ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-69/2014 от 29.04.2014 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 29 апреля 2014 г. Судья Кировского суда г.Астрахани Г.К.Шамшутдинова, рассмотрев административный материал в отношении ООО ЭК «ЭЛКО» о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 У С Т А Н О В И Л:

 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области в период с 04.02.2014 по 03.04.2014 проведена плановая проверка с целью контроля за соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды.

 В ходе проведения плановой проверки было установлено, что ООО ЭК «ЭЛКО» осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления 4 класса опасности, тем самым оказывает негативное воздействие на окружающую среду в части накопления отходов производства и потребления.

 ООО «Электротехническая компания «ЭЛКО» представлен отчет о проведении инвентаризации отходов производства и потребления от 30.01.2013, акт инвентаризации отходов производства и потребления от 30.01.2013. В составе данного акта инвентаризации отходов имеется утвержденный и согласованный паспорт опасного отхода в количестве 1 штук на отход IV класса опасности — мусор от бытовых помещений организаций, в количестве 0,14 т/год.

 В установленный срок ООО «ЭК «ЭЛКО» представлены сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2013 год по форме № 2-ТП (отходы).

 14.01.2014 в Управление Росприроднадзора по Астраханской области представлен отчет субъекта малого и среднего предпринимательства об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2013 год. Отходы «мусор от бытовых помещений организаций несортированный», ООО «ЭК «ЭЛКО» передавало ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» по договору от 11.12.2012 № 28304 за период 2013г., и включало данный вид отхода в расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду в 1,2,3,4 квартале 2013г., т.к. обязанность оплаты за негативное воздействие ложится на лицо, у которого данные отходы образуются и оказывают негативное воздействие на окружающую среду, в части накопления отходов производства и потребления.

 ООО «ЭК «ЭЛКО» в период с 06.02.2013 по 06.02.2014 накапливало отходы производства и потребления, что подтверждается договорами, актом выполненных работ, представленными в ходе проведения проверки, расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3,4 кв.2013г., платежными поручениями, отчетом 2-ТП отходы, отчетом о проведении инвентаризации отходов производства и потребления, отчетом об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, журналами учета наличия, образования, использования, обезвреживания, передачи, приема и размещения отходов производства и потребления.

 В соответствии со ст.26 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

 Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

 В нарушение вышеуказанных требований закона у предприятия в период с 06.02.2013 по 06.02.2014 не был разработан и согласован с Управлением Росприроднадзора по Астраханской области, как с федеральным органом исполнительной власти, порядок осуществления производственного контроля в области обращения с опасными отходами, что подтверждается в т.ч. письмом Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 06.02.2014 №01-06/496 о согласовании и принятии на контроль порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.

 По результатам проверки 07.04.2014 должностным лицом Росприроднадзора по Астраханской области составлен протокол о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 В судебном заседании представители общества ФИО1, ФИО2 пояснили, что выявленное нарушение устранено; материалами дела подтверждается, что 06.02.2014 указанный порядок согласован.

 В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

 Выявленное нарушение подтверждается материалами проверки, протоколом об административном правонарушении.

 При указанных обстоятельствах действия общества подлежат квалификации по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

 Санкция статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание для юридических лиц в виде штрафа от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 При этом, учитывая обстоятельства совершенного правонарушения, меры, принимаемые к устранению выявленных нарушений, субъект, привлекаемый к ответственности, суд приходит к следующему.

 Согласно ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

 Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

 С учетом конкретных обстоятельств дела необходимо исходить из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду.

 Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является нормой общего регулирования административных правоотношений, не предусматривающей каких-либо изъятий для отдельных видов правонарушений. Законодателем предоставлено право суду самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения исходя из общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, конституционных принципов справедливости и соразмерности наказания, разумного баланса публичного и частного интересов, гуманности закона в правовом государстве.

 Данная статья является общей нормой, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом в отношении любого состава правонарушения, предусмотренного в особенной части названного Кодекса, с учетом оценки судом обстоятельств совершенного административного правонарушения. Таким образом, малозначительность является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

 Никакого пренебрежительного отношения общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права (что характеризуется как существенная угроза охраняемым общественным отношениям) не установлено. Материалами проверки подтверждено, что общество выполняет требования закона в области природоохранного законодательства, все мероприятия, указанные в порядке осуществления производственного контроля, обществом выполняются.

 При этом суд учитывает разовый характер противоправного поведения и (или) иные обстоятельства, предшествующие деянию.

 В судебном заседании установлено, что выявленное нарушение устранено еще до проверки, то есть требуемый порядок уже был разработан.

 С учетом изложенного, суд приходит к выводу об освобождении юридического лица от ответственности за малозначительностью.

 При малозначительности административного правонарушения устанавливается факт его совершения, а также выявляются все признаки состава правонарушения и лицо освобождается лишь от административного наказания (статья 2.9, пункт 2 абзаца второго части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ).

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9- 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

 П О С Т А Н О В И Л:

 Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Электротехническая компания «ЭЛКО» прекратить, освободив от административного наказания, и ограничиться устным замечанием.

 Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

 Судья: