№
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
<адрес> 24 мая 2016 года
Судья Центрального районного суда <адрес> Соколова Е.С. рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении в отношении Акционерного общества «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат», привлекаемого к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса РФ об АП,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» совершило несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В ходе проведения административного расследования главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе Грошевской Т.В. выявлены нарушения требований санитарного законодательства, а именно: АО «ЕВРАЗ ЗСМК» нарушает требования обеспечения радиационной безопасности в части хранения на территории шлакового отвала очень низкоактивных радиоактивных отходов, не имеет проекта на переработку, обращение с радиоактивными отходами, включающего методы сбора, временного хранения с указанием сроков, упаковки, транспортировки, кондиционирования, длительного хранения и захоронения, нарушает конституционные права работающего персонала на благоприятную среду обитания, защиту здоровья от вредного воздействия ионизирующего излучения в связи с функционированием объекта хозяйственной, иной деятельности по размещению радиоактивных отходов, которые создают потенциальную опасность радиационного воздействия на организм человека выше установленных норм, правил и нормативов.
В судебном заседании главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе Грошевская Т.В., действующая на основании доверенности, подтвердила наличие выявленных нарушений, дополнительно суду пояснила, что земельный участок, на котором расположен шлаковый отвал, принадлежит АО «ЕВРАЗ ЗСМК», данный земельный участок получен наосновании передаточного акта от ОАО «НКМК». ОАО «НКМК» осуществляло складирование шлака с 1950 по 1991 г. Отвал относится к цеху ЗСМК, на нем расположен мартеновский, доменный шлак, шлак из электро-сталеплавильного цеха. Складирование мартеновского шлака осуществлялось ОАО «НКМК» с 1950 по 1999 год. Переработка шлака начата «ЗСМК» в 2003 г. с извлечением металла. У «ЗСМК» заключен договор с ООО «Векша-эксперт» с целью осуществления радиационного контроля, для дальнейшей продажи шлака. Повышенный радиационный фон был выявлен указанной организацией на дне разработанного отвала шлака мартеновского производства. Загрязнение, возможно, произошло от переплавки цезия-137. До 1991 г. никакой контроль фактически не осуществлялся. В момент начала разработки карьера радиационный контроль был проведен, однако, отсутствует проект по обращению с радиоактивными отходами. Полагает, что АО «ЕВРАЗ ЗСМК» должно нести ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ поскольку, при переработке, разработке шлакового отвала недостаточно осуществлялся радиационный контроль. Несмотря на то, что складирование шлака осуществлялось именно ОАО «НКМК», ответственность должно нестиАО «ЕВРАЗ ЗСМК», поскольку ОАО «НКМК» было присоединено к АО «ЕВРАЗ ЗСМК», и именно «ЕВРАЗ ЗСМК» не обеспечил должного радиационного контроля.
Представитель АО «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» Завадский Д.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал, суду пояснил, что с 2005 года, в связи с началом активной разработки шлакового отвала, дозиметрический и спектрометрический контроль проб доменного шлака проводился ежемесячно. По результатам спектрометрии выдавалось свидетельство радиационного качества с заключением о возможности дальнейшего использования доменных шлаков для нужд строительства. Дозиметрический и спектрометрический контроль металлургической пыли ЭСПЦ, проводится ежедневно с 2005 года по 2014 год, также дозиметрический контроль вагонов с отгружаемой металлургической пылью проводится ежедневно, спектрометрия еженедельно. С 2005 года и по настоящее время ежемесячно осуществляется дозиметрический контроль бункеров и пылепроводов газоочисток ЭСПЦ, согласно утвержденного графика производственного контроля. Все закрытые радионуклидные источники эксплуатирующийся в АО «ЕВРАЗ ЗСМК» учтены. Ежегодно в организации проводится инвентаризация РВ и РАО. С 1950 г. по 2003 г. территория шлакового отвала принадлежала АООТ «КМК». В 2003 г. АООТ «КМК» был ликвидирован, образованный в 2003 г. ОАО «НКМК» не является правопреемником АООТ «КМК». Ни ОАО «НКМК», ни АО «ЕВРАЗ ЗСМК» не занимались размещение шлака не территории шлакового отвала, а только осуществляли его переработку в соответствии с действующим законодательством. До момента объединения ОАО «ЗСМК» и ОАО «НКМК» в единый ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» в 2011г., производственный радиационный контроль осуществлял персонал Лаборатории радиоизотопных измерений ОАО «НКМК», т.е. в период до 1992 года радиационный производственный контроль не проводился. При этом в период с 1992 года по 2005 год зафиксированных аварий, связанных с переплавкой источников ионизирующего излучения на комбинате не зафиксировано. Считает, что радиоактивный шлак был размещен на территории шлакового отвала в период с 1950 до 1992 года. Загрязненный радионуклидом цезий-137 шлак был обнаружен на дне разработанного карьера между откосами отвалов 20-ти метровой высоты на ровной площадке, т.е. обнаруженный шлак не мог причинять или создавать угрозу причинения вреда работающему на шлаковом отвале персоналу, так как находился на достаточном расстоянии от него. Рабочие места персонала шлакового отвала в установленном порядке проходили аттестацию. При этом условий создающих угрозу причинения вред работникам выявлено не было, о чем свидетельствуют карты аттестации рабочих мест. Общество не занимается в данном случае размещением и временным хранением радиоактивных отходов на территории шлакового отвала. АО «ЕВРАЗ ЗСМК» не могло достоверно знать о расположении на территории шлакового отвала загрязненного радионуклидом цезий-137 шлака, так как по результатам отбора проб, которые проводятся выборочно и на постоянной основе, источников радиоактивного загрязнения выявлено не было. Государственный экологический контроль осуществляется Росприроднадзором. Санитарно-эпидемиологические требования Обществом не нарушались, в связи с этим Роспотребнадзор необоснованно составил в отношении АО «ЕВРАЗ ЗСМК» протокол об административном правонарушении. Просит производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «ЕВРАЗ ЗСМК» прекратить, в связи с отсутствием в действиях общества состава правонарушения.
