Дело № 5-6/16
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Анадырь |
Анадырский городской суд Чукотского автономного круга в составе председательствующего судьи Фролова Б. В,
при секретаре Хрол Н. И,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Чукотского автономного округа «Окружная детско-юношеская спортивная школа» - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Чукотского автономного округа «Окружная детско-юношеская спортивная школа»,
установил:
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Чукотского автономного округа «Окружная детско-юношеская спортивная школа», расположенное в г. Анадыре Чукотского АО, <адрес>, осуществляло образовательную деятельность без санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и имущества по следующим адресам:
689000, Чукотский автономный округ, <адрес>;
689000, Чукотский автономный округ, <адрес>;
689000, Чукотский автономный округ, <адрес>;
689501, Чукотский автономный округ, <адрес>;
689202, Чукотский автономный округ, <адрес>;
689300, Чукотский автономный округ, <адрес>,
что является грубым нарушением лицензионных требований и условий, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом N 99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", подпунктом "ж" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ N 966 от 28.10.2013 г. "О лицензировании образовательной деятельности".
В судебном заседании защитник ГБОУ ДО «ОДЮСШ» пояснил, что действительно в период с ДД.ММ.ГГГГ по указанным адресам на основании соглашений о предоставлении на безвозмездной основе спортивных объектов осуществлялась образовательная деятельность (бесплатные секции бокса, борьбы, хоккея, баскетбола и др.) без санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и имущества. При этом по адресам: <адрес> АО, <адрес>; <адрес> санитарно-эпидемиологические заключения имеются у собственников зданий, в которых осуществлялась образовательная деятельность ГБОУ ДО «ОДЮСШ».
Выслушав участника судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), с санкцией для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 150 до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием к указанной статье установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Из протокола об административном правонарушении, составленного 31.12.2015 г. консультантом отдела надзора, лицензирования и государственной аккредитации Управления надзора и контроля качества образования Департамента образования, культуры и молодежной политики Чукотского автономного округа (далее по тексту – Департамент) следует, что ГБОУ ДОД «ОДЮСШ» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 273-ФЗ) лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, относится к полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Чукотского автономного округа, согласно п. 3.2.29 Положения о Департаменте (утверждено постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 01.12.2008 г. № 199, далее по тексту - Положение) относится к функциям Департамента, должностные лица которого в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах компетенции Департамента (пп. 4.1.25 Положения).
В соответствии с приказом Департамента от 27.02.2015 г. № 01-21/100 консультант отдела надзора, лицензирования и государственной аккредитации Управления надзора и контроля качества образования вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, выявляемых при проведении мероприятий по контролю (надзору) в сфере образования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 указанного Закона образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 2 статьи 12 данного Закона перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
В силу пп. "ж" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе, наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно пп. "а" ст. 9 данного Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности, в том числе, нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.
Пунктом 11 статьи 19 Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В соответствии с пп. «в» п. 13.1 Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.03.2015 N 244) при намерении лицензиата осуществлять образовательную деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в приложении (приложениях) к лицензии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.3 настоящего Регламента, в заявлении о переоформлении лицензии и (или) приложения (приложений) к лицензии указывается этот адрес, а также представляются, в том числе, реквизиты выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимого для осуществления образовательной деятельности.
Из материалов дела следует, что ГБОУ ДОД «ОДЮСШ» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и Чукотского автономного округа полномочий органов государственной власти в сфере дополнительного образования детей в области физической культуры и спорта (л. д. 39).
Учреждение осуществляет деятельность на основании лицензии 87Л01 № 0000005, выданной 17.02.2015 г. Департаментом образования, культуры и молодежной политики Чукотского автономного округа для осуществления образовательной деятельности по адресу: 689000, Чукотский автономный округ, <адрес>. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии помещений по указанному адресу государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам имеется (л. д. 111-116).
Местом нахождения юридического лица является <адрес>; филиалы согласно Уставу отсутствуют (л. д. 38-61).
В соответствии с адз. 18 п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ.
