П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону 26 января 2018 года
Судья Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону Кравченко Ю.В., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – <данные изъяты> ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
В Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону из Контрольно-счетной палаты Ростовской области поступило дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – <данные изъяты> ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела надлежащим образом извещен.
Представители должностного лица - <данные изъяты> ФИО1 в лице ФИО2, действующего на основании доверенности, а также адвоката Зиновьевой О.П., представившей в судебное заседание ордер явились, факт совершения доверителем административного правонарушения не признали и представила суду письменные возражения, о том, что, по их мнению, имевшее место нарушение носило формальный характер, поскольку сам закон предполагает запрет на приобретение иностранной валюты за счет полученных средств, а кроме того п.п. 2.1.1 и 2.1.2 Договора содержали закрытый перечень мероприятий на реализацию которых должны быть направлена субсидия. Кроме того, ФИО1 не был надлежащим образом извещен о дате и месте составления протокола об административном правонарушении. В связи с чем, просили производство об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить.
Представитель Контрольно-счетной палаты Ростовской области ФИО3 в судебном заседании просила привлечь ФИО1 к административной ответственности, поддержала все доводы о необходимости привлечения его к администативной ответственности и пояснила, что включение запрета в договор на приобретение за счет полученных средств иностранной валюты является обязательным. Лицо, привлекаемое к административной ответственности было надлежащим образом уведомлено о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается телеграммой о вручении лично ФИО1 извещения о дате и месте составления протокола.
Судья, рассмотрев дело об административном правонарушении, выслушав лиц участвующих в деле, пришёл к следующему.
В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, закреплено содержание предмета доказывания.
Исходя из содержания данной нормы, суд при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняет вопрос о наличии события административного правонарушения, а именно имело ли место противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, в ходе контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области» государственной программы Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» в министерстве экономического развития Ростовской области, проводимой Контрольно-счетной палатой Ростовской области в соответствии с пунктом 1.6.2. плана работы Контрольно-счетной палаты Ростовской области на 2017 год, утвержденного приказом Контрольно-счетной палаты Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ 16 №-О (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, заключения по результатам проверки обоснованности замечаний министерства экономического развития Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ), установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Подпунктом 72 пункта 1 статьи 5 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» предусмотрено предоставление из областного бюджета Автономной некоммерческой организации - микрофинансовой компании «<данные изъяты>» (далее - <данные изъяты>») имущественного взноса на развитие программы микрофинансирования в виде субсидии в рамках подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области» государственной программы Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
Положение о порядке предоставления имущественного взноса <данные изъяты> утверждено постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.3 Положения главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на предоставление имущественного взноса, является министерство экономического развития Ростовской области (далее министерство).
Согласно пункту 1.4. Положения субсидия предоставляется за счет средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных министерству.
В соответствии с пунктом 2.9 Положения в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии министерство заключает с <данные изъяты>» договор о предоставлении субсидии.
ФИО1 назначен на должность заместителя министра экономического развития Ростовской области с ДД.ММ.ГГГГ Указом Губернатора Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ и исполнял свои должностные обязанности на основании служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Ростовской области и замещении должности государственной гражданской службы Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
ФИО1 освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ Указом Губернатора Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№.9 в связи с расторжением служебного контракта по инициативе гражданского служащего.
В период прохождения государственной гражданской службы заместитель министра экономического развития Ростовской области ФИО1 действовал на основании приказа министерства от ДД.ММ.ГГГГ№ «О распределении обязанностей между министром экономического развития Ростовской области, заместителями министра, управляющим делами и руководителями структурных подразделений» (далее - приказ министерства от ДД.ММ.ГГГГ№) и приказа министерства от ДД.ММ.ГГГГ№ «О представителе министерства экономического развития Ростовской области в органе управления <данные изъяты>».
Согласно приказу министерства от ДД.ММ.ГГГГ№<данные изъяты>, курирующий управление развития поддержки предпринимательства и управления инвестиционной политики, координирует деятельность <данные изъяты>»; подписывает договоры, государственные контракты, акты выполненных работ, реестры получателей субсидий, отчеты, информацию, протоколы, банковские и иные документы, касающиеся финансовых вопросов (включая уведомления, справки), счета на оплату по курируемым направлениям, в том числе: по реализации мероприятий подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области» государственной программы Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика».
В соответствии с пунктом 4 Учетной политики министерства экономического развития Ростовской области, утвержденной приказом министерства экономического развития Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№, право первой подписи имеют министр экономического развития Ростовской области и лицо, наделенное полномочиями в установленном порядке.
