ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-6/19 от 18.03.2019 Правдинского районного суда (Калининградская область)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Правдинск ДД.ММ.ГГГГ

Судья Правдинского районного суда Калининградской области Смирнова И.В., при секретаре Сопляковой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, в отношении главы администрации МО «Правдинское городское поселение» ФИО1,-

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ глава администрации МО «Правдинский городской округ» ФИО1, представляющий администрацию муниципального образования «Правдинский городской округ» и данное муниципальное образование, с ПАО «Сбербанк России» по итогам электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ. заключил муниципальный контракт на оказание финансовых услуг по предоставлению денежных средств (кредита) в виде невозобновляемой кредитной линии для покрытия бюджета и погашения долговых обязательств муниципального образования «Правдинский городской округ» с лимитом выдачи денежных средств ... рублей по ставке ... процентов годовых, являющейся выше на ... процентных пункта ключевой ставки Банка России плюс один процентный пункт (...). Тем самым, главой администрации МО «Правдинский городской округ» ФИО1 нарушены требования пп. 11 п. 19 Порядка предоставления и использования возврата муниципальными образованиями Калининградской области бюджетных кредитов, полученных из областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 22.04.2010г. №220, и условий, содержащихся в пп. «з» п. 3.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении МО «Правдинский городской округ» бюджетного кредита из средств областного бюджета на покрытие временного кассового разрыва МО «Правдинский городской округ», пп. «з» п. 3.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении МО «Правдинский городской округ» из средств областного бюджета бюджетного кредита на частичное покрытие дефицита бюджета МО «Правдинский городской округ», пп. «з» п. 3.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении МО «Правдинский городской округ» из средств областного бюджета бюджетного кредита на частичное покрытие дефицита бюджета МО «Правдинский городской округ», о том, что получатель бюджетных кредитов муниципальное образование «Правдинский городской округ» в лице главы администрации МО «Правдинский городской округ» ФИО1 обязан был обеспечить с даты подписания соглашений при осуществлении закупок услуг по предоставлению кредитных средств кредитными организациями соответствие начальных (максимальных) цен муниципальных контрактов процентной ставке, не превышающей ключевую ставку Банка России, увеличенную на один процентный пункт.

В судебное заседание глава администрации МО «Правдинский городской округ» ФИО1 не явился, о его дате, времени и месте уведомлен надлежаще, направил в суд своего защитника Долгополова А.Н., который просил суд прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях главы администрации ФИО1 состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что условия предоставления муниципальным образованиям бюджетных кредитов определены статьей 93.2 БК РФ и Законом Калининградской области от 19.12.2017г. №128 «Об областном бюджете на 2018г и на плановый период 2019 и 2020 годов», в частности в п.4 ст. 15 Закона Калининградской области №128 указано, что бюджетные кредиты местным бюджетам предоставляются при условии: отсутствия просроченной задолженности перед областным бюджетом по ранее предоставленным бюджетным кредитам и обязательствам, возникшим в соответствии с предоставленными муниципальными гарантиями; соблюдения требований бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе в части предельного размера муниципального долга и предельного размера дефицита местного бюджета. Названные условия предоставления муниципальному образованию бюджетных кредитов глава МО «Правдинский городской округ» ФИО1 не нарушал, т.е. его действия не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.2 КоАП РФ. В соответствии с положением абз.3 ч.1 ст. 93.2 БК РФ к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство РФ, если иное не предусмотрено данным кодексом, аналогичная позиция содержится в п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»; кроме того, кредитная линия ПАО «Сбербанк России» для покрытия дефицита бюджета и погашения долговых обязательств МО «Правдинский городской округ» использовалась для погашения обязательств, возникших при исполнении полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а не для исполнения обязательств по бюджетным кредитам.

Инспектор Контрольно-счетной палаты Калининградской области ФИО2, представитель Контрольно-счетной палаты Калининградской области ФИО3 просили суд признать главу администрации МО «Правдинский городской округ» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ, с учетом обстоятельств дела, изложенных в протоколе об административном правонарушении.

Выслушав представителей Контрольно-счетной палаты Калининградской области, защитника Долгополова А.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 29 Устава МО «Правдинский городской округ», решением Совета депутатов МО «Правдинский городской округ» №21 от 08.11.2016г. «О назначении на должность главы администрации муниципального образования «Правдинский городской округ», распоряжением администрации МО «Правдинский городской округ» №511-р от 15.11.2016г. «О назначении пользователей системы электронного документооборота» глава администрации МО «Правдинский городской округ» ФИО1 возглавляет администрацию данного округа, руководит её деятельностью на принципах единоначалия, представляет администрацию округа в отношениях с муниципальными органами, органами государственной власти Российской Федерации и Калининградской области, гражданами и организациями, от имени городского округа приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, наделен правом первой (электронной) подписи, являясь пользователем прикладного программного обеспечения автоматизированной системы Федерального казначейства с использованием подсистемы СУФД.