Специалист Бопп Е.В. пояснила, что она проводила пешеходную гамма-съемку, отбирала пробы для исследований. Пробы отбирались дозиметром. Были выявлены места радиационных аномалий, фон был превышен более чем в два раза. Шлак находится на глубине 20-30 метров, и возможно, что он находится там с 1950 г.
Свидетель Никифоров Д.А. в судебном заседании пояснил, что работает начальником службы радиационной безопасности АО «ЕВРАЗ ЗСМК». Радиационный контроль шлака производится с июля 2004 года, в соответствии с установленным графиком три раза в месяц при начале выработки. Сначала определяется место где будет находится выработка, далее происходит пешеходная площадная гамма-съемка. Её порядок определен методическими рекомендациями аккредитованной лаборатории. Полученные данные вносятся сначала в карту, затем в журнал. Если устанавливается превышение норм, то он сообщает об этом в Роспортребнадзор. Площадного осмотра АО «ЕВРАЗ ЗСМК» не проводит. Загрязнений выявлено не было, ООО «Векша-эксперт» проводили съемку через 5 метров, АО «ЕВРАЗ ЗСМК» через 10 метров, как установлено действующими методическими рекомендациями.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к следующему.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.
Согласно ст.11 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона РФ №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п.3.12.6 ОСПОРБ 99/2010, система обращения с твердыми радиоактивными отходами включает их сбор, сортировку, упаковку, временное хранение, кондиционирование, транспортирование, длительное хранение и (или) захоронение.
В соответствии с п. 3.12.7 ОСПОРБ 99/2010, переработку радиоактивных отходов, а также их долговременное хранение и захоронение производят специализированные организации по обращению с радиоактивными отходами. В отдельных случаях возможно осуществление в одной организации всех этапов обращения с радиоактивными отходами, вплоть до их захоронения, если это предусмотрено проектом.
Как следует из ч.2 ст. 58 ГК РФ, разъяснений, содержащихся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта. Факт правопреемства может подтверждаться документом, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ о реорганизации общества, к которому осуществлено присоединение, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, и документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство.
Согласно ч.1 ст.61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Судом установлено, что загрязнение шлака произошло в период с 1950 по 1991 г., в указанный период времени территория шлакового отвалапринадлежала АООТ «КМК», которое в 2003 г. было ликвидировано. Земельный участок, на котором расположена территория шлакового отвала приобретен ОАО «НКМК» у ООО «Сталь НК» согласно договора купли-продажи № от 25.01.2010г.
07.04.2011 г. ОАО «НКМК» реорганизован в форме присоединения к ОАО «ЗСМК».
Таким образом, АО «ЕВРАЗ ЗСМК» не является правопреемником АООТ «КМК» и не могло в период с 1950 по 1991 г. размещать вышеуказанный шлак не территории принадлежащего ему земельного участка.
В настоящее время шлаковый отвал разрабатывается АО «ЕВРАЗ ЗСМК», в связи с чем, спектрометрический контроль проб доменного шлака проводился ежемесячно. По результатам спектрометрии выдавалось свидетельство радиационного качества с заключением о возможности дальнейшего использования доменных шлаков для нужд строительства.
АО «ЕВРАЗ ЗСМК», проводит дозиметрический и спектрометрический контроль металлургической пыли ЭСПЦ, ежедневно с 2005 года по 2014 год, также дозиметрический контроль вагонов с отгружаемой металлургической пылью проводится ежедневно, спектрометрия еженедельно.
С 2005 года и по настоящее время ежемесячно осуществляется дозиметрический контроль бункеров и пылепроводов газоочисток ЭСПЦ, согласно утвержденного графика производственного контроля. Все закрытые радионуклидные источники эксплуатирующийся в АО «ЕВРАЗ ЗСМК» учтены. Ежегодно в организации проводится инвентаризация РВ и РАО.
В подтверждение своих доводов представителем АО «ЕВРАЗ ЗСМК» представлены карта аттестации рабочего места по условиям труда, программа радиационного контроля, свидетельства радиационного качества, график радиационного контроля, журналы контрольных измерений.
Суд считает, что АО «ЕВРАЗ ЗСМК» принял все предусмотренные законом меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, соблюдает указанные нормы и правила, принимает все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
С учетом изложенного производство по данному делу подлежит прекращению, на основании п. 2 ч. 1 ст.24.5 Кодекса РФ об АП
Руководствуясь ст. 8.2, ст. 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу в отношении Акционерного общества «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат», привлекаемого к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса РФ об АПпрекратить на основании п. 2 ч. 1 ст.24.5 Кодекса РФ об АП ввиду истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья подпись Е.С. Соколова
Копия верна.Судья.