ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-6/12 от 02.02.2012 Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Судья Куйбышевского районного суда <адрес>

Маврин И.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

рассмотрев материал о привлечении к административной ответственности

ООО «М». за совершение административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КРФ об АП

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «М» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 9.1 КРФ об АП - нарушение требований промышленной безопасности, выразившееся в том, что ДД.ММ.ГГГГ в 13.30 ч. государственным инспектором Р. З., в ходе плановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения Южно-Сибирского управления Ростехнадзора от * «О проведении плановой, выездной проверки юридического лица», выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норма­тивно-технической документации в области промышленной безопасности, а именно:

1. В ООО «М» не организована служба технического надзора за техническим обслуживанием, безопасной эксплуатацией и своевременным ремонтом промышленных зданий и сооружений. При наличии в составе организации лица, назначенного приказом от ДД.ММ.ГГГГ, ответственным за безопасную эксплуатацию зданий и сооружений (С.), не заключен договор со специализированной организацией (имеющей лицензию на данный вид деятельности) на проведе­ние соответствующего контроля за состоянием зданий и сооружений;

2. Не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасных производственных объектах ООО «М» в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3. В технической документации (паспортах) на технические устройства, эксплуатирующиеся в литей­ном цехе:

УВИГ-240 (установка вибрационная с инерционным грузом) (1шт.); голтовочный барабан (1шт.); прокалочные печи СНО (2шт.); ванны вытопки (Зшт.); подвесной конвейер, не указаны сроки эксплуатации, даты ввода в эксплуатацию. Работы по определению возможности продления сроков их безопасной эксплуатации экспертными организациями не проводились. Положительные заключе­ния экспертиз промышленной безопасности отсутствуют;

4. В установленный срок (до ДД.ММ.ГГГГ) не пересмотрен план ликвидации (локализации) аварий (ПЛА) литейного цеха.

Отсутствуют:

- акты проверки исправности вентиляционных устройств, запасных выходов, исправности, наличия и достаточности средств для ликвидации аварий и спасения людей, противопожарного оборудования и средств пожаротушения, аварийного освещения, сигнализации, блокировок и связи;

- график проведения учебных тревог;

принципиальная технологическая схема объекта.

5. Подготовка вновь принятых рабочих основных профессий литейного цеха проводится внутри пред­приятия ООО «М», которое не имеет:

- лицензии на право ведения образовательной деятельности;

- программы профессионального обучения для рабочих основных профессий, согласованные с согласу­ются с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

В судебном заседании законный представитель юридического лица -управляющий «М») К., действующий на основании Устава ООО «М.» (решение от ДД.ММ.ГГГГ.0 Единственного участника Общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании «М»), К., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, признали обоснованными претензии, предъявленные со стороны государственной инспекции Р., поскольку на момент проведения проверки указанные выше недостатки действительно имели место.

На момент рассмотрения материалов об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «М.» руководством предприятия устранены недостатки, содержащиеся в п.п. 1, 2, 4 и часть недостатков содержащихся в п.3, положенные в основу принятия решения о временном запрете деятельности (протокол – 5/12 от ДД.ММ.ГГГГ) и о привлечении к административной ответственности (протокол – 6/12 от ДД.ММ.ГГГГ), а именно:

- организована служба технического надзора за техническим обслуживанием, безопасной эксплуатацией и своевременным ремонтом промышленных зданий и сооружений;

- заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасных производственных объектах;

- пересмотрен план ликвидации (локализации) аварий (ПЛА) литейного цеха.

Вина Общества с ограниченной ответственностью «М» в совершении данного правонарушения, кроме показа­ний законного представителя данного юридического лица, подтверждается письменными материалами дела.

Из Устава Общества с ограниченной ответственностью «М.» следует, что одной из целей создания и деятельности Общества является производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства.

