Дело № 5-691/17
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
**.***.2017 года 180007 <...>
Судья Псковского городского суда Псковской области Тимофеева И.В., при секретаре Заверуха Ю.С., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении перевозчика ООО «АВТранспорт» зарегистрированного по адресу: <адрес>, о совершении, предусмотренного ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
**.***.2017 года на т/п МАПП Бурачки Псковской таможни прибыл состав грузовых автотранспортных средств М., VIN №*** с прицепом Ш. VIN №***, регистрационный номер №*** под управлением водителя П.Г.**.***.**** года рождения, с товаром – «Мука» 3-х видов(код ТН ВЭД ТС 1901200000, 1101001500) (страна происхождения Франция), всего 15 грузовых мест, общим весом брутто 19240 кг, согласно представленных товаросопроводительных документы (далее – ТСД): CMR №*** от **.***.2017 года, INVOICE №*** от **.***.2017 года, фитосанитарный сертификат №*** выдан уполномоченной организацией Франции.
Отправитель товара: Г..
Получатель товара: П.
В отношении данной товарной партии зарегистрировано сообщение о прибытии №***.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения фитосанитарного контроля на таможенном посту МАПП Бурачки, было установлено, что в грузовом отделении состава автотранспортного средства перемещается товар «мука пшеничная», производство Франция. Для оформления был предъявлен фитосанитарный сертификат №*** выдан уполномоченной организацией Франции от **.***.2017 года.
При проведении карантинного фитосанитарного контроля указанного товара государственным инспектором Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям выявлены нарушения законодательства – отсутствие фитосанитарного сертификата страны отгрузки (Латвийской Республики), на основании чего ввоз данной продукции на территорию РФ запрещен, составлен акт карантинного фитосанитарного контроля №*** от **.***.2017 года Ввоз подкарантинной продукции запрещен.
Представитель Псковской таможни ФИО1 доводы протокола об административном правонарушении поддержал, полагал, что вина перевозчика ООО «АВТранспорт» в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации полностью доказана. Дополнительно пояснил, что поскольку мука является продуктом высокого фитосанитарного риска, установлены определённые правила по контролю за ввозом на территорию РФ данного товара. Мука имеет фитосанитарный сертификат из Франции, однако продукт поступил из Франции в Латвию, и находился там некоторое время на складе, в результате чего могли произойти изменения в товаре. Поэтому международными стандартами установлено, что при пересечении границы Российской Федерации подкарантинного товара необходимо наличие реэкспортного фитосанитарного сертификата страны отгрузки, то есть страны, в которой сформировалась партия товара, а именно в данном случае, Латвийской Республики. Таким образом, при наличии фитосанитарного сертификата из Франции, при пересечении границы РФ должен был быть предъявлен реэкспортный фитосанитарный сертификат Латвии. Субъектом данного правонарушения является перевозчик. Просил назначить наказание в виде минимального штрафа.
Представитель ООО «АВТранспорт» ФИО2 в судебном заседании пояснил, что вину не признает, считает, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ. В соответствии со ст. 11 КДПГ отправителем товара перевозчику должны быть представлены все необходимые документы для транспортировки груза. При пересечении границы РФ водителем были предоставлены все имеющиеся у него документы. Страной производителем товара «мука» указана Франция. Груз шел из Франции и именно из этой страны предоставлен фитосанитарный сертификат. В Латвии груз просто перегружался с одного транспорта на другой, поэтому считает, что сертификат Республики Латвия не требуется. В случае, если суд признает, что в действиях общества присутствует состав административного правонарушения, просит назначить наказание в виде предупреждения.
Заслушав представителей ООО «АВТранспорт», Псковской таможни, исследовав материалы административного дела, а именно: CMR №*** от **.***.2017 года, INVOICE №*** от **.***.2017 года, фитосанитарный сертификат №*** выданный уполномоченной организацией Франции от **.***.2017 года, акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) от **.***.2017 года№***, объяснение от **.***.2017 годаП.Г., письмо от **.***.2017 года директора ООО «АВТранспорт» Щ.А., и другие доказательства в их совокупности, находящиеся в материалах дела об АП №10209000-711/2017, суд считает, что вина перевозчика ООО «АВТранспорт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ - несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации полностью доказана.
Статья 16.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 21 ч.1 ст. 4 ТК ТС перевозчик – лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза.
Ст.56 Договора от 29 мая 2014 года «О Евразийском экономическом союзе» (далее Договор) установлены общие принципы применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.
Согласно п.6 ст.56 Договора, применение санитарных, ветеринарно-санитарных, карантинных фитосанитарных мер и взаимодействие уполномоченных органов государств-членов в области санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер осуществляются согласно приложению №12 к настоящему Договору.
Ст.59 «Карантинные фитосанитарные меры» Договора предусмотрено следующее:
1. Карантинные фитосанитарные меры применяются в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинной товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Союза и на таможенной территории Союза (далее – перечень подкарантинной продукции), карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза, а также подкарантинных объектов.
2. Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной территории Союза и таможенной границе Союза осуществляется в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции, карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза, а также подкарантинных объектов.
