П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
05 мая 2022 года Центральный районный суд
г. Комсомольска-на-Амуре
681027, Хабаровский край,
<...>
Судья Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Татунь Н.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ в отношении ФИО1, (дата) года рождения, уроженки (адрес), зарегистрированной и проживающей по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес), работающей начальником Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре, паспорт (№),
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, будучи должностным лицом – председателем комиссии, осуществляющей отбор претендентов на предоставление субсидии из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов г. Комсомольска-на-Амуре, включённых в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году и начальником Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре, расположенного по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес), являющегося главным распорядителем средств местного бюджета, допустила принятие решения от (дата) по итогам рассмотрения заявок о признании ООО «(иные данные)» получателем субсидии на возмещение затрат, связанных с благоустройством дворовой территории многоквартирного (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре, включенных в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году, без предоставления последним копии договора, заключенного с подрядной организацией на выполненных работ по благоустройству дворовых территорий, тем самым нарушила условия предоставления такой субсидии, предусмотренные п.п.2.7.1, 2.9 «Порядка предоставления субсидий из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов города Комсомольска-на-Амуре, включенных в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году», утвержденного Постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 25.05.2020 № 968-па.
Привлекаемое лицо ФИО1, её защитник Ветрик Н.С. в судебное заседание не прибыли, надлежащим образом уведомлены, заявили ходатайство об отложении судебного заседания, в удовлетворении которого судьей отказано, в связи с чем, судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании помощник прокурора г. Комсомольска-на-Амуре Клепиков О.В. в полном объеме поддержал постановление первого заместителя прокурора г. Комсомольска-на-Амуре от (дата) и просил привлечь Гуртовую Т.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.15.15.5 КоАП РФ по основаниям, изложенным в указанном постановлении.
Изучив материалы дела, выслушав позицию помощника прокурора, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности, в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Согласно ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В соответствии с ч. ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 25.05.2020 № 968-па утвержден «Порядок предоставления субсидий из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов города Комсомольска-на-Амуре, включенных в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году» (далее по тексту – Порядок предоставления субсидий).
В соответствии с п.1.2, п.1.3 Порядка предоставления субсидий, субсидии предоставляются в целях возмещения затрат, связанных с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов города Комсомольска-на-Амуре, включенных в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году за счет средств краевого бюджета и средств местного бюджета. Главным распорядителем местного бюджета по предоставлению субсидии является Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее по тексту - УЖКХ).
Согласно п. 1.6.1 Порядка предоставления субсидий, получателями субсидий являются управляющие организации (юридические лица независимо от организационно-правовой формы (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее по тексту - Получатели субсидий).
В силу требований п. 2.7.1 Порядка предоставления субсидий, к документам, представляемым Получателями субсидий на получение субсидий в обязательном порядке, относятся:
- заявление в произвольной форме на получение субсидии с указанием банковских реквизитов Получателя субсидии, Ф.И.О. (последнее - при наличии) руководителя и главного бухгалтера (для юридических лиц, при наличии печати);
- копия документа, подтверждающего полномочия лиц на подписание Соглашения о предоставлении субсидии, в соответствии с типовой формой, утвержденной Финансовым управлением администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее - Финансовое управление);
- копии учредительных документов (при наличии печати), приказа (при наличии) или иной документации, подтверждающей полномочия руководителя;
- копия лицензии управляющей организации на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, указанных в приложении № 3 Муниципальной программы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае непосредственного управления многоквартирным домом;
- копия договора, заключенного с подрядной организацией, привлечение которых осуществляется Получателями субсидий по результатам отбора, проведенного в порядке, утвержденном муниципальным нормативным правовым актом, предусматривающим возможность поэтапной приемки выполненных работ в размере не менее 30% от сметной стоимости, с обязательным установлением в договоре минимального 3-летнего гарантийного срока на результаты выполненных работ по благоустройству дворовых территорий, с приложениями (последнее - при наличии).
Согласно п.2.9 Порядка предоставления субсидий, основания для отказа Получателям субсидий в предоставлении субсидии является непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 2.7.1 настоящего Порядка.