По результатам плановой проверки ГБОУ ДОД «ОДЮСШ», проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Департамента образования, культуры и молодежной политики Чукотского автономного округа на основании приказа от 13.01.2015 г. № 01-21/011, составлен акт № 38/15-пл, из которого следует, что учреждением при осуществлении образовательной деятельности допускаются грубые нарушения лицензионных требований и условий, а именно: отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам зданий, помещений, оборудования и иного имущества, используемого для осуществления образовательной деятельности, по адресам:
689000, Чукотский автономный округ, <адрес>;
689000, Чукотский автономный округ, <адрес>;
689000, Чукотский автономный округ, <адрес>;
689501, Чукотский автономный округ, <адрес>;
689202, Чукотский автономный округ, <адрес>;
689300, Чукотский автономный округ, <адрес>.
Аналогичные выводы содержатся в экспертном заключении № 3, составленном по результатам выездной проверки (л. д. 105-110).
Нарушений требований действующего законодательства при проведении проверки ГБОУ ДОД «ОДЮСШ» не установлено.
Факт осуществления образовательной деятельности по указанным адресам подтверждается как пояснениями защитника ГБОУ ДОД «ОДЮСШ» в судебном заседании, так и соглашениями о предоставлении на безвозмездной основе спортивных объектов по указанным адресам (л. <...>).
При таких обстоятельствах с учетом того факта, что отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений на помещения, в которых осуществляется образовательная деятельность, повлекло возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью детей, получающих услуги дополнительного образования в помещения по указанным адресам, в действиях ГБОУ ДОД «ОДЮСШ» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
С учетом имеющихся в деле материалов суд полагает установленным, что деятельность, не связанная с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, ГБОУ ДОД «ОДЮСШ» осуществлялась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресам:
1. 689000, Чукотский автономный округ, <адрес>;
2. 689000, Чукотский автономный округ, <адрес>;
3. 689000, Чукотский автономный округ, <адрес>;
4. 689501, Чукотский автономный округ, <адрес>;
5. 689202, Чукотский автономный округ, <адрес>;
6. 689300, Чукотский автономный округ, <адрес>.
Довод защитника ГБОУ ДО «ОДЮСШ» об отсутствии у образовательного учреждения обязанности получения санитарно-эпидемиологического заключения по помещениям, в которых осуществляется образовательная деятельность, в случае наличия такого заключения у собственника такого помещения противоречит положениям п. 2 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В предоставленном санитарно-эпидемиологическом заключении на помещение, расположенное в <адрес>, в качестве образовательных программ, которые могут осуществляться по адресу <адрес>, указаны начальное, основное и среднее общее образование, в то время как ГБОУ ДО «ОДЮСШ» осуществляет образовательную деятельность в сфере дополнительного образования. Иные санитарно-эпидемиологические заключения суду не предоставлены.
Довод защитника о подсудности данного дела арбитражному суду отвергается судом, т. к. выявленное нарушение не связано с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
При назначении административного наказания суд принимает во внимание характер совершенного административного правонарушения, отсутствие сведений о причинении вреда жизни и здоровью воспитанников ГБОУ ДО «ОДЮСШ», имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, и приходит к выводу о назначении наказания в рамках санкции статьи в виде штрафа.
Исключительных обстоятельств, предусмотренных ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 16.02.2016 г, 26.01.2016 г. наименование юридического лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, изменено на Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Чукотского автономного округа «Окружная детско-юношеская спортивная школа».
На основании изложенного, руководствуясь ст.4.1, 29.10 КоАП РФ,
постановил:
Признать Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Чукотского автономного округа «Окружная детско-юношеская спортивная школа» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
Лицевой счет Департамента образования, культуры и молодежной политики Чукотского автономного округа 04882002650 в УФК по Чукотскому автономному округу; КПП 870901001; ИНН <***>; Расчетный счет <***> в отделении Анадырь; БИК 047719001; ОГРН <***> поставлен на учет 14.11.2007 г; ОКПО 76992240; ОКТМО 77701000; ОКОГУ 23900; ОКФС 13; ОКОПФ 72; УИН 0///; код дохода 918 11690020020000 140.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Постановление по делу об административном правонарушении одновременно является исполнительным документом.
Постановление может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления или опротестовано в том же порядке в те же сроки.
Судья | (подпись) | Б. В. Фролов |
Копия верна: Судья | Б. В. Фролов |