Результатами камеральной проверки соблюдения законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Калининградской области в части обязательств по бюджетным кредитам, предоставленным МО «Правдинский городской округ» из областного бюджета в ДД.ММ.ГГГГ.г., проведенной Контрольно-счетной палатой Калининградской области в администрации МО «Правдинский городской округ» в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., установлено, что ДД.ММ.ГГГГ глава администрации МО «Правдинский городской округ» ФИО1, представляющий администрацию муниципального образования «Правдинский городской округ» и данное муниципальное образование, с ПАО «Сбербанк России» по итогам электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ заключил муниципальный контракт на оказание финансовых услуг по предоставлению денежных средств (кредита) в виде невозобновляемой кредитной линии для покрытия бюджета и погашения долговых обязательств муниципального образования «Правдинский городской округ» с лимитом выдачи денежных средств ... рублей по ставке ... процентов годовых, являющейся выше на ... процентных пункта ключевой ставки Банка России плюс один процентный пункт, о чем составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Данный муниципальный контракт, заключенный по результатам электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание финансовых услуг по предоставлению денежных средств (кредита) в виде кредитной линии для покрытия дефицита бюджета и погашения долговых обязательств МО «Правдинский городской округ», касается предоставления ПАО «Сбербанк России» муниципальному образованию «Правдинский городской округ» невозобновляемой кредитной линии МО «Правдинский городской округ» с лимитом ... рублей с процентной ставкой по кредитной линии в размере ... годовых, с ценой контракта ... рублей, которая сформирована из годовой процентной ставки, со свободным графиком погашения, со сроком оказания услуг три года.

Между тем, в пп. «з» п. 3.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении МО «Правдинский городской округ» из средств областного бюджета бюджетного кредита на покрытие временного кассового разрыва МО «Правдинский городской округ», которым предоставлен бюджетный кредит в размере ... рублей на срок по ДД.ММ.ГГГГ. с платой ... годовых, в пп. «з» п. 3.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении МО «Правдинский городской округ» из средств областного бюджета бюджетного кредита на частичное покрытие дефицита бюджета МО «Правдинский городской округ», которым предоставлен бюджетный кредит в размере ... рублей на срок по ДД.ММ.ГГГГ с платой ... годовых, в пп. «з» п. 3.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении МО «Правдинский городской округ» из средств областного бюджета бюджетного кредита на частичное покрытие дефицита бюджета МО «Правдинский городской округ», которым предоставлен бюджетный кредит в размере ... рублей на срок по ДД.ММ.ГГГГ с платой ... годовых, указано, что получатель бюджетного кредита – муниципальное образование «Правдинский городской округ» в лице главы администрации этого муниципального образования ФИО1 обязан обеспечить с даты подписания каждого их указанных соглашений при осуществлении закупок услуг по предоставлению кредитных средств кредитными организациями соответствие начальных (максимальных) цен муниципальных контрактов процентной ставке, не превышающей ключевую ставку Банка России, увеличенную на один процентный пункт.

В абз.4 ч. 2 чт. 93.3 БК РФ указано, что предоставление, использование и возврат муниципальными образованиями бюджетных кредитов, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Вышеуказанная обязанность муниципального образования – получателя бюджетного кредита установлена Порядком предоставления, использования и возврата муниципальными образованиями Калининградской области бюджетных кредитов, полученных из областного бюджета, утверждённым Постановлением Правительства Калининградской области от 22.04.20910г. №220, в пп. 11 п. 19 которого указано, что в случае положительного заключения (о предоставлении бюджетного кредита) Министерство финансов Калининградской области заключает с органом местного самоуправления соглашение, в котором устанавливаются обязательства муниципальных образований по обеспечению при осуществлении закупок услуг по предоставлению кредитных средств кредитными организациями соответствия начальных (максимальных) цен муниципальных контрактов процентной ставке, не превышающей ключевую ставку Банка России, увеличенную на один процентный пункт.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ключевая ставка Банка России составляла ... годовых (Информация Банка России от ДД.ММ.ГГГГ.).

В связи с невыполнением данной обязанности инспектором Контрольно-счетной палаты Калининградской области ФИО2 в отношении главы администрации МО «Правдинский городской округ» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГг. по ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ (нецелевое использование бюджетных средств).

