Дело № 5-6/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Елизово Камчатского края 21 февраля 2018 года
Елизовский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Бондаренко С.С.,
при секретаре судебного заседания Подойниковой Ю.А.,
с участием защитника Денисенко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении:
Открытого акционерного общества «Дальморнефтегеофизика», юридический адрес: <адрес>, ОГРН №, ИНН/КПП №/№, дата государственной регистрации – 30.12.2003 г., в течение года не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Дальморнефтегеофизика» (далее – АО «Дальморнефтегеофизика», Общество) посредством судна «<данные изъяты>» под управлением капитана ФИО4 допустило нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях, выразившееся в проходе указанного судна в запретном районе, а именно: 10 сентября 2017 года судно «<данные изъяты>» в период с 06 часов 30 минут до 07 часов 20 минут следовало в координатах Ш -55.4396 N, Д- 165,0322 Е, находясь в Тихом океане, Берингово море, исключительной экономической зоне РФ в 30-мильной особо охраняемой акватории ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Командорский» без разрешения Минприроды РФ или администрации заповедника, чем нарушило требования ст. 66 Водного кодекса РФ; ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; ст. 23 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О животном мире"; ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; п. 6.7 Положения о государственном природном биосферном заповеднике «Командорский» (приказ МПР России от 17.02.2004 № 159).
Защитник Денисенко А.Ю. при рассмотрении дела поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на протокол, из которых следует, что сейсморазведочное судно «<данные изъяты>», принадлежащее ОАО «Дальморнефтегеофизика», в августе – октябре 2017 года проводило сейсморазведочные работы по заказу АО «Росгеология» на основании государственного контракта. 10 сентября 2017 года в период с 06 часов 30 минут до 07 часов 20 минут судно находилось в 30-мильной акватории Государственного природного биосферного заповедника «Командорский», что явилось вынужденной мерой и не было обусловлено умыслом капитана судна, поскольку неблагоприятные гидрометеорологические условия создали угрозу наезда судна на буксируемый сейсмокабель, и его намотку на гребной винт судна, что могло привести к аварийной ситуации. При этом негативного воздействия на морские биоресурсы в процессе вынужденного захода судна «<данные изъяты>» в акваторию заповедника оказано не было. Помимо этого, на официальном сайте заповедника в разделе «Посетителям» указано, что для посещения зоны хозяйственного использования в северной части острова Беринга не требуется разрешение или согласование заповедника. Согласно координатам нахождения судна в момент обнаружения зона, в которой находилось судно, относится к зоне хозяйственного использования, для посещения которой не требуется разрешение заповедника. С учетом изложенного, принимая во внимание непреднамеренный характер действий капитана судна по пересечению границы заповедника, отсутствие вредных последствий, просили применить положения ст. 2.9 КоАП РФ, признать правонарушение малозначительным и прекратить производство по делу, ограничившись устным замечанием. В письменных дополнениях к возражениям на протокол об административном правонарушении Общество указало, что заход судна в охранную зону заповедника был связан с выполнением научно-исследовательских работ в соответствии с государственным заказом и был обусловлен неблагоприятными гидрометеорологическими условиями, в том числе, наличием сильного бокового течения, которые создали угрозу наезда судна на буксируемый сейсмокабель и его намотки на гребной винт судна, осуществить разворот судна с сейсмокосами в противоположную сторону от заповедника не представилось возможным в силу наличия указанных течений, так как в противном случае существовал риск повреждения забортного оборудования и наезда судна на сейсмический кабель. В момент обнаружения судна исходя из координат его нахождения, Общество полагало, что судно находилось в зоне хозяйственного использования, для посещения которой не требуется разрешение или согласование заповедника. Данные обстоятельства ввели в заблуждение капитана судна, возможности получения оперативной юридической помощи не имелось. Добавила, что из-за сложившейся ситуации и необходимостью захода в акваторию заповедника, с учетом времени суток капитан был лишен возможности получить консультацию о необходимости получения разрешения на посещение акватории заповедника.
Выслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Согласно ст. 66 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами. Статус, режим особой охраны и границы территорий, в пределах которых расположены водные объекты, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливаются в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях и законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.
