ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-701/15 от 03.12.2015 Боровичского районного суда (Новгородская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Боровичи Новгородской области 3 декабря 2015 года

Судья Боровичского районного суда Новгородской области Киселев И.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, в отношении закрытого акционерного общества «Боровичи-мебель», ИНН <данные изъяты>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

установил:

16 октября 2015 года заместителем Новгородского межрайонного природоохранного прокурора возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ в отношении ЗАО «Боровичи-мебель».

Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, в период с 01 октября 2015 года по 16 октября 2015 года Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка природоохранного законодательства в деятельности ЗАО «Боровичи-мебель» по адресу: <...>.

В ходе проверки установлено, что для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод Обществом используется водный объект – р. Мста на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование рег. № 53-01.04.02.002-Р-РСБХ-С-2015-00749/00 от 10 сентября 2015 года.

В соответствии с п.п. 2.3.6., 2.3.20 Решения использование водного объекта может производиться водопользователем для выполнения им, в том числе, следующих условий: ведении в установленном порядке учета объема сброса сточных вод, их качества в соответствии с приказом Минприроды России от 08