3. Перечень подкарантинной продукции, единый перечень карантинных объектов Союза и единые карантинные фитосанитарные требования утверждаются Комиссией.
В соответствии с п.18 Протокола о применении санитарных, ветиринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, изложенным в Приложении №12 к Договору, карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной границе Союза и на таможенной территории Союза проводится в соответствии с Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза, утвержденным Комиссией.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» утверждены:
- Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Перечень подкарантинной продукции);
- Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (далее – Положение).
Товар «мука» 3 видов по коду ТН ВЭД ТС 1901200000, 1101001500 и наименованию включен в раздел I Подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском Перечня подкарантинной продукции.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. № 318 « Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе» карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза партия подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции.
Подкарантинная продукция фитосанитарного риска ввозится на таможенную территорию Евразийского экономического союза в сопровождении фитосанитарного сертификата на ввозимую партию указанной продукции.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 Правил осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года №502, при ввозе на единую таможенную территорию Таможенного союза подкарантинной продукции перевозчик или лицо, действующее по его поручению, представляет таможенному органу фитосанитарный сертификат, выданный уполномоченным органом государства, на территории которого была сформирована ввозимая партия подкарантинной продукции, - в случае ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска.
Согласно представленных документов, в ходе проведения карантинного фитосанитарного контроля при проверке документов выявлено, что сопроводительные документы (фитосанитарный сертификат №*** от **.***.2017 года) на подкарантинную продукцию принадлежит стране – Франции, а местом загрузки согласно товарно-транспортной накладной (CMR №*** от **.***.2017 года) является Латвия, сертификат данной страны отсутствует, что является нарушением, которое указано в Акте карантинного фитосанитарного контроля №*** от **.***.2017 года.
Согласно п.2 Международного стандарта реэкспортной фитосанитарный сертификат может быть выдан НОКЗР реэкспортирующей страны в том случае, если находящейся в составе груза товар не был выращен или переработан до изменения его природы в этой стране и только при наличии исходного экспортного фитосанитарного сертификата или его заверенной копии. Реэкспортный фитосанитарный сертификат дает отсылку на фитосанитарный сертификат, выданный в стране экспорта, и в нем учитываются любые изменения фитосанитарного статуса груза, которые могли пройти в стране реэкспорта.
В соответствии с п.6.1 Международного стандарта исходный фитосанитарный сертификат или его заверенная копия должны сопровождать груз вместе с реэкспортным фитосанитарным сертификатом.
К запретам и ограничениям в соответствии с пунктом 3 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, и радиационные требования.
Ветеринарно-санитарный, карантинный фитосанитарный, санитарно-эпидемиологический, радиационный и другие виды государственного контроля (надзора) при перемещении товаров через таможенную границу Союза осуществляются и оформляются в соответствии с настоящим Договором или принятыми в соответствии в ним актами Комиссии или нормативными правовыми актами государств-членов либо в соответствии с законодательством государств – членов.
Договором о Евразийском экономическом союзе утверждены:
- раздел XI Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры;
- протокол о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (Приложение №12).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) запреты и ограничения – комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств-членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов таможенного союза.
В данном случае в отношении товара «Мука» 3-х видов (код ТН ВЭД ТС 1901200000, 1101001500) при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза не соблюдены запреты и ограничения, а именно фитосанитарные требования, установленные международными договорами государств-членов Таможенного союза.
В силу п.1 ст. 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В соответствии пункта 3 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса таможенного союза ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза – совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Согласно ст. 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.
Вступая в правоотношения с таможенными органами, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. ООО «АВТранспорт», являясь перевозчиком товара «мука», на момент ввоза товара не имело документов, подтверждающих соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза.
Таким образом, вина перевозчика ООО «АВТранспорт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ – в несоблюдении установленных международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза, установлена.
Согласно санкции статьи 16.3 КоАП РФ совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии со ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Отсутствие по делу применение меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде изъятия предмета административного правонарушения препятствует назначению наказания в виде конфискации. Потому согласно санкции статьи юридическому лицу надлежит назначить наказание в виде штрафа.
В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «АВТранспорт» является субъектом малого предпринимательства.
В соответствии с ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Принимая во внимание фактические обстоятельства, основания и условия, способствующие совершению правонарушения, неосторожную форму вины, учитывая, что ранее ООО «АВТранспорт» не привлекалось к административной ответственности в области нарушения таможенных правил, суд полагает, что имеется совокупность условий для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, в связи с чем предусмотренное санкцией статьи наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение.
Процессуальные издержки по делу отсутствуют.
Руководствуясь ст. 16.3, статьями 29.9 и 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ООО «АВТранспорт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Вещественные доказательства, копии документов: CMR №*** от **.***.2017 года, INVOICE №*** от **.***.2017 года, фитосанитарный сертификат №*** выдан уполномоченной организацией Франции, копии паспорт и тех. паспорт ТС - хранить в материалах дела.
Издержки по делу отсутствуют.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Срок предъявления к исполнению 2 (два) года.
Постановление вступило в законную силу «___» _______ 201 года.
Судья И.В. Тимофеева