В силу ч.ч. 1, 5 ст. 9 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. Пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники. За посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях познавательного туризма федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление государственными природными заповедниками, взимается плата, порядок определения которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.
Как установлено ст. 23 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях охрана животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий, который устанавливается Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях».
В соответствии с ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Как следует из п. 6.7 Положения о государственном природном биосферном заповеднике «Командорский» (приказ МПР России от 17.02.2004 № 159) пребывание на территории заповедника посторонних лиц, не являющихся его работниками или должностными лицами Минприроды России, допускается только при наличии у них разрешений Минприроды России или администрации заповедника.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 16 октября 2017 года старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Командорский» ФИО1 в отношении ОАО «Дальморнефтегеофизика» было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.39 КоАП РФ, и назначено проведение административного расследования.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужили данные, полученные в ходе осуществления мониторинга и охраны 30 мильной морской акватории государственного природного биосферного заповедника «Командорский», а именно 10 сентября 2017 года в период с 06 часов 30 минут до 07 часов 20 минут в акватории заповедника было обнаружено сейсморазведочное судно «<данные изъяты>», которое не имело разрешения Минприроды или администрации заповедника для нахождения на территории заповедника.
Согласно данным ООО ИТЦ «СКАНЕКС», имеющего бессрочную лицензию на осуществление космической деятельности №870к от 09.02.2008, судно «<данные изъяты>» 10 сентября 2017 года следовало в период с 06 часов 30 минут до 07 часов 20 минут в координатах Ш -55.4396 N, Д- 165,0322 Е, находилось в Тихом океане, Берингово море, ИЭЗ РФ в 30-мильной особо охраняемой акватории ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Командорский».
Судом также установлено, ОАО «Дальморнефтегеофизика» является действующим юридическим лицом, состоит на учете в налоговом органе, и, исходя из основных видов деятельности, закрепленных в уставе, осуществляет деятельность в том числе, в сфере проведения морских геофизических работ на континентальном шельфе и в транзитных зонах Российской Федерации, выполнения гидрогеологических, инженерно-геологических и геоэкологических работ.
Собственником и судовладельцем судна «<данные изъяты>» является ОАО «Дальморнефтегеофизика», что подтверждается документами, представленными в материалы дела.
Как следует из письменных объяснений капитана суда «<данные изъяты>» ФИО4, в период с 12 августа 2017 года по 17 октября 2017 года судно выполняло геофизические работы в акватории Прикамчатско-Тихоокеанского бассейна Восточная Камчатка согласно Государственного заказа. 10 сентября 2017 года в 07 часов 00 минут судно производило заход на профиль № 1 лицензионного участка, имея за бортом три линии пневмоисточников и сейсмический кабель длиной 8500 метров. Заход в зону заповедника «Командорский» не планировался, поэтому соответствующее разрешение не запрашивалось. Решение об увеличении радиуса разворота было принято в конкретных текущих гидрометеорологических условиях из соображений морской безопасности. При заходе на профиль № 1 лицензионного участка, граница которого на северо-востоке находилась в непосредственной близости к 30-мильной границе природоохранного заповедника «Командорский», судно столкнулось с сильным боковым течением, которое вызвало повышенный снос сейсмического кабеля в сторону радиуса циркуляции. В условиях угрозы наезда на сейсмический кабель, повреждения забортного оборудования судно было вынуждено увеличить радиус циркуляции на развороте. Контроль местоположения судна с нанесением точки на карту производился с интервалом в 1 час, безопасность мореплавания обеспечивалась посредством РЛС. В случае наезда на сейсмический кабель могло произойти повреждение забортного оборудования с запутыванием сейсмического кабеля на гребной винт, что привело бы к остановке и выходу из строя судна с полной потерей хода. Технология выполнения геофизических работ предусматривает буксировку судном до 6 линий пневмоисточников и сейсмического кабеля длиной до 12 километров. Характер выполняемой работы существенно затрудняет судно в возможностях маневрировать. В соответствии с техническими характеристиками забортного оборудования, максимальная скорость движения судна не более 5 узлов, минимальный радиус циркуляции на разворотах – не менее 3,5 километров. В результате предпринятых действий, судно пересекло границу и находилось в пределах оконечности заповедника «Командорский» 10 сентября 2017 года в 06 часов 30 минут по 07 часов 20 минут до завершения маневра разворота, в период нахождения в акватории заповедника «Командорский» непосредственно геофизические работы не проводились. Вылов морских биоресурсов судном также не производился, оборудование для их добычи на борту судна отсутствует.
