ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-690/20 от 04.08.2020 Суземского районного суда (Брянская область)

дело№5-690/2020

УИД32RS0029-01-2020-000883-27

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

4 августа 2020 года пос. Суземка

Судья Суземского районного суда Брянской области Азарова О.Н.,

с участием:

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – индивидуального предпринимателя ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении

ФИО1, <данные изъяты>,

привлекаемой к административной ответственности по ч.1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

У С Т А Н О В И Л:

Как следует из протокола об административном правонарушении, 7 мая 2020 года в ходе проведения осмотра было установлено, что ИП ФИО1 не приостановила работу объекта розничной торговли – магазина «Книги», расположенного по адресу: <адрес> и осуществляла в нем деятельность по розничной продаже непродовольственных товаров, не входящих в перечень непродовольственных товаров первой необходимости, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 27 марта 2020 года №762-р «Об организациях, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости в период нерабочих дней, установленных Указом Президента РФ, и утверждении рекомендуемого Перечня непродовольственных товаров первой необходимости», ИП ФИО1 осуществляла деятельность по розничной продаже книг, канцелярских товаров, открыток. В момент проведения проверки магазин «Книги» был открыт и работал, на вывеске указана информация, в том числе о режиме работы, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно в нарушение п. «у» ч.1 ст.11 и ст.19 ФЗ от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и п.2.1.7 постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года №106-п, не соблюдала правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Брянской области, а именно – не приостановила работу объекта розничной торговли в части розничной продажи товаров, не входящих в перечень непродовольственных товаров первой необходимости, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27 марта 2020 года №762-р.

В судебном заседании ФИО1 вину во вменяемом ей правонарушении не признала и пояснила, что в связи с тем, что в магазине «Книги» имелся товар, включенный в рекомендуемый Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, а именно: туалетная бумага, жидкое мыло, влажные салфетки, свечи, она имела права осуществлять розничную торговлю.

Выслушав объяснения ФИО1, исследовав и оценив собранные доказательства в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения; а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.6.3 настоящего Кодекса, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года, Правительство РФ устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп. «а.2» п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года №417 (далее - Правила).

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (пп. «б» п. 3, пп. «в», «г» п. 4 Правил).

Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами и подзаконными актами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. «а.2» п. «а» ст.10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп. «б» п.6 ст. 4.1, пп. «а», «у», «ф» ч.1 ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, например: постановление Правительства Брянской области от 17.03.2020 №106-п «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области» (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Брянской области от 27 марта 2020 года №136-п, от 30 марта 2020 года №127-п, от 31 марта 2020 года №130-п, от 3 апреля 2020 года №136-п, от 30 апреля 2020 года №177-п, от 6 мая 2020 года №179-п).

Граждане РФ обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Так, согласно протоколу об административном правонарушении ИП ФИО1 вменяется то, что ИП ФИО1 не приостановила работу объекта розничной торговли – магазина «Книги», расположенного по адресу: <адрес> и осуществляла в нем деятельность по розничной продаже непродовольственных товаров, не входящих в Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 27 марта 2020 года №762-р «Об организациях, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости в период нерабочих дней, установленных Указом Президента, и утверждении рекомендуемого Перечня непродовольственных товаров первой необходимости», и а именно: книг, канцелярских товаров, открыток.

Вместе с тем, согласно товарной накладной <данные изъяты>, кассового чека от 6 апреля 2020 года, товарного чека , а также представленными фотоматериалами в магазине «Книги» ИП ФИО1 имеется для реализации необходимый товар первой необходимости, включенный в рекомендуемый Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 27 марта 2020 года №762-р, а именно: туалетная бумага, жидкое мыло, влажные салфетки, свечи.

Сам по себе факт, зафиксированный административным органом, что ФИО1 не приостановила работу объекта розничной торговли – магазина «Книги», расположенного по адресу: <адрес> и осуществляла в нем деятельность по розничной продаже непродовольственных товаров, не входящих в Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, - не подтверждает наличие у ИП ФИО1 вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, поскольку в соответствии с п.4 Распоряжением Правительства РФ от 27 марта 2020 года №762-р, при реализации хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в перечне, такие хозяйствующие субъекты вправе реализовывать товары, не включенные в Перечень.

На основании распоряжения Правительства РФ от 27.03.2020 года №762-р «Об утверждении рекомендуемого перечня непродовольственных товаров первой необходимости» (в ред. от 18.04.2020 года), органы государственной власти субъектов РФ вправе дополнить перечень в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории РФ (п.2).

Согласно письму Управления потребительского рынка и услуг в сфере производства и оборота этилового спирта и, алкогольной и спиртосодржащей продукции Брянской области от 04.05.2020 года, направленному в адрес глав администраций муниципальных районов и городских округов, на территории Брянской области до 11 мая 2020 года приостановлена работа объектов розничной торговли, за исключением, в том числе объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 27.03.2020 года №762-р. При этом, в сообщении указывается, что данную норму в части реализации непродовольственных товаров следует трактовать так, что деятельность могут осуществлять только те предприятия, в ассортименте которых преобладают товары первой необходимости (специализированные торговые предприятия, т.е. реализующие более 80% объема товаров, относящихся к одной ассортиментной группе).

Принимаемые законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не должны противоречить законам и подзаконным актам, к числу которых относится распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020 года №762-р, РФ. Однако, из представленного вышеуказанного письма следует явное несоответствие установленных требований, предъявляемых в регионе (в том числе, это касается ссылки на специализированные магазины), требованиям, содержащимся в распоряжении Правительства РФ №762-р, а также содержится указание на необходимую трактовку, по мнению Управления потребительского рынка Брянской области, норм Распоряжения, а не дополнение перечня. Произвольное трактование норм закона административными органами и должностными лицами является недопустимым.

Также, в постановлении Правительства Брянской области от 17.03.2020 №106-п «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области» (с изм.) не содержится указание на реализацию продовольственных товаров и (или) товаров первой необходимости, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 27.03.2020 года №762-р, только лишь в специализированных магазинах, т.е. реализующих более 80 %объема товаров, относящихся к одной ассортиментной группе.

Что касается специального пропуска, срок действия которого 30.04.2020 года не был продлен ФИО1, то данное обстоятельство не может служить основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по доводам, изложенным в протоколе об административном правонарушении, поскольку, согласно письма Правительства Брянской области от 03.04.2020 года №5-2231, является документом, необходимым для беспрепятственного передвижения гражданина до места работы и обратно.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч.3 ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

Учитывая изложенное, согласно положениям ст.1.5 и ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в отсутствие вины ИП ФИО1 в совершении вменяемого правонарушения, она не может быть привлечена к административной ответственности.

В силу ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе, отсутствие события административного правонарушения (в редакции от 24.04.2020 г. №421, действующей на момент совершения административного правонарушения).

Наличие или отсутствие события административного правонарушения устанавливается и подтверждается доказательствами по делу об административном правонарушении, исследовав которые в данном случае, суд не усматривает достаточных оснований, указывающих на событие административного правонарушения, т.е. на сам факт правонарушения, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административных правонарушениях.

При указанных обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 подлежит прекращению, по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Руководствуясь ст.29.9, ст.29.10, ст.24.5 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 прекратить по п.1 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Настоящее постановление может быть обжаловано (опротестовано) в Брянский областной суд через Суземский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья О.Н. Азарова