В соответствии со свидетельством (*) о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов выданным * <адрес> с ограниченной ответственностью «М.» <адрес>, ул. Ч., *, опасные производственные объекты, эксплуатируемые указанной организацией, зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов." В состав этих объектов входят:

-цех литейный рег. номер А68-02289-001 от ДД.ММ.ГГГГ

- площадка погрузочно-разгрузочных работ рег. номер А68-02289-002 от ДД.ММ.ГГГГ

-площадка ООО «М.» рег. номер А68-02289-003 от ДД.ММ.ГГГГ

Обществу с ограниченной ответственностью «М.» на основании лицензии * от * г. разрешена эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов. Данная лицензия действительна до ДД.ММ.ГГГГ

Распоряжением заместителя руководителя Южно-Сибирского управления ФИО3 № * от ДД.ММ.ГГГГ дано указание государственному инспектору Р. З. на проведение плановой проверки Общества с ограниченной ответственностью «М.» с целью надзора за соблюдением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Из протокола о временном запрете деятельности № * от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 13.30 ч. государственным инспектором Р. З., в ходе плановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения Южно-Сибирского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № * «О проведении плановой, выездной проверки юридического лица», со стороны Общества с ограниченной ответственностью «М.» выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норма­тивно-технической документации в области промышленной безопасности, выразившиеся в том, что литейный цех общества с ограниченной ответственностью «М.» эксплуатируется с нарушениями требований промышленной безопасности, а его эксплуатация представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, так как не обученный производственный персонал не может обеспечить безо­пасную эксплуатацию, надзор за зданием литейного цеха не производиться согласно требований промышленной безопасности, обслуживающий персонал организации (слу­чае возникновения аварийной ситуации) не сможет обеспечить проведение противоаварийных мероприятий, т.к. отсутствует план ликвидации (локализации) аварий и отсутствует страховой полис в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гра­жданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате ава­рии на опасном объекте" (пострадавшим не будут выплачены компенсационные выплаты).

В связи с выявленными нарушениями государственным инспектором Р. З. применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении - временный запрет деятельности литейного цеха Общества с ограниченной ответственностью «М», находящегося по адресу: 654027, <адрес>, ул. К., *, с 18 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ

Пунктом 4 Приложения N 1 к ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлено, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов. Из пояснений законного представителя юридического лица «М» К. и государственного инспектора Р. З., а также материалов дела следует, что в процессе производства обществом машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства используется литейная машина для формовки и литья, получаются расплавы металлов. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии у предприятия общества установленных законом признаков опасного производственного объекта. При этом незначительность количества получаемого обществом расплава металла либо метод получения такого расплава для цели установления признаков опасного производственного объекта правового значения не имеют.

Статья 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусматривает, что «1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 248-ФЗ)

иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ)

обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;

(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 248-ФЗ)

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ)

предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;

обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

разрабатывать декларацию промышленной безопасности;

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 226-ФЗ)

выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

(в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ)

приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

(в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 45-ФЗ)

осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;

принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;

анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;

(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ)

принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;

представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ)

2. Работники опасного производственного объекта обязаны:

соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 248-ФЗ)

проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;

в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

За выдачу работнику организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов, аттестата в области промышленной безопасности уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

(абзац введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 374-ФЗ)».

В соответствии со ст. 13 данного Федерального закона «1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

- технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;

- здания и сооружения на опасном производственном объекте;

2. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его».

На основании ст. 15. данного Федерального закона «Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Часть 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение требований промышленной безопасности в отношении юридических лиц - наложение административного штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к требованиям промышленной безопасности относятся - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

2. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании».

Из протокола об административном правонарушении – 6/12 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что обществом с ограниченной ответственностью «М.» при организации деятельности опасного производственного объекта - литейного цеха, на момент проведения плановой выездной проверки государственным инспектором Р. ДД.ММ.ГГГГ допущено нарушение требований федеральных законов:

- «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

- «Об обязательном страховании гражданской ответствен­ности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» от ДД.ММ.ГГГГ N 225-ФЗ,

а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности:

- «Общих правил безопасности для металлургических и коксохимических предприятий и производств» ПБ 11-493-02;

- «Методических рекомендации по организации и осуществлению контроля за обеспече­нием безопасной эксплуатации зданий и сооружений на подконтрольных металлургических и коксохимических производствах» Р<адрес>;

- «Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» Р<адрес>.