Законный представитель ООО «Дальморнефтегеофизика» управляющий директор ФИО2 в письменных объяснениях указал, что сейсморазведочное судно «<данные изъяты>», принадлежащее ОАО «Дальморнефтегеофизика» в августе – октябре 2017 года проводило сейсморазведочные работы по заказу АО «Росгеология», работы выполнялись в соответствии с государственным контрактом. Северо-восточная часть лицензионного участка расположена в непосредственной близости от границ природоохранной зоны заповедника «Командорский». Никаких сообщений от капитана о намерении захода судна в охранную зону заповедника руководству Общества не поступало. Незапланированный заход судна в охранную зону заповедника «Командорский» был связан с выполнением работ по государственному контракту. В соответствии с политикой компании по охране окружающей среды, при маневрах, связанных с заходом на профиль, акустические пневмоисточники, оказывающие отрицательное воздействие на водные биоресурсы, не работали.
По итогам проведенного административного расследования в отношении ОАО «Дальморнефтегеофизика» составлен протокол об административном правонарушении по статье 8.39 КоАП РФ.
Законный представитель юридического лица при составлении протокола об административном правонарушении не присутствовал, его копия направлена почтой по месту нахождения Общества, что подтверждается копией почтовой квитанции.
Из вышеизложенного следует, что ОАО «Дальморнефтегеофизика», являющееся собственником и судовладельцем сейсморазведочного судна «<данные изъяты>» допустило нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях, выразившееся в проходе указанного судна по запретной 30-мильной акватории «Командорского заповедника» без разрешения Минприроды России и администрации «Командорского заповедника».
Исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает вину ОАО «Дальморнефтегеофизика» в совершении административного правонарушения доказанной, и квалифицирует его действия по статье 8.39 КоАП РФ - нарушение правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников.
Указанная выше квалификация полностью нашла свое подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Доводы Общества о том, что судно в момент его обнаружения в 30-мильной акватории Государственного природного биосферного заповедника «Командорский» находилось в зоне хозяйственного использования, на посещение которой не требуется разрешение или согласование заповедника, судом признаются несостоятельными в связи с нижеследующим.
Объективную сторону данного правонарушения представляют нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах). Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами. Нарушение иных правил может выражаться в несоблюдении предписаний, регулирующих разрешенную деятельность в пределах этих объектов.
В соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 9 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33 -ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», подп. 11 п. 6.1 Положения о заповеднике, на всей территории государственного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе, нахождение, проход и проезд посторонних лиц, морских и иных плавсредств, автотранспорта вне дорог и водных путей общего пользования.
В состав заповедника «Командорский» как заповедной акватории входит вся морская акватория в пределах 30-мильной зоны, окружающей острова Командорского архипелага, за исключением 5-мильной прибрежной полосы, прилегающей к северной части острова Беринга и не входящей в состав акваторий заповедника. Внешняя граница входящей в заповедник морское акватории проходит на расстоянии 30 миль от береговой линии Командорского архипелага. Внутренняя граница проходит по береговой линии Командорских островов и по внешней границе 5 - мильной прибрежной полосы, прилегающей) северной части о. Беринга.
Согласно п. 1.2 Положения о заповеднике, государственный природный заповедник «Командорский» является природоохранным, научно-исследовательским и эколого - просветительским учреждением федерального значения, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем островов Командорского архипелага. Государственный природный заповедник «Командорский» входит в международную систему биосферных резерватов ЮНЕСКО и в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» имеет статус государственного природного биосферного заповедника.