Вышеуказанное нарушение обязательств Соглашений по обеспечению при осуществлении закупок услуг по предоставлению кредитных средств кредитными организациями соответствия начальных (максимальных) цен муниципальных контрактов процентной ставке, не превышающей ключевую ставку Банка России, увеличенную на один процентный пункт, суд относит к нарушению заемщиком - администрацией МО «Правдинский городской округ», являющейся исполнительно-распорядительным органом данного муниципального образования, и получившей в ДД.ММ.ГГГГ бюджетные кредиты, условий предоставления данных бюджетных кредитов.

Объект данного правонарушения связан с посягательством на нормальный порядок бюджетного кредитования в Российской Федерации. Объективная сторона данного правонарушения связана с нарушением заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы, которыми, исходя из пунктов 3.2 вышеуказанных Соглашений являются: использование бюджетного кредита в соответствии с его целевым назначением, уплата процентов за пользование кредитом в установленном порядке и в сроки, возврат кредита в полном объеме, уплата пени за несвоевременный возврат кредита, и в т.ч. обеспечение при осуществлении закупок услуг по предоставлению кредитных средств кредитными организациями соответствия начальных (максимальных) цен муниципальных контрактов процентной ставке, не превышающей ключевую ставку Банка России, увеличенную на один процентный пункт. В данном случае заемщик бюджетных кредитов в равной степени обязан соблюдать как условие возвратности, условие об уплате процентов, условие о целевом назначении, так и последнее названное условие о цене муниципальных контрактов по предоставлению кредитных средств.

Тот факт, что кредитные средства, полученные в ПАО «Сбербанк России» использованы согласно справке главы администрации МО «Правдинский городской округ» ФИО1 только на цели, связанные с осуществлением полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», значения не имеет. Два из выданных в ДД.ММ.ГГГГ муниципальному образованию «Правдинский городской округ» бюджетных кредита связаны с частичным покрытием дефицита бюджета муниципального образования, из чего следует, что в муниципальном образовании имеется дефицит бюджета, на его покрытие требуется привлечение в т.ч. и средств областного бюджета, в связи с этим расходы муниципального образования на погашение процентов по коммерческому кредиту, влияющие на дефицит бюджета, должны не превышать установленного законом размера, о чем и указано в пп.11 п. 19 Порядка предоставления, использования и возврата муниципальными образованиями Калининградской области бюджетных кредитов, полученных из областного бюджета.

Предоставленное суду письмо Министра финансов Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ. на запрос главы администрации МО «Правдинский городской округ», в котором указано, что нарушений условий получения администрацией МО «Правдинский городской округ» бюджетных кредитов из областного бюджета по Соглашениям от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Министерством финансов не установлено, не может однозначно указывать на отсутствие нарушения заёмщика этих бюджетных кредитов обязательства по обеспечению с даты подписания Соглашений при осуществлении закупок услуг по предоставлению кредитных средств кредитными организациями соответствия начальных (максимальных) цен муниципальных контрактов процентной ставке, не превышающей ключевую ставку Банка России, увеличенную на один процентный пункт. Сведений о том, что и Министерство финансов Калининградской области также проводило аналогичную проверку в администрации МО «Правдинский городской округ», как и Контрольно-счетная палата Калининградской области, и осведомлена о получении данной администрацией невозобновляемой кредитной линии в ПАО «Сбербанк России» и о нарушении обязательств Соглашения - сведений нет.

Вина главы администрации ФИО1 в совершении административного правонарушения кроме вышеуказанного протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. подтверждается также: актом камеральной проверки соблюдения законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Калининградской области в части обязательств по бюджетным кредитам, предоставленным МО «Правдинский городской округ» из областного бюджета в ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ. Соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., муниципальным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенным ФИО1 в электронном виде, условия которого полностью подтверждены судебном заседании защитником Долгополовым А.Н., распоряжением администрации МО «Правдинский городской округ» №511-р от 15.11.2016г. «О назначении пользователей системы электронного документооборота».

Таким образом, в действиях должностного лица главы администрации МО «Правдинский городской округ» ФИО1 содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ – нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса.

Указание в абз.3 ч. 1 ст. 93.2 БК РФ о том, что к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, не исключает административную ответственность лица, допустившего нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы РФ.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного должностным лицом ФИО1 административного правонарушения, личность виновного. Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ФИО1 не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, -

П О С Т А Н О В И Л:

Признать должностное лицо – главу администрации МО «Правдинское городское поселение» ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей.

Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: получатель: УФК по Калининградской области (Контрольно-счетная палата Калининградской области л/сч.04352014350), р/сч. 40101810000000010002, БИК 042748001, отделение Калининград, ИНН <***>/КПП 390601001, КБК 097 116 18020 02 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение бюджетного законодательства (в части бюджетов субъекта Российской Федерации).

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Правдинский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья

Правдинского районного суда И.В. Смирнова