Дело № 5- 7
Полный текст изготовлен
21.01.2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 января 2016 года <...>
Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Макарова И.С., рассмотрев административный материал в отношении должностного лица – <данные изъяты><данные изъяты>» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина РФ, уроженца <адрес>, проживающего и зарегистрированного в <адрес>
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Пограничным управлением ФСБ России по западному арктическому району в суд представлен материал об административном правонарушении в отношении должностного лица <данные изъяты><данные изъяты>» ФИО1 для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судно <данные изъяты>» под управлением ФИО1 осуществляло добычу креветки северной в исключительной экономической зоне Российской Федерации (<данные изъяты> РФ) Северного Ледовитого океана (за пределами Баренцева моря) по разрешению на добычу водных биологических ресурсов (далее - ВБР) №, в ИЭЗ РФ в Северном Ледовитом океане, то есть за пределами указанного в разрешении района добычи, чем допустил нарушение требований пункта 14.1 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ№.
В судебном заседании ФИО1, вину в совершении инкриминируемого правонарушения не признал, суду пояснил, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
Защитник Исаков А.И. с инкриминируемым правонарушением не согласился, просил производство по делу прекратить. Суду пояснил, что единственным «документальным подтверждением», совершения ЗАО «<данные изъяты> и его должностным лицом <данные изъяты><данные изъяты>» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, является письмо ББТУ от ДД.ММ.ГГГГ№, которое является структурным (территориальным) подразделением Федерального агентство по рыболовству.
Вместе с тем, разъяснения изложенные в письме Росрыболовства № от ДД.ММ.ГГГГ, являются безусловным документальным подтверждением отсутствия в действиях юридического лица - ЗАО «<данные изъяты>» события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ и как следствие, послужили основанием для вынесения Пограничным управлением постановления о прекращения дела об административном правонарушении в отношении юридического лица. Более того, отсутствие в действиях юридического лица - ЗАО «<данные изъяты> события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, свидетельствует и об отсутствие события административного правонарушения, в действиях должностного лица.
Защитник Большаков А.Н. просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Представитель административного органа ФИО2 суду пояснила, что в рамках административного расследования в отношении юридического лица ЗАО <данные изъяты>» на запрос Пограничного управления получен ответ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому ЗАО <данные изъяты> с использованием судна <данные изъяты>» на основании находящегося на судне разрешения имело право на добычу (вылов) креветки северной в исключительной экономической зоне Российской Федерации в районе (зоне) добычи (вылова) водных биоресурсов «Баренцево море», в том числе в Северном Ледовитом океане за пределами Баренцева моря. Производство по делу в отношении юридического лица прекращено, просила учесть наличие данных сведений.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.11.2010 № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства, необходимо учитывать, что отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) регулируются, в том числе Федеральными законами: от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
В силу статьи 6 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» действие законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов распространяется на внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, а также на территориальное море Российской Федерации, континентальный шельф Российской Федерации и исключительную экономическую зону Российской Федерации.
В силу статьи 43.1. Федерального закона N 166-ФЗ Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
В Баренцевом море действуют Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 30 октября 2014 г. N 414, которые регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Северного рыбохозяйственного бассейна, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Правила).
Пункт 14.1 Правил, запрещает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов (за исключением добычи (вылова) разрешенного прилова), а также без распределенных квот добычи (вылова) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов.
Административным органом должностному лицу <данные изъяты><данные изъяты>» ФИО1 вменяется несоблюдение требований, содержащихся в разрешении №, а именно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществил добычу креветки северной в Северном Ледовитом океане без разрешения на добычу и без выделенной квоты на добычу ( вылов) в данном районе, т.е. нарушенил п. 14.1 Правил, то есть совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, однако с указанным согласиться нельзя.
Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судно <данные изъяты>» (судовладелец и пользователь ЗАО «М-Ф») под управлением ФИО1 осуществляло добычу креветки северной в исключительной экономической зоне Российской Федерации (далее - ИЭЗ РФ) Северного Ледовитого океана (за пределами Баренцева моря) по разрешению на добычу водных биологических ресурсов (далее - ВБР) №, район действия которого распространялся на ИЭЗ РФ в Баренцевом море.
В разрешении на добычу (вылов) ВБР № район ведения промысла указан как ИЭЗ РФ в Баренцевом море.
Всего судном в ИЭЗ РФ в Северном Ледовитом океане выполнено 97 промысловых операций, в результате которых добыто (выловлено)124343 кг креветки северной.
Согласно письму Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства (далее - ББТУ) от ДД.ММ.ГГГГ№, при наличии разрешения на добычу ВБР в ИЭЗ РФ в Баренцевом море пользователь вправе осуществлять добычу (вылов) ВБР в пределах Баренцева моря, границы которого определены в международном издании «Границы океанов и морей», <данные изъяты> разработанном Международным географическим бюро.
Таким образом, Баренцево море определено как географический объект.
В рамках административного расследования ЗАО «Мурман-Ф» представлено письмо Федерального агентства по рыболовству (далее - ФАР) от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором указано, что в разрешение на добычу (вылов) ВБР в ИЭЗ РФ в Баренцевом море не требуется внесение изменений в части района осуществления промысла, при намерении пользователя осуществлять добычу (вылов) ВБР в ИЭЗ РФ Северного Ледовитого океана за пределами Баренцева моря.
ДД.ММ.ГГГГ в ФАР направлен запрос о предоставлении сведений, касающихся разъяснения следующих вопросов:
имело ли право ЗАО «<данные изъяты>» осуществлять добычу (вылов) ВБР в ИЭЗ РФ в Северном Ледовитом океане за пределами Баренцева моря по разрешению на добычу (вылов) №, в котором район промысла указан как ИЭЗ РФ в Баренцевом море, какие правовые акты регулируют деятельность по добыче (вылову) ВБР в ИЭЗ РФ в Северном Ледовитом океане за пределами границ Баренцева моря.
В соответствии с письмом ФАР от ДД.ММ.ГГГГ№, регулирование добычи (вылова) водных биоресурсов в находящихся под суверенитетом и юрисдикцией Российской Федерации морских районах осуществляется применительно к районам, установленным приказом Минрыбхоза СССР от 9 сентября 1980 г. № 408 «О разграничении Мирового океана на промысловые районы в новых условиях ведения промысла» (далее - Приказ).
В ряде случаев промысловым районам Приказом присвоены наименования, совпадающие с географическими названиями водоемов (морей). При этом границы промысловых районов не определяются границами географических водоемов и зачастую не совпадают с ними.
Приказом установлены границы района (зоны) добычи (вылова) водных биоресурсов, получившего наименование «Баренцево море», включающего в себя как значительную часть водоема Баренцево море, так и Северного Ледовитого океана к северу от него до географического Северного полюса.
Применительно к промысловым районам (подрайонам, зонам, подзонам) в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов устанавливается общий допустимый улов водных биоресурсов или определяются рекомендованные объемы добычи (вылова) водных биоресурсов.
Учитывая, что креветка северная в промысловой зоне «Баренцево море» в пределах находящихся под суверенитетом и юрисдикцией Российской Федерации морских районов отнесена к видам водных биоресурсов, для которых общий допустимый улов не устанавливается, в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов и письмом Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ№ «О направлении рекомендованных объемов добычи (вылова) водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается» ББТУ с ЗАО «<данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ был заключен Договор № пользования водными биоресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, на основании которого ЗАО «<данные изъяты> приобрело право на добычу (вылов) креветки северной в объеме <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в зоне (районе добычи (вылова)) № «Баренцево море» (далее - договор).
На основании договора и в соответствии с представленным ЗАО <данные изъяты>» в ББТУ заявлением в отношении судна <данные изъяты>» было выдано разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов №, удостоверяющее право ЗАО «<данные изъяты> на добычу (вылов) креветки северной в объеме <данные изъяты> в районе «Баренцево море» (в Баренцевом море) в пределах находящейся под юрисдикцией Российской Федерации исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Таким образом, должностное лицо – капитан ФИО1 с использованием судна <данные изъяты>» на основании находящегося на судне разрешения в период рейса имел право на добычу (вылов) креветки северной в объеме <данные изъяты> с применением трала донного в исключительной экономической зоне Российской Федерации в районе (зоне) добычи (вылова) водных биоресурсов «Баренцево море», в том числе в Северном Ледовитом океане за пределами Баренцева моря.
Согласно ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Привлечение к административной ответственности выражается в установление всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определении меры юридической ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 8.17 ч.2, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица <данные изъяты> ФИО1 прекратить, силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня вручения (получения) копии постановления.
Судья И.С. Макарова