дело № 5-6/2019 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 13 марта 2019 года г. Челябинск Судья Металлургического районного суда г. Челябинска Залуцкая А.А., с участием представителей Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Уральское управление Ростехнадзора ФИО1, ФИО2, представителя юридического лица Публичного акционерного общества «Челябинский металлургический комбинат» ФИО3, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица Публичного акционерного общества «Челябинский металлургический комбинат» (далее по тексту ПАО «ЧМК») в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, у с т а н о в и л: По результатам проверки 21 декабря 2018 года в 13 часов 00 минут по адресу: ул. 2-ая Павелецкая, д. 14, г. Челябинск были выявлены нарушения требований промышленной безопасности, при эксплуатации ПАО «ЧМК» опасных производственных объектов: - Цех агломерации, рег. № А56-01290-0011, III класс опасности; - Цех доменный ДЦ, рег. № А56-01290-0012, II класс опасности; - Цех конвертерный ККЦ, рег. № А56-01290-0013, II класс опасности; - Цех электросталеплавильный № 2 ЭСПЦ-2, рег. № А56-01290-0014 II класс опасности; - Цех электросталеплавильный № 6 ЭСПЦ-6, рег. № А56-01290-0016, II класс опасности; - Цех по производству проката № 3 ПР-3, А56-01290-0017, II класс опасности; - Цех по производству проката № 1 ПР-1, рег. № А56-01290-0019, класс опасности III; - Цех по производству проката № 2 ПР-2, рег. № А56-01290-0020, класс опасности II; - Площадка воздухоразделительной установки ККП, рег. № А56-01290-0021, II класс опасности; - Площадка установки получения водорода методом электролиза воды Водородная станция, рег. № А56-01290-0022, III класс опасности; - Цех по производству проката № 4 ПР-4, рег. № А56-01290-0024, II класс опасности; - Цех по производству проката № 5 ПР-5, рег. № А56-01290-0030, II класс опасности; - Цех литейный черных и цветных материалов, рег. № А56-01290-0048, II класс опасности; - Площадка (участок) газового цеха рег. № А56-01290-0049, III класс опасности. Представитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Уральское управление Ростехнадзора в судебном заседании ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что при транспортировке газа образуется конденсат – вода, в ней присутствует фенол, который является канцерогенным летучим веществом и негативно влияет на человека. Канализация течет в п. Каштак, Першино и Баландино, попадает в естественную среду, в результате чего люди травятся фенолом. Для предотвращения этого, ПАО «ЧМК» приняли решение об уменьшении фенола путем сбора части конденсата в баки, эти баки затем перевозят на «Мечел Кокс», на БХУ, где бактерии съедают фенол. На период проверки баки переполнены, все лилось в канализацию, машины ездят непонятно по какому графику, оборудование все изношено. Относительно второго пункта протокола, пояснил, что производственная инструкция – это документ, разработанный организацией, применяется для проведения определенных видов работ, содержащая требования к технологии производства и вспомогательным процессам. Основным видом деятельности является транспортировка газа, а сбор конденсата это вспомогательный процесс, у него своя технология, поэтому на производстве должна быть разработана соответствующая инструкция. Стандарт по составлению технологической инструкции есть, я применил данные требования по аналогии. Данный стандарт подходит к производственной инструкции, это та же технология производства, но вспомогательная. Относительно пятого пункта протокола пояснил, что без проекта на опасных промышленных предприятиях ничего не устанавливается. Полагает, что бак является технологическим оборудованием, без него не может быть соблюдена технология разжижения конденсата, поэтому нужен проект. Существует производственная необходимость по установке данных баков, они установлены для уменьшения концентрации фенола, но это дешевый путь, можно сделать хорошую канализацию. Относительно девятого пункта протокола пояснил, что должен быть эксплуатационный документ на автомобиль, график должен быть составлен, установлена периодичность вывоза бака, чтобы уровень наполнения бака не упустить, все это должно быть указано в эксплуатационной инструкции. Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО1 в судебном заседании просил признать ПАО «ЧМК» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. Представитель юридического лица ПАО «ЧМК» ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании представитель ПАО «ЧМК» вину в совершении административного правонарушения признала, пояснила, что нарушения практически по всем тринадцати пунктам, указанным в протоколе, устранены. Однако выразила несогласие с нарушениями, указанными в п. 2, п. 5 и п. 9 протокола об административном правонарушении. В частности указала, что несоблюдение стандарта СТП ЧМК 05.04:2017 при оформлении производственной инстанции №5-5 не относится к нарушениям промышленной безопасности. Поскольку стандарта для производственной инструкции не существует, она не должна соответствовать п.20 Приказа Ростехнадзора от 30.12.2013 № 656 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов» (далее ФНП № 656), который обязателен для технологической инструкции. Относительно нарушения, указанного в п. 5 протокола считает, что бак это не технологическое оборудование (техническое устройство), в баки собирается конденсат, в связи с чем, п.62 ФНП в данном случае неприменим. Нарушение, указанное в п. 9 протокола, также полагала не относится к нарушениям промышленной безопасности, поскольку на транспортирование конденсата или на наливные баки не нужны эксплуатационные документы. Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Статей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта и обязанности работников опасного производственного объекта. Частью 1 ст. 9 указанного Федерального закона установлен перечень требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. Согласно материалам дела, при проведении проверки с 03 декабря 2018 года по 21 декабря 2018 года на основании распоряжения от 30 ноября 2018 года № Ч-6763-р заместителя руководителя Ростехнадзора ФИО4 в отношении ПАО «ЧМК» были выявлены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов: цеха агломерации, рег. № А56-01290-0011, III класс опасности; цеха доменного ДЦ, рег. № А56-01290-0012, II класс опасности; цеха конвертерного ККЦ, рег. № А56-01290-0013, II класс опасности; цеха электросталеплавильного № 2 ЭСПЦ-2, рег. № А56-01290-0014 II класс опасности; цеха электросталеплавильного № 6 ЭСПЦ-6, рег. № А56-01290-0016, II класс опасности; цеха по производству проката № 3 ПР-3, А56-01290-0017, II класс опасности; цеха по производству проката № 1 ПР-1, рег. № А56-01290-0019, класс опасности III; цеха по производству проката № 2 ПР-2, рег. № А56-01290-0020, класс опасности II; площадки воздухоразделительной установки ККП, рег. № А56-01290-0021, II класс опасности; площадки установки получения водорода методом электролиза воды Водородная станция, рег. № А56-01290-0022, III класс опасности; цеха по производству проката № 4 ПР-4, рег. № А56-01290-0024, II класс опасности; цеха по производству проката № 5 ПР-5, рег. № А56-01290-0030, II класс опасности; цеха литейного черных и цветных материалов, рег. № А56-01290-0048, II класс опасности; площадки (участок) газового цеха рег. № А56-01290-0049, III класс опасности. В ходе проверки были выявлены следующие нарушения требований промышленной безопасности: - не представлен акт комиссии полугодового осмотра газопроводов за 2018г.; - не соблюдён стандарт СТП ЧМК 05.04:2017 при оформлении производственной инструкции №5-5; - отсутствует соответствующая нумерация конденсатоотводчиков газопроводов. Нет названия газов (коксовый, доменный, смешанный), не все пронумерованы. В паспортах, на схемах газопроводов нет конденсатоотводчиков: конденсатоотводчики у опоры №19 №89 №96 газопровода смешанного газа, у опоры 43(коксового газа); - обрушена кирпичная кладка здания конденсатоотводчика №2 на газопроводе смешанного газа и №9; - отсутствуют проекты на основания баков стоящих у конденсатоотводчиков №14. Основания выполнены из подручных временных материалов; - баки конденсатоотводчика №1(коксовый газ) углублены в землю; - открыт люк (нет проекта) колодца из-за сливной трубы конденсатоотводчика №2 газопроводе смешанного газа; - не соблюдается пункт 4.4. производственной инструкции №5-5 в части осуществления контроля работоспособности конденсатоотводчиков и их исправности; - не соблюдение инструкции №5-5. Замёрзли сливные трубопроводы с воронками конденсатоотводчиков, №14, без № у опоры 89; - отсутствуют эксплуатационные документы на транспортирование конденсата от конденсатоотводчиков газопроводов (наливные баки, сливную систему, перевозку автотранспортом); - не соответствует проекту слив конденсатоотводчика без № у опоры 89; - не герметичен сливной трубопровод под воронкой конденсатоотводчика №9; - коррозионный износ с отверстиями воронки на конденсатоотводчике №1; - не исправна система канализации на конденсатоотводчике без № у опоры 43. Факт совершения административного правонарушения юридическим лицом ПАО «ЧМК» подтверждается: - протоколом об административном правонарушении № 17-00-01 от 14 января 2019 года, составленным и подписанным заместителем начальника Уральского управления Ростехнадзора ФИО1 Протокол составлен правомерно, в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, полномочным лицом, копию протокола представитель юридического лица ПАО «ЧМК» ФИО5 получил в день его составления, о чем свидетельствует его подпись в соответствующей графе протокола. Основанием для его составления и возбуждения тем самым производства по делу об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, что согласуется с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ. В протоколе указаны все сведения необходимые для рассмотрения дела, подробно описано событие административного правонарушения. При составлении протокола об административном правонарушении представителю юридического лица ПАО «ЧМК» ФИО5 разъяснены права и обязанности, о чем указано в соответствующей графе протокола об административном правонарушении; - актом проверки № Ч-6763 от 21 декабря 2018 года; - фотокопиями. В соответствии с ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности; никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Суд считает доказанной вину юридического лица ПАО «ЧМК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, то есть нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. При назначении административного наказания суд в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица. Смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств в ходе судебного заседания не установлено. С учетом характера совершенного административного правонарушения, обстоятельств данного административного правонарушения, последствий, признания вины в совершении административного правонарушения, суд полагает, что административное наказание ПАО «ЧМК» необходимо назначить в виде штрафа. Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, п о с т а н о в и л : Признать юридическое лицо Публичное акционерное общество «Челябинский металлургический комбинат» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.9.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей. Штраф уплатить по следующим реквизитам: Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу по следующим реквизитам: счет № 40101810400000010801 в ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области г. Челябинск, УФК по Челябинской области (для Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору), ИНН <***>, КПП 667101001, БИК 047501001, КБК 498 116 45000 01 6000 140, ОКТМО 75701000, УИН 49866711710560000005. Согласно ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. Квитанцию об оплате административного штрафа представить в Металлургический районный суд г.Челябинска, кабинет №42. Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления в Челябинский областной суд через Металлургический районный суд г. Челябинска. Судья А.А. Залуцкая |