В соответствии с подп. 11 п. 6.1 и п. 6.7 Положения о федеральном государственном учреждении «Государственный природный биосферный заповедник «Командорский», в их взаимосвязи, пребывание на территории заповедника посторонних лиц возможно только при наличии разрешений Минприроды России или администрации заповедника, при этом проход и проезд (нахождение) морских и иных плавсредств, автомототранспорта возможен только по дорогам и водным путям общего пользования.
Согласно информации, полученной на официальном сайте http://komandorsky.ru/ ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Командорский» имени Маракова С.В.», пребывание на территориях государственных природных заповедников лиц, не являющихся работниками этих заповедников или должностными лицами Минприроды России, допускается только при наличии разрешения. Для посещения зоны хозяйственного использования в северной части острова Беринга (Северное и Северо-Западное лежбище морских млекопитающих, озеро Саранное, село Никольское, бухты Подутесная и Старая Гавань) не требуется разрешение или согласование заповедника. Для посещения буферной зоны, заповедной зоны или охраняемой акватории государственного природного биосферного заповедника «Командорский» необходимо получение разрешения.
Как следует из сообщения и.о. директора ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Командорский», внешняя граница входящей в заповедник морской акватории проходит на расстоянии 30 миль от береговой линии Командорского архипелага. Внутренняя граница проходит по береговой линии Командорский островов и по внешней границе 5-мильной прибрежной полосы, прилегающей к северной части острова Беринга. Хозяйственная 5-мильная зона находится внутри охраняемой акватории и для попадания в нее необходимо пересечь охраняемую 30-мильную акваторию. Судно «<данные изъяты>» находилось в охраняемой 30-мильной акватории заповедника 10 сентября 2017 года с 06 часов 30 минут до 07 часов 20 минут в координатах Ш -55.4396 N, Д- 165,0322 Е. Внешняя граница 30-мильной охраняемой акватории заповедника удалена на 25 миль от примыкающей к северной части остова Беринга 5-мильной морской зоне хозяйственного использования и на ее посещение требуется разрешение. 5-мильная морская зона хозяйственного использования заканчивается на удалении 5 миль от береговой линии Судно «<данные изъяты>» не находилось в 5-мильной хозяйственной зоне. При этом, чтобы попасть в зону разрешенного хозяйственного использования требуется пересечь 30-мильную охраняемую акваторию, для чего необходимо разрешение.
Таким образом, ОАО «Дальморнефтегеофизика», выполняя научно-исследовательскую работу в соответствии с государственным заказом на судне «<данные изъяты>» обязано было получить разрешение на заход судна в 30-ти мильную особо охраняемую морскую акваторию ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Командорский».
Ссылки законного представителя юридического лица о том, что судно «<данные изъяты>» зашло в 30-ти мильную особо охраняемую акваторию ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Командорский» с целью недопущения наезда на сейсмический кабель и повреждения забортного оборудования, то есть действовало в состоянии крайней необходимости, судом признаются несостоятельными.
Информация с официального сайта заповедника http://komandorsky.ru/ содержит сведения о порядке получения разрешений для судов осуществляющих перевозки грузов или транзитный проход через акваторию заповедника, а также порядке оформления документов для ведения деятельности для лиц выполняющих, на территории заповедника научно-исследовательские или научно-технические работы, фото- и видео-съемку или иные работы.
Разрешение на посещение акватории заповедника выдается юридическому лицу – владельцу или арендатору судна на основании письменной заявки на посещение акватории государственного заповедника «Командорский» установленной формы.
Исключение составляют обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор). В подобных случаях капитан судна, его владелец или арендатор имеют право подать заявку на посещение акватории любым доступным способом (в т.ч. посредством телеграфа, радио и телефонной связи).
Заявка на посещение акватории заповедника подается заблаговременно, дирекция заповедника вправе рассматривать заявку в течение трех рабочих дней с момента ее получения. Сканированная копия разрешения направляется контактному лицу, указанному в заявке. При необходимости подлинник разрешения можно получить в Отделе охраны заповедника.