Вина начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре ФИО1 в нарушении указанных требований законодательства и в совершении вменяемого административного правонарушения, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, исследованными в судебном заседании, а именно:
- постановлением первого заместителя прокурора г. Комсомольска-на-Амуре Таболина В.Ю. о возбуждении дела об административном правонарушении от (дата), оформленным в отношении начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре ФИО1 по ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ;
- распоряжением администрации г. Комсомольска-на-Амуре (№) от (дата) о назначении ФИО1 на должность начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре с (дата);
- должностной инструкцией начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре, согласно п. 3.6 которой, начальник Управления выполняет функции главного распорядителя средств местного бюджета по отрасли жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса;
- постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 25.05.2020 № 969-па «О предоставлении субсидии на софинансирование расходных обязательств из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов города Комсомольска-на-Амуре, включенных в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году»;
- постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 25.05.2020 № 968-па «Об утверждении порядка предоставления субсидий из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов города Комсомольска-на-Амуре, включенных в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году»;
- постановление администрации города Комсомольска-на-Амуре от 25.05.2020 № 970-па «Об утверждении Порядка привлечения подрядных организаций для выполнения работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в рамках мероприятия «Благоустройство дворовых территорий в г. Комсомольске-на-Амуре в рамках реализации мероприятий Плана социального развития центров экономического роста Хабаровского края, утвержденного распоряжением Правительства края от 25 июня 2018 г. № 362-рп» муниципальной программы города Комсомольска-на-Амуре «Формирование современной городской среды на территории города Комсомольска-на-Амуре», утвержденной постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 22 декабря 2017 г. № 3178-па»;
- приказом от (дата)(№) начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре ФИО1 «О создании комиссии, осуществляющей отбор претендентов на предоставление субсидий из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов города Комсомольска-на-Амуре, включенных в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году», председателем которой назначена ФИО1;
- сообщением о проведении отбора претендентов на предоставление субсидий из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов города Комсомольска-на-Амуре, включенных в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году;
- протоколом подведения итогов комиссии по отбору претендентов от (дата), согласно которому комиссией принято решение, в том числе о признании ООО «(иные данные)» получателем субсидии на возмещение затрат, связанных с благоустройством дворовой территории многоквартирного (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре, включенных в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году. Получателю субсидии поручено провести отбор подрядной организации на выполнение работ по благоустройству, по результатам которого направить в УЖКХ копии договоров, заключённых с подрядными организациями;
- заявлением ООО «(иные данные)» от (дата) на получение субсидии;
- уставом ООО «(иные данные)»;
- приказом (№) от (дата) о вступлении ФИО в должность генерального директора ООО «(иные данные)»;
- лицензией (№) от (дата), выданной ООО «(иные данные)» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
- решением Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (№) от (дата) о включении многоквартирного (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре в реестр лицензии, выданной ООО «(иные данные)»;
- договором (№) на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре, заключенным между ООО «(иные данные)» и ООО «(иные данные)» (дата);
- соглашением (№) от (дата) о предоставлении из местного бюджета субсидии ООО «(иные данные)» на возмещении затрат, связанных с благоустройством дворовой территории многоквартирного (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре, включенных в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году;
- положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре, согласно п. 1.6 которого, Управление является главным распорядителем и получателем средств местного бюджета по вопросам, входящим в компетенцию Управления, и главным администратором соответствующих доходов местного бюджета;
- соглашением о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету городского округа города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края по реализации муниципальных программ формирования современной городской среды на мероприятия по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на 2020 год (№) от (дата), заключённым между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре;
- уведомлением (№) о предоставлении субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов от (дата), согласно которому Министерство финансов Хабаровского края перечислило Финансовому управлению администрации г. Комсомольск-на-Амуре денежные средства в сумм 124 095,69 тысяч рублей в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 08.05.2020 № 470-рп «О распределении субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края по реализации муниципальных программ формирования современной городской среды на мероприятия по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на 2020 год»;
- решением (№) от (дата) заместителя прокурора г. Комсомольска-на-Амуре о проведении проверки в администрации г. Комсомольска-на-Амуре и её структурных подразделениях с целью проверки соблюдения требований бюджетного законодательства;
- актом проверки от (дата), согласно которому помощником прокурора г. Комсомольска-на-Амуре Андрейчук А.Б. в ходе проверки установлено, что при принятии решения о предоставлении ООО «(иные данные)» вышеуказанной субсидии, последним не был предоставлен обязательный документ – договор на выполнение работ, заключенный с подрядной организацией.
Данные доказательства являются допустимыми и отвечают требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.
Таким образом, судьей установлено, что ФИО1, будучи должностным лицом – председателем комиссии, осуществляющей отбор претендентов на предоставление субсидии из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов г. Комсомольска-на-Амуре, включённых в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году и начальником Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре, являющегося главным распорядителем средств местного бюджета, допустила нарушение условий предоставления ООО «(иные данные)» субсидии из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов г. Комсомольска-на-Амуре, включённых в План социального развития центров экономического роста Хабаровского края в 2020 году, тем самым совершила правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ - нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, условий их предоставления.
Доводы защитника, заявленные при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении о том, что прокуратурой г.Комсомольска-на-Амуре были нарушены сроки его составления, не влекут прекращение производства по данному делу, поскольку, согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», несущественным является нарушение установленных статьей 28.5 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении), поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Доводы защитника, заявленные при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении о том, что прокуратурой г.Комсомольска-на-Амуре незаконно были оформлены разные постановления за нарушения, выявленные в рамках одной проверки, поскольку они не образуют самостоятельный состав административного правонарушения, нахожу несостоятельными, по следующим основаниям.
Согласно ч.ч. 1,2 ст.4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Постановления заместителя прокурора г.Комсомольска-на-Амуре о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении Гуртовой Т.В, оформлены за разные действия привлекаемого лица, выраженные в нарушении условий, допущенных при предоставлении субсидий из местного бюджета разным юридическим лицам.
Только факт того, что решение о заключении соглашений с получателями субсидий было принято на одном заседании комиссии по отбору претендентов от 28.05.2020г. и оформлено одним протоколом, само по себе не свидетельствует о едином действии привлекаемого лица, поскольку решения принимались в отношении отдельных заявлений претендентов и по итогам данного заседания комиссии были заключены разные соглашения о предоставлении субсидий.
Оценивая доводы защитника, заявленные при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении о малозначительности совершённого правонарушения, прихожу к следующему.
По смыслу ст.2.9 КоАП РФ малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Исходя из диспозиции ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ предусмотренный данной нормой состав правонарушения является формальным. Объективную сторону состава правонарушения образует факт нарушения главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, условий ее предоставления.
Наступление в результате этих действий каких-либо последствий в конструкцию объективной стороны данного состава правонарушения законодателем не включено.
Объектом указанного административного правонарушения выступают экономические интересы государства, выражающиеся в обеспечении соблюдения одних из основополагающих принципов бюджетной системы Российской Федерации, а именно принципа эффективности и адресности расходования бюджетных средств.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в несоблюдении требований Бюджетного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов и неисполнении обязанности по выполнению условий предоставления субсидий.
Вменяемое правонарушение посягает на охраняемые законом правоотношения в области финансов, нарушает установленную финансовую дисциплину в финансовой системе Российской Федерации, что существенно затрагивает интересы государства, в связи с чем, не может быть признано малозначительным.
При назначении наказания судья учитывает обстоятельства совершенного правонарушения, личность правонарушителя. Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств судьей не установлено.
С учетом обстоятельств совершения данного административного правонарушения, характера наступивших последствий, учитывая отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, а также данные о личности ФИО1, судья считает, что цель административного наказания в данном случае может быть достигнута путем применения к виновной наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Признать Гуртовую Т. В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, и на основании данной статьи назначить ей административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Реквизиты для оплаты административного штрафа: (иные данные).
Квитанцию об оплате штрафа необходимо предоставить в Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре по адресу: 681027, <...> каб. 130.
Неуплата административного штрафа в шестидесятидневный срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.
Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Настоящее постановление вступает в законную силу по истечению срока, установленного для его обжалования.
Судья Н.Н. Татунь