ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-6893/20 от 14.01.2021 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело

УИД 26MS0-88

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

<адрес> 14.01.2021

Судья Промышленного районного суда <адрес> края Кулиева Н.В.,

с участием помощника прокурора <адрес>Шевченко К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда <адрес> дело об административном правонарушении в отношении:

юридического лица – автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Учебно-курсовой комбинат «Ставропольский», , адрес (место нахождения) 355045, <адрес>, помещение 8,

привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

дата в период времени с 16 час. 00 мин. по 17 час. 00 мин. по адресу: <адрес>, в ходе проведения прокуратурой района проверки соблюдения АНО ДПО «УКК Ставропольский» требований законодательства об образовании, о лицензировании отдельных видов деятельности.

По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении, что подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от дата.

В ходе проверки установлено, что АНО ДПО «УКК Ставропольский» допущены нарушения требований вышеуказанного законодательства, выраженные в следующем.

АНО ДПО «УКК «Ставропольский» осуществляет деятельность на основании лицензии министерства образования и молодежной политики <адрес> от дата, в соответствии с которой организация оказывает образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к лицензии.

В нарушение пп. «б» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата, в образовательной организации отсутствует материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными требованиями, необходимое для реализации дополнительных профессиональных программ и программ профессионального обучения.

В нарушение пп. «г» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата, в образовательной организации отсутствуют разработанные и утвержденные образовательной организацией реализуемые образовательные программы в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В нарушение пп. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата, в образовательной организации отсутствуют в штате или привлеченные на ином законном основании педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимые для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам профессионального обучения, дополнительного профессионального образования и соответствующие требованиям ст. 46 Федерального закона от дата № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ). Кроме того, отсутствуют подтверждающие документы на следующих педагогических работников: Телунц А.А.; Ховасова Н.И.; Бочарова Л.И.; Цитиридис Е.М.

В нарушение пп. «а» п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата, в образовательной организации отсутствуют условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме, в соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Представитель юридического лица АНО ДПО «УКК «Ставропольский», в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, в судебном заседании участия не принимал.

В соответствии с ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела. Учитывая, что КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).

Юридическое лицо извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, посредствам направления на извещения на электронную почту. Кроме того было направлено извещение в адвокатскую контору <адрес> с просьбой обеспечить участие в деле защитника АНО ДПО «УКК Ставропольский», по ордеру № С207363 от датаЧернявского А.Н.

В связи с изложенным, учитывая надлежащее извещение о рассмотрении дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя АНО ДПО «УКК «Ставропольский».

Выслушав помощника прокурора <адрес>Шевченко К.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Частью 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно примечанию к ст. 19.20 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу положений ч.ч. 1, 4 ст. 91 Закона № 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензированиеобразовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью.

АНО ДПО «УКК Ставропольский» осуществляет деятельность на основании лицензии министерства образования и молодежной политики <адрес> от дата, в соответствии с которой организация оказывает образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к лицензии.

В соответствии со статьей 73 Закона № 273-ФЗ профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами.

В соответствии со ст. 76 Закона № 273-ФЗ содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами.

Лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами (пп. «б» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата)

Согласно пп. «б» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата, в образовательной организации отсутствует материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными требованиями, необходимое для реализации дополнительных профессиональных программ и программ профессионального обучения.

В силу положений ст. 12 Закона № 273-ФЗ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, сообразно видам и уровням образования: дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки и основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.)

Лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (пп. «г» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата).

В соответствии со ст. 46 Закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам (пп. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата).

В соответствии со ст. 16 Закона № 273-ФЗ в случае реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательной организации должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

При осуществлении лицензиатом образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в настоящем пункте, предъявляются следующие требования: наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме, в соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (пп. «а» п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата).