В разрешении на посещение акватории заповедника указывается владелец (арендатор) судна, страна-флаг, порт приписки, фамилия и.о. капитана судна, количество членов экипажа и пассажиров. Указываются цель и сроки посещения, разрешенные для пребывания участки акватории. Разрешение заверяется печатью отдела охраны заповедной территории и подписью главного государственного инспектора/его заместителя по охране территории, или лицом, исполняющим обязанности вышеуказанных должностных лиц.
Оригинал разрешения или его копия, заверенная печатью капитана судна, должна находиться на борту с момента посещения акватории заповедника до окончания рейса. Бланк разрешения является документом строгой отчетности, имеет учетные серию и номер, которые указываются на бланке разрешения.
Выдаваемое в целях осуществления транспортных операций разрешение, не предусматривает посещение буферной зоны территории заповедника. Разрешение на посещение акватории заповедника с целью осуществления транспортных операций выдаётся бесплатно.
Также на сайте указано, что перечисленные на нем правила являются не просьбами или рекомендациями, а обязательными для исполнения нормами, нарушение которых ведет к административной и уголовной ответственности.
Следовательно, для судов, осуществляющих транзитный проход через акваторию заповедника, а также для судов, осуществляющих транзитный проход через акваторию заповедника, связанный с форс-мажорными обстоятельствами, которыми в данном случае является предотвращение аварийной ситуации, требуется получение разрешения.
При этом сведений о запросе разрешения на транзитный проход через акваторию заповедника, связанный с форс-мажорными обстоятельствами, капитаном судна и администрацией Общества любым доступным способом, не направлялось, доказательств такого запроса материалы дела не содержат и суду представлено не было.
Таким образом, предотвращение аварийной ситуации путем прохождения в акватории заповедника не свидетельствуют об отсутствии в действиях ОАО «Дальморнефтегеофизика» состава вменяемого ему административного правонарушения, поскольку Общество, при выполнении сейсморазведочных работ, часть из которых проходит в непосредственной близости от акватории государственного заповедника «Командорский», и с учетом характера выполняемых работ, технических возможностей судна, должно было предвидеть о возможности возникновения форс-мажорных обстоятельств, а следовательно, обязано было предвидеть возможность возникновения негативных последствий для Общества, в связи с чем, могло и обязано было проинформировать (проинструктировать) капитана судна о правилах прохода акватории государственного заповедника «Командорский». В связи с чем, остальные доводы в этой части также признаются судом несостоятельными.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление.
Изложенными доказательствами подтверждается, что на момент совершения административного правонарушения ОАО «Дальморнефтегеофизика» обладало всеми организационно-распорядительными функциями по отношению к деятельности судна «<данные изъяты>» и экипажу, имело все необходимые полномочия и возможности для соблюдения российского законодательства в области охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников. Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению возложенных обязанностей по соблюдению действующего законодательства, при рассмотрении дела не установлено, следовательно, Общество имело правовую и реальную возможность соблюдения действующего законодательства, но не предприняло к этому соответствующих мер.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.2, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.
В силу части 3 статьи 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, адрес места нахождения ОАО «Дальморнефтегеофизика»: <адрес>.
Вся корреспонденция юридическому лицу подлежит направлению по месту его нахождения.
Из материалов дела следует, что составление протокола об административном правонарушении в отношении Общества было назначено на 15 декабря 2017 года, о чем в адрес ОАО «Дальморнефтегеофизика» по месту его государственной регистрации было направлено письменное уведомление, что подтверждается копией почтовой квитанции. Согласно отслеживанию почтовых отправлений с сайта ФГУП «Почта России», уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении получено юридическим лицом 06 декабря 2017 года, что позволяет сделать вывод о надлежащем и заблаговременном уведомлении лица о дате составления протокола об административном правонарушении.
Законный представитель или защитник Общества на составление протокола об административном правонарушении не прибыли, данный процессуальный документ был составлен в их отсутствие 15 декабря 2017 года.