Работники опасного производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности (п. 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ).

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте (п. 1 ст. 15 Закона N 116-ФЗ).

В силу п.п. 1.6, 1.11, 1.12, 1.14 Общих правил безопасности для металлургических и коксохимических предприятий и производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от ДД.ММ.ГГГГ N 35 (шифр ПБ 11-493-02), каждая эксплуатирующая организация на основании "Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 263 должна разработать положение о производственном контроле. В организации должен быть разработан перечень работ повышенной опасности, утвержденный техническим руководителем организации. К выполнению работ повышенной опасности допускаются специалисты и рабочие, имеющие специальную профессиональную подготовку и соответствующую квалификацию. Работы повышенной опасности должны производиться по наряду-допуску. Наряд-допуск должен содержать организационно-технические мероприятия, обеспечивающие безопасное проведение работ в конкретных условиях. В организации должны составляться планы ликвидации аварий (ПЛА).

Суд установил и материалами дела подтвержден факт несоблюдения обществом при осуществлении деятельности литейного цеха требований указанных норм.

Действия государственного инспектора Р. З., связанные с временным запретом деятельности литейного цеха Общества с ограниченной ответственностью «М.», направлены на устранение выявленных нарушений требований правил эксплуатации опасных производственных объектов, вынесено в пределах его компетенции и при наличии законных оснований, предусмотренных требованиям статьи 23.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совокупность перечисленных выше обстоятельств даёт основание суду сделать вывод о наличии в действиях Общества с ограниченной ответственностью «М.» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сроки для привлечения к административной ответственности не истекли.

В силу ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услу<адрес> приостановление деятельности применяется, в случае угрозы жизни или здоровью людей.

В судебном заседании государственный инспектор Р. З. подтвердил то обстоятельство, что руководством ООО «М.» часть выявленных при проверке недостатков, положенные в основу принятия решения о временном запрете деятельности и о привлечении к административной ответственности устранена, а именно: организована служба технического надзора за техническим обслуживанием, безопасной эксплуатацией и своевременным ремонтом промышленных зданий и сооружений; заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасных производственных объектах, пересмотрен план ликвидации (локализации) аварий (ПЛА) литейного цеха. Не в полном объёме представлена документация на технические устройства, эксплуатирующиеся в литей­ном цехе.

Данное обстоятельство суд принял во внимание при решении вопроса о назначении административного наказания.

Вместе с тем принимая решение о назначении административного наказания суд учитывает, что осуществление деятельности литейного цеха в отсутствие:

- сведений о технических устройствах, эксплуатирующихся в литей­ном цехе, а так же сроков их эксплуатации, даты ввода в эксплуатацию, о возможности продления сроков их безопасной эксплуатации;

- профессионального обучения рабочих основных профессий литейного производства - может создать угрозу для жизни и здоровья людей, работающих на данном предприятии.

В связи с этим, в соответствии с п. 1 ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд считает целесообразным в качестве меры наказания применить административное приостановление деятельности литейного цеха Общества с ограниченной ответственностью «М».

По данному конкретному делу менее строгий вид административного наказания, предусмотренный ч. 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - штраф, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Не принятие Обществом с ограниченной ответственностью «М.» действий по устранению выявленных нарушений способно повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, работающих на данном предприятии.

Согласно ч. 3 ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Решая вопрос о виде и мере наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, что, на момент вынесения судом данного постановления, выявленные ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Р. З., на момент вынесения данного постановления Общество с ограниченной ответственностью «М.» в основном устранило выявленные недостатки, послужившие основанием для привлечения его к административной ответственности и временному запрету деятельности литейного цеха.

На основании ст.ст. 29.9-29.11 КРФ об АП, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «М.» (юридический адрес: РФ, <адрес>, 654000, <адрес>, улица Ч., *) за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуть административному наказанию в виде административного приостановления деятельности литейного цеха, находящегося по адресу: <адрес>, улица К., * на срок 30 (тридцать) суток.

Срок приостановления деятельности исчислять с 18. 00 час. ДД.ММ.ГГГГ

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья