. На основании постановления правительства Пермского края № 421-п от 7.07.2009 года «Об утверждении Порядка организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Пермского края» организацию противопожарного инструктажа граждан проводится при вступлении их в.. . товарищества собственников жилья, а также при предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма, найма специализированного жилого помещения и возлагается на уполномоченных представителей данных организаций (п.3.12). Данная обязанность лежит на представителях этих организаций. На основании п.4.2 данного постановления, ответственность за организацию и своевременность информирования о мерах пожарной безопасности неработающей части населения несут органы местного самоуправления поселений и городских округов Пермского края, в полномочиях которых определено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. Информирование о мерах пожарной безопасности в организациях должна вестись под роспись инструктируемого. Считает, что Администрация г.Перми не правильно трактуют норму Закона, поскольку согласно постановления правительства Пермского края № 421-п от 7.07.2009 года «Об утверждении Порядка организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Пермского края» нужно проводить комплекс работ по организации, своевременной информации и обучению по мерам пожарной безопасности, однако часть работ проводится, а часть нет.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные материалы дела, суд полагает, что вина юридического лица Администрации города Перми в совершении правонарушения предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ установлена и полностью нашла свое подтверждение.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным Законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно ч.1 ст. 38 ФЗ № 69-ФЗ ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции…

На основании ст.19 вышеуказанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре, принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов, оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов, оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения, установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

На основании ст.63 ФЗ № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Порядок организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Пермского края, утвержден постановлением правительства Пермского края № 421-п от 7.07.2009 года «Об утверждении Порядка организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Пермского края».

Согласно п.1.3 данного постановления обучение мерам пожарной безопасности, осуществление противопожарной пропаганды и инструктажа в области пожарной безопасности носит непрерывный многоуровневый характер и проводится в жилищном фонде, в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также при совершенствовании знаний в процессе трудовой деятельности.

На основании данного постановления обучение мерам пожарной безопасности проходят граждане, не состоящие в трудовых отношениях (не работающее население), за исключением лиц, находящихся в местах лишения свободы, в специализированных учреждениях здравоохранения или социального обслуживания (п.3.1, п.3.1.2).

Кроме того пунктом 3.5 постановления правительства Пермского края № 421-п от 7.07.2009 года «Об утверждении Порядка организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Пермского края» предусмотрено, что обучение мерам пожарной безопасности неработающего населения …, проводится по месту проживания и предусматривает: информирование о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний (п.3.5.1), проведение не реже одного раза в год противопожарного инструктажа по месту проживания с регистрацией в журнале инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также проставлением даты проведения инструктажа (п.3.5.2), проведение лекций, бесед на противопожарные темы (п.3.5.3), привлечение на учения и тренировки по месту проживания (п. 3.5.4), самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам пожарной безопасности (3.5.5).

Также, на основании п.3.10 обучение граждан в форме противопожарного инструктажа проводится по месту их работы (учебы), постоянного или временного проживания с целью ознакомления с требованиями утвержденных в установленном порядке нормативных документов по пожарной безопасности, а также с правилами поведения при возникновении пожара и применения первичных средств пожаротушения.

П.3.12 вышеуказанного постановления организация противопожарного инструктажа граждан проводится при вступлении их в жилищные, гаражные, дачные и иные специализированные потребительские кооперативы, садово-огороднические товарищества, товарищества собственников жилья, а также при предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма, найма специализированного жилого помещения и возлагается на уполномоченных представителей данных организаций.

Обучение мерам пожарной безопасности проводится в форме: занятий по специальным программам, противопожарного инструктажа, лекций, бесед, учебных фильмов, самостоятельной подготовки, учений и тренировок (п.3.7 постановление правительства Пермского края № 421-п от 7.07.2009 года «Об утверждении Порядка организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Пермского края»).

Ответственность за организацию и своевременность информирования о мерах пожарной безопасности неработающей части населения несут органы местного самоуправления поселений и городских округов Пермского края, в полномочиях которых определено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов (п. 4.2 постановление правительства Пермского края № 421-п от 7.07.2009 года «Об утверждении Порядка организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Пермского края»).

Под организацией понимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления……. (п.4.1 постановления правительства Пермского края № 421-п от 7.07.2009 года «Об утверждении Порядка организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Пермского края»).

К материалам дела приложены: муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение услуг по организации обучения неработающего населения города Перми мерам пожарной безопасности в 2014 году (л.д.168-174), договор от ДД.ММ.ГГГГ на организацию обучения и проведения лекций (бесед) с неработающим населением города Перми на противопожарные темы (л.д.165-167), муниципальный контракт на оказание услуг по организации противопожарной пропаганды и информированию населения о мерах пожарной безопасности на телевидении города Перми от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-181 том 1), муниципальный контракт на оказание услуг по созданию и размещению печатных информационных материалов по противопожарной пропаганде в средствах массовой информации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.182-186 том 1), договор на оказание типографических услуг по изготовлению листовок в целях информирования населения о мерах пожарной безопасности (л.д.187-192 том 1), протоколы заседаний КЧС Мотовилихинского района, планы проведения профилактической акции «Горящая Мотовилиха» протоколы совещания руководства администрации района с организациями..., а также акт о приемке оказанных услуг, выполненных по договору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.197 том 1), справками об оказании данных услуг (л.д.198-250 том 1, л.д1-108 том 2), отчет по муниципальному контракту (л.д.193 том 1), эфирная справка (л.д.194 том 1), информация по пресс-релизам обеспечению мер пожарной безопасности, размещенным на официальном сайте муниципального образования города Перми (л.д.195-196 том 1), решение Пермской городской Думы от 13.03.1996 (редакция 27.08.2013 года) «Устав города Перми».

Довод представителя Администрации г.Перми о том, что они проводят информирование о мерах пожарной безопасности посредствам организации и проведения собрания, не может служить основанием, для освобождения от административной ответственности, поскольку в судебном заседании не добыто доказательств, что Администрацией г.Перми была организована работа, по проведению противопожарного инструктажа граждан неработающего населения, поскольку обучение мерам пожарной безопасности неработающего населения проводится по месту проживания и предусматривает, проведение не реже одного раза в год противопожарного инструктажа по месту проживания с регистрацией в журнале инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также проставлением даты проведения инструктажа (п.п. 3.5, 3.5.2 постановление правительства Пермского края № 421-п от 7.07.2009 года «Об утверждении Порядка организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Пермского края»), журнал инструктажа является приложением к порядку организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Пермского края и является неотъемлемой частью исполнения постановления правительства Пермского края № 421-п от 7.07.2009 года «Об утверждении Порядка организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Пермского края», в связи с чем суд делает вывод, что Администрацией города Перми не в полной мере исполняется Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Довод представителя о том, что за данное правонарушение несут уполномоченные представители данных организаций не может быть принят судьей, поскольку исходя из пункта 3.12 постановления правительства Пермского края № 421-п от 7.07.2009 года «Об утверждении Порядка организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Пермского края» следует, что организация противопожарного инструктажа граждан проводится при вступлении.. ., товарищества собственников жилья, а также при предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма, найма специализированного жилого помещения и возлагается на уполномоченных представителей данных организаций., однако ответственность за организацию и своевременность информирования о мерах пожарной безопасности неработающей части населения несут органы местного самоуправления поселений и городских округов Пермского края, в полномочиях которых определено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов (п.4.2) Под организацией понимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления (п.4.1).

На основании вышеизложенного в действиях юридического лица Администрации г.Перми, имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения.

Принимая во внимание, что ранее Администрация г.Перми не привлекалась к административной ответственности, руководством организации приняты и принимаются меры к устранению выявленных нарушений, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальных пределах санкции статьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо – Администрацию г.Перми виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>.

Реквизиты для перечисления штрафа: Управление федерального казначейства по Пермскому краю (Главное управление МЧС России по Пермскому краю, ИНН , КПП ), Отделение Пермь, БИК , р/с , ОКТМО , код КБК .

В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми.

Судья-подпись-

Копия верна: Судья

секретарь