Копия протокола об административном правонарушении вместе с копией определения о передаче дела на рассмотрение в суд направлены в адрес Общества почтой, что также подтверждается почтовой квитанцией. На официальном сайте ФГУП «Почта России» отсутствует информация о получении либо неполучении юридическим лицом данных процессуальных документов.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что несмотря на то, что протокол об административном правонарушении по ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ОАО «Дальморнефтегеофизика» был составлен в отсутствие лица, до его составления юридическое лицо реализовало свои права давать объяснения и замечания путем представления письменного мнения, что подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельства, учитывая, что административным органом выполнены требования ч.ч. 4, 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в части надлежащего извещения Общества о дате и времени составления протокола об административном правонарушении и направлении его копии в установленный законом срок, а лицом реализовано право давать объяснения и возражения на протокол об административном правонарушении, оснований полагать нарушенным право ОАО «Дальморнефтегеофизика» в неполучении копии протокола об административном правонарушении не находит.
Доводы о возможности признания правонарушения малозначительным, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Понятие малозначительности административного правонарушения является оценочной категорией и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела.
Положениями указанной нормы настоящего Кодекса не закреплены какие-либо оговорки или исключения о запрете ее применения к определенным составам административных правонарушений, что позволяет ее применение на все составы административных правонарушениях и освобождение лица от ответственности при малозначительности совершенного правонарушения, учитывая конкретные обстоятельства деяния, виновность лица, характер и размер причиненного ущерба и иных обстоятельств, имеющих значение для правильного принятия решения по делу (ст.ст. 24.1,26.1 КоАП РФ).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума № 5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу закона, при исследовании вопроса о малозначительности административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, следует выяснять, в какой мере совершенные противоправные действия (бездействие) влияют на нарушение правил охраны особо охраняемой территории государственного заповедника.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что судно «<данные изъяты>» находилось и осуществляло транзитный проход в 30 мильной особо охраняемой морской акватории ФГБУ «Командорский заповедник», при этом капитан судна при возникновении форс-мажорных обстоятельств, не позаботился о получении разрешения на транзитный проход, что указывает на пренебрежительное отношение ОАО «Дальморнефтегеофизика» к соблюдению действующего законодательства, устанавливающего порядок нахождения на особо охраняемых территориях государственных заповедников, в связи с чем, даже при отсутствии тяжких последствий правонарушения, прекращение дела по основаниям малозначительности является нецелесообразной мерой, и не будет способствовать обеспечению реализации задач административной ответственности, а также предупреждению совершения новых правонарушений.
В силу ст. 61, п. 1 ст. 67, ст. 71 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу. Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами. Капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца.
Изложенными доказательствами подтверждается, что на момент совершения административного правонарушения ОАО «Дальморнефтегеофизика» обладало всеми организационно-распорядительными функциями по отношению к деятельности судна «<данные изъяты>» и экипажу, имело все необходимые полномочия и возможности для соблюдения законодательства в области охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников. Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению возложенных обязанностей по соблюдению действующего законодательства, при рассмотрении дела не установлено, следовательно, Общество имело правовую и реальную возможность соблюдения действующего законодательства, но не предприняло к этому соответствующих мер.
Обстоятельств исключающих производство по делу, не установлено.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность ОАО «Дальморнефтегеофизика» согласно ст.4.2 КоАП РФ суд признает совершение правонарушения впервые, признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, не установлено.
При решении вопроса о назначении наказания ОАО «Дальморнефтегеофизика» суд учитывает характер совершенного впервые административного правонарушения, обстоятельства данного дела, совокупность представленных в материалы дела доказательств, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, в связи с чем полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.39 КоАП РФ, без конфискации судна «<данные изъяты>».
Оснований для применения положений ст.4.1.1, ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо – Открытое акционерное общество «Дальморнефтегеофизика» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей без конфискации судна «<данные изъяты>».
Разъяснить ОАО «Дальморнефтегеофизика», что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ, согласно которой при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные законом сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.
Реквизиты на оплату штрафа:
ИНН: <***>, КПП: 410101001, Наименование получателя: УФК по Камчатскому краю (Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю).
Реквизиты счета получателя: 40101810100000010001
Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю
БИК: 043002001 ОКТМО: 30601401, КБК 04811625020016000140.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти суток, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья подпись С.С. Бондаренко
Копия верна Судья С.С. Бондаренко