ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-6/11 от 19.05.2011 Левобережного районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Административное дело г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ г.Липецк

Судья Левобережного районного суда г. Липецка Демидкина Е.А., рассмотрев протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица - открытое акционерное общество ФИО5» и приложенные к нему материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Заместителем начальника <адрес><адрес>ФИО2 в отношении ОАО <данные изъяты>» составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель ОАО «<данные изъяты> по доверенности ФИО1 с протоколом не согласился, ссылаясь на то, что в рамках проверки были представлены журналы, которые ведутся на <данные изъяты>, единственный прекурсор, который реализуется на производстве, - это <данные изъяты> он является побочным продуктом <данные изъяты>. Имеются журналы сменного мастера участка <данные изъяты>, которые заполняются каждую смену. Ответственными за ведение данного журнала являются сменные мастера. Есть еще журналы отгрузки готовой продукции, в которых отражается, сколько фактически отгружено и кому. <данные изъяты> ОАО <данные изъяты>» не реализует. Отдельного журнала на прекурсоры нет. Журналы ведутся на все химические продукты, которые производятся, в том числе на прекурсоры. Полагал, что акт проверки является не допустимым доказательством в соответствии с ст. 26.2 КоАП РФ, поскольку в соответствии с требованиями законодательства при проведении проверки не позднее чем в течение 3 дней до начала ее проведения приказ о проведении проверки направляется в адрес юридического лица, а в нарушение действующего законодательства этого не было сделано, с приказом о проведении проверки комбинат ознакомился лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в предпоследний день проведения проверки, когда он был приложен к запросу-письму <данные изъяты>

Заместитель начальника <адрес><адрес>ФИО2 в судебном заседании подтвердил выявление нарушений, указанных в протоколе, пояснил, что представленные ОАО <данные изъяты>» журналы свидетельствуют только о движение товарно-материальных ценностей, они не соответствуют форме, утвержденной Постановлением Правительства , согласился с доводами о пропуске трехдневного срока, пояснил, что приказ они направили своевременно, но не за три дня.

Выслушав объяснения представителя ОАО «<данные изъяты>ФИО1, заместителя начальника <адрес><адрес>ФИО2, изучив представленные материалы, судья считает необходимым привлечь ОАО «<данные изъяты> к административной ответственности по ст. 6.16 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 6.16 КоАП РФ нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой.

В соответствии с частью 2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно пн. 4,12,13 ст. 30 ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изменениями и дополнениями) к мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV, относятся:

установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров;

лицензирование внешнеторговых операций с прекурсорами;

установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц;

регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами.

При осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, любые операции, при которых изменяется их количество, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения журналов устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случаях нарушения правил оборота прекурсоров юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или лицом, имеющим допуск к работе, непосредственно связанной с прекурсорами, указанные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 419 "О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом" утверждены Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

Настоящие Правила устанавливают порядок ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 681 (далее - прекурсоры), по форме согласно приложению.

При осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом прекурсоров, любые операции, при которых изменяется количество прекурсоров (далее - операции), подлежат занесению в специальный журнал регистрации операций (далее - журнал).

Руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов.

Приложением к данным Правилам указана форма журнала.

Согласно составленного по ст. 6.16 КоАП РФ в отношении ОАО «<адрес> протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом начальника управления <адрес> полковника полиции ФИО3 «О проведении плановой проверки юридического лица» от ДД.ММ.ГГГГ и «О продлении сроков проведения плановой проверки юридического лица» от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка ОАО «<адрес> в части выполнения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ. В ходе проверки установлено, что ОАО <адрес>» осуществляет производство и реализацию <данные изъяты>, а так же приобретение, хранение и использование следующих прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ: <данные изъяты> Указанные прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ включены в Таблицу III Списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. В нарушение действующего законодательства в сфере оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ учет реализуемых прекурсоров не велся, чем нарушались требования, предусмотренные п.п. 4,12 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», в соответствии с которым к мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в таблицу III Списка IV, относится: регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами и при осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров; любые операции, при которых изменяется их количество, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена руководителем юридического лица.

В подтверждение обстоятельств, вменяемых в вину обществу в данном протоколе, представлены составленный по результатам проверки акт от ДД.ММ.ГГГГ и объяснения сотрудников ее проводивших, согласно которых ОАО «<адрес> осуществляет производство и реализацию <данные изъяты>, а так же приобретение, хранение и использование прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ: <данные изъяты> которые включены в Таблицу III Списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, а также то, что учет реализуемых прекурсоров не велся.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Согласно ч. 12 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В силу части 1 статьи 20 Закона о защите прав юридических лиц результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 20 Закона о защите прав юридических лиц нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 названного закона (в части срока уведомления о проведении проверки), отнесено к грубым нарушениям законодательства при осуществлении контроля.