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от дата следует, что АНО ДПО «УКК Ставропольский» по адресу: <адрес>, помещение 8, в нарушение требований Закона № 273-ФЗ, Закона № 99-ФЗ, пп. «б», «г», «д» п. 6, пп. «а» п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата, нарушила лицензионные требования при осуществлении образовательной деятельности в частности:

- в образовательной организации отсутствует материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными требованиями, необходимое для реализации дополнительных профессиональных программ и программ профессионального обучения;

- отсутствуют разработанные и утвержденные образовательной организацией реализуемые образовательные программы в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- отсутствуют в штате или привлеченные на ином законном основании педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимые для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам профессионального обучения, дополнительного профессионального образования и соответствующие требованиям ст. 46 Закона № 273-ФЗ. Кроме того, отсутствуют подтверждающие документы на следующих педагогических работников: Телунц А.А.; Ховасова Н.И.; Бочарова Л.И.; Цитиридис Е.М.;

- отсутствуют условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме, в соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Вина АНО ДПО «УКК «Ставропольский» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами, исследованными судом: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от дата, рапортами помощника прокурора <адрес>Шевченко К.В., информацией главного специалиста отдела надзора и контроля в сфере образования министерства образования <адрес>Недбальской И.В. от дата, Выпиской из ЕГРЮЛ от 20.10.2020сведениями с сайта ФНС России, лицензией с приложением, выписками из журналов прокуратуры <адрес>, контрактом от дата по повышению квалификации, заключенным между ФГБОУВО «Ставропольский государственный медицинский университет» и АНО ДПО «УКК «Ставропольский» с приложением, договором на оказание услуг по повышению квалификации от дата, заключенными между ГАУ <адрес> «Подольская городская стоматологическая поликлиника» и АНО ДПО «УКК «Ставропольский» с приложением, гражданско-правовым договором на оказание образовательных услуг от дата, заключенным между ГБУЗ <адрес> «Чайковская центральная городская больница» и АНО ДПО «УКК «Ставропольский» с приложением, контрактом -ЭА на оказание образовательных услуг от дата, заключенным между ГКУ «Центр занятости населения <адрес>» и АНО ДПО «УКК «Ставропольский» с приложением.

Оценивая данные доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу, что они получены уполномоченным на то должностным лицом, с соблюдением требований КоАП РФ, являются относимыми, допустимыми, а в своей совокупности, достаточными для вывода о виновности АНО ДПО «УКК «Ставропольский» в совершении вменяемого административного правонарушения.

Обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Действия автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Учебно-курсовой комбинат «Ставропольский» суд квалифицирует по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Санкция ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно с п. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от дата, соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания.

В связи с этим, применение вида и (или) размера административного наказания за конкретное правонарушение зависит от санкции соответствующей нормы КоАП РФ и учитываемых при назначении наказания обстоятельств.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Согласно п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ (пункт 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

В данном случае при назначении наказания суд учитывает конкретные обстоятельства совершения правонарушения, принимает во внимание, что автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Учебно-курсовой комбинат «Ставропольский» ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекалось, находит необходимым назначить наказание в виде штрафа с применением положений п.п. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в размере 1/2 от минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 19.2 КоАП РФ, в размере 75 000 руб., полагая, что данный вид наказания будет отвечать целям предупреждения совершения новых правонарушений.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также свидетельствующих о малозначительности административного правонарушения в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, судом не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел составляет 3 месяца со дня выявления правонарушения, и на момент рассмотрения дела судом, не истек.

Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, суд

постановил:

автономную некоммерческую организацию дополнительного профессионального образования «Учебно-курсовой комбинат «Ставропольский» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 руб.

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии с требованиями части 3 статьи 32.2. КоАП РФ сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в любом отделении Сберегательного банка РФ на следующие реквизиты: Получатель: УФК по <адрес>), <данные изъяты>

Платежный документ об оплате штрафа предоставляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в административный отдел Промышленного районного суда <адрес> по адресу: <адрес>, четвертый этаж, кабинет 402 (официальный сайт суда в сети «Интернет»: promyshleny.stv.sudrf.ru, адрес электронной почты суда: promyshleny.stv@sudrf.ru; тел. факс: 8 (8652) 37-14-92, тел. административного отдела: 8 (8652) 37-09-82).

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, судья, вынесший постановление, направляет в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения.

Кроме того, согласно ст. 20.25 КоАП РФ уклонение от исполнения административного наказания и неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Постановление может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья подпись Н.В. Кулиева

Копия верна. Судья Н.В. Кулиева

Подлинник определения подшит

в материалах дела

Судья Н.В. Кулиева