УИД 38MS0044-01-2021-002643-03
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 октября 2021 года г. Братск
Судья Братского городского суда Иркутской области Орлова О.В., рассмотрев дело об административном правонарушении № 5-695/2021 в отношении акционерного общества «Группа «Илим» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
В Братский городской суд Иркутской области из Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории поступил материал об административном правонарушении в отношении акционерного общества «Группа «Илим» (далее АО «Группа «Илим») по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Так, согласно протоколу об административном правонарушении № ВАТ-703/15 от ДД.ММ.ГГГГ, филиал АО «Группа «Илим» в <адрес> поставлен на учет, как объект 1 категории, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий федеральному государственному экологическому надзору - объект Промплощадка ***-Служба по транспорту расположен по адресу: <адрес>, П 10 172 00 00, код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду: 25-013 8-001969-П, дата ввода объекта в эксплуатацию: ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № A03DQGOO (***) от ДД.ММ.ГГГГ. Филиалом АО «Группа «Илим» в <адрес> актуализировали сведения об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о чем выдано свидетельство *** от ДД.ММ.ГГГГ.
Лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности от ДД.ММ.ГГГГ № (78)-4674-СТУРБ предоставлена АО «Группа «Илим» Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу.
В ходе проверки филиалом АО «Группа «Илим» в <адрес> были представлены акты передачи отходов за 2019,2020 г.г., согласно которым образовывались следующие отходы:
от ДД.ММ.ГГГГ*** холодильники бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 82 511 11 52 4); электрочайник, утративший потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 82 524 11 52 4); сушилка для рук, утратившая потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 82 523 21 52 4); машины копировальные для офисов, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 82 823 11 52 4); от ДД.ММ.ГГГГ*** - видеорегистраторы автомобильные, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 81 433 81 52 4);
от ДД.ММ.ГГГГ*** можно отнести к отходам мониторы компьютерные плазменные, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККТ 4 81 205 01 52 4) или мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 81 205 02 52 4), телефоны мобильные, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 81 322 11 52 3);
от ДД.ММ.ГГГГ***: телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 81 321 01 52 4);
от ДД.ММ.ГГГГ*** телефоны мобильные, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 81 322 11 52 3), бензопила, утратившая потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 84 521 11 52 4);
от ДД.ММ.ГГГГ*** датчики и камеры автоматических систем охраны и видеонаблюдения, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 81 433 91 52 4);
от ДД.ММ.ГГГГ*** компьютеры портативные (ноутбуки), утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 81 206 11 52 4);
от ДД.ММ.ГГГГ*** телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 81 321 01 52 4), матрасы из натуральных волокон, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 02 132 31 62 4), одеяла из натуральных волокон, утратившие потребительские Свойства (код отхода по ФККО 4 02 132 11 62 4).
Без услуг по транспортированию были выявлены следующие акты: от ДД.ММ.ГГГГ***; от ДД.ММ.ГГГГ***; от ДД.ММ.ГГГГ***; от ДД.ММ.ГГГГ***; от ДД.ММ.ГГГГ***; от ДД.ММ.ГГГГ***. Следовательно, АО «Группа «Илим» (объект НВОС ***П) транспортировало отходы III и IV класса опасности собственными силами в отсутствие лицензии.
Полученная лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности от ДД.ММ.ГГГГ № (78)-4674-СТУРБ не предусматривает транспортирование перечисленных выше отходов III и IV класса опасности, что, является нарушением п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ*** «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Таким образом, в действиях АО «Группа «Илим» содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст.19.20 КоАП РФ.
На рассмотрение дела законный представитель АО «Группа «Илим» не явился, извещен надлежащим образом.
Защитник АО «Группа «Илим» по доверенности ФИО2 при рассмотрении дела об административном правонарушении просил прекратить производство по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Выслушав защитника АО «Группа «Илим», изучив материалы дела, прихожу к выводу о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении АО «Группа «Илим» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, составляет три месяца.
Согласно разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ*** "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из системного толкования положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться, не может.
Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении АО «Группа Илим» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, имели место ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку видом деятельности АО «Группа Илим» не является деятельность по транспортированию отходов, и как установлено при рассмотрении дела, административным органом в ходе проверки было установлено несколько случаев транспортировки отходов, утративших потребительские свойства, указанные действия не подпадают под категорию длящегося правонарушения. Следовательно, срок давности привлечения к ответственности юридического лица следует исчислять не с момента обнаружения совершенного правонарушения, а с момента совершения противоправных действий, в данном случае с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать выводы о виновности лица в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 24.5 названного Кодекса.
Как вытекает из разъяснений, содержащихся в п. 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ*** "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" по истечении срока давности привлечения к административной ответственности проверка и оценка доводов об отсутствии состава административного правонарушения может быть дана лишь по жалобе лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Поскольку срок давности привлечения АО «Группа «Илим» к административной ответственности по ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ на момент рассмотрения административного дела истек, возможность правовой оценки его действий на предмет наличия состава административного правонарушения, его доказанности, вины лица в совершении правонарушения, утрачена, то производство по делу подлежит прекращению на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Акционерного общества «Группа «Илим» прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Постановление может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня вручения либо получения его копии.
Судья: О.В. Орлова