Из приведенных норм следует, что ОАО «<данные изъяты> должно было быть уведомлено о проведении проверки не менее чем за три рабочих дня до ее начала. Нарушение данного срока является грубым нарушением законодательства при осуществлении контроля.

Таким образом, результаты проверки, проведенной органом государственного надзора с нарушением требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 Закона о защите прав юридических лиц (в части срока уведомления о проведении проверки), не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного надзора или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Как видно из материалов дела и пояснений заместителя начальника <адрес><адрес>ФИО2 проверка ОАО «<данные изъяты>» была назначена с ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника управления <адрес> полковника полиции ФИО3 «О проведении плановой проверки юридического лица» от ДД.ММ.ГГГГ и продлена приказом «О продлении сроков проведения плановой проверки юридического лица» от ДД.ММ.ГГГГ. Приказ о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ поступил в ОАО «<данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено участниками процесса.

Таким образом, административный орган уведомил общество о проведении проверки менее чем за три рабочих дня до ее начала, что противоречит части 12 статьи 9 Закона о защите прав юридических лиц и согласно пункту 1 части 2 статьи 20 данного Закона является грубым нарушением законодательства при осуществлении контроля.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях административного органа грубого нарушения законодательства при осуществлении контроля и считает, что акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ не может рассматриваться как полученное в соответствии с требованиями закона доказательство, указывающее на наличие события административного правонарушения.

Вместе с тем, поскольку в ст. 20 Закона о защите прав юридических лиц говорится о признании недействительным результатов проверки, суд считает, что в связи с нарушением срока уведомления о предстоящей проверке, из числа доказательств по делу подлежит исключению акт проверки, но не сам протокол об административном правонарушении.

При этом суд считает, что по делу имеются иные доказательства, подтверждающие нарушение законодательства со стороны ОАО <данные изъяты>», вмененные в вину в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ

Так, представителем ОАО «<данные изъяты>» и представленными им рапортами сменного мастера участка ректификации <данные изъяты> подтверждается производство и реализация ОАО «<данные изъяты>» <данные изъяты>

В судебном заседании представитель ОАО «<данные изъяты>» подтвердил, что специального журнала учета прекурсоров по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 419 "О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом" на предприятии не имелось, как, соответственно, и не было назначено лиц, ответственных за его ведение, приказ о назначении лиц, ответственных за ведение и хранение специальных журналов регистрации операций с прекурсорами, был издан на ОАО <данные изъяты> лишь ДД.ММ.ГГГГ, после чего возможно появился и сам специальный журнал.

При таких обстоятельствах, суд считает, что данное нарушение правильно вменено в вину обществу, поскольку учет реализуемого прекурсора в том виде, как того требует законодательство, ОАО <данные изъяты>» до составления ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении не велся, что нашло свое подтверждение в судебном заседании на основании достаточных и допустимых доказательств.

Ссылки представителя ОАО «<данные изъяты>» на то, что учет <данные изъяты> ведется в рапортах сменного мастера участка ректификации сырого <данные изъяты>, не влияют на выводы суда, поскольку ведение этих журналов, в которых отражаются все химические вещества, не освобождают предприятие от предусмотренной законом обязанности по ведению специального журнала регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 419.

Таким образом, судья приходит к выводу о том, что ОАО <данные изъяты>» было совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.16 КоАП РФ, и имеются законные основания для его привлечения к административной ответственности по данной статье.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также учитывая, что ранее ОАО <данные изъяты>» к административной ответственности не привлекалось, судья считает возможным назначить минимальный размер наказания по ст. 6.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере без конфискации наркотических средств.

Руководствуясь ст.ст. 29.10, 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л :

Привлечь открытое акционерное общество <данные изъяты>» к административной ответственности по ст. 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушенияхи назначить наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>

Штраф должен быть оплачен по следующим реквизитам: ИНН <***>/КПП 482601001 расчетный счет <***> БИК 044206001 ГРКЦ ГУ Банк России по Липецкой области, ОКАТО 42401000000, КБК 19211690040040000140.

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неоплаченного административного штрафа либо административный арест сроком до 15 суток.

Постановление может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 суток со дня со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Е.А. Демидкина