На основании вышеизложенного ФИО1, являясь <данные изъяты> области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, заключил от лица министерства экономического развития Ростовской области договор о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ № №<данные изъяты>
Предметом указанного договора является предоставление <данные изъяты>» имущественного взноса в виде субсидии за счет средств областного бюджета для предоставления заемных средств субъектам малого и среднего предпринимательства, в целях расширения их сферы деятельности и облегчения доступа к финансовым ресурсам на пополнение оборотных средств и (или) приобретение основных средств в размере <данные изъяты> тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета в сумме <данные изъяты> тыс. рублей, средства федерального бюджета в сумме <данные изъяты> тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при предоставлении субсидий, указанных в пункте 2 данной статьи, обязательными условиями их предоставления, включаемыми в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, являются согласие их получателей (за исключением государственных корпораций и компаний) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления и запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления указанных средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Как показала проверка, пунктом 2.12 Положения установлено, что <данные изъяты>» запрещено приобретать за счет полученных из областного бюджета средств иностранную валюту, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей субсидии иных операций, определенных Положением.
Однако, в нарушение пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в договор о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму <данные изъяты> тыс. рублей, подписанный <данные изъяты>, не включен запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления указанных средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ заместитель министра экономического развития Ростовской области допустил нарушение условий предоставления субсидий, выразившееся в том, что при заключении между министерством и <данные изъяты>» договора о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ№, в перечень обязательных условий предоставления субсидии, включаемых в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, не был включен запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, что является нарушением требования пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По данному факту Контрольно-счетной палатой Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в соответствии со статьей ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам которого составлен данный протокол.
В связи с вышеизложенным <данные изъяты> ФИО1 допущено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Допущенное ФИО1 нарушение создает условия незаконного использования предоставленной субсидии, т.е., может повлечь возникновение прямой угрозы интересам общества и государства и их существенное нарушение.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателя, физическим лицам, условий их предоставления, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В действиях (бездействиях) должностного лица <данные изъяты> ФИО1 содержатся признаки названного административного правонарушения.
Указанные факты свидетельствуют о наличии события административного правонарушения против порядка управления, то есть, должностное лицо - <данные изъяты> ФИО1 совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицирующим признаком которого является нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателя, физическим лицам, условий их предоставления.
На основании анализа представленных доказательств, судья приходит к выводу, что вина должностного лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена, доказана и подтверждена материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами представленными административным органом.
Доводы представителей ФИО1 суд считает несостоятельными и неубедительными, поскольку норма о необходимости включения в договор пункта о запрете приобретения за счет полученных средств иностранной валюты является императивной и должны быть обязательно отражена в договоре. Довод о не уведомлении ФИО1 о дате и времени составления протокола опровергается телеграммой, которая была вручена ему лично.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей формы вины административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя было и могло их предвидеть.
Давая оценку исследованным судьей доказательствам в их совокупности, судья считает установленными обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, которые подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, исследованного судьей при рассмотрении дела.
На основании пункта 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания должностному лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 2.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 № 10 указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительности необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
При оценке обстоятельств совершения должностным лицом <данные изъяты> ФИО1 административного правонарушения, характера и степени его общественной опасности, установлено, что основания для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с формальным составом, считается совершенным с момента выполнения виновным объективной стороны правонарушения, наличия причинно-следственной связи между противоправными действиями и наступившими последствиями, равно как и наступления последних, для квалификации не требует, отягчающие и смягчающие обстоятельства по делу не установлены, судья полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа размере 20 000 рублей.
Судья считает, что указанный вид и размер административного наказания сможет обеспечить достижение цели наказания, не допущению совершению новых правонарушений.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 20.4 ч. 1, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Признать должностное лицо - <данные изъяты> ФИО1 (паспорт гражданина РФ: №№, выдан ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть административному штрафу в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.
Оплату штрафа произвести по следующим реквизитам:
ИНН - <***>, КПП – 616301001; ОКТМО -60701000; Отделение Ростов-на-Дону г. Ростов-на-Дону УФК по Ростовской области (№ Контрольно-счетная палата Ростовской области); л/с <***>; р/с № <***>; БИК – 046015001; КБК – № 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение бюджетного законодательства (в части бюджетов субъектов Российской Федерации)».
Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течении 10 суток с момента вручения копии постановления.
Судья Ю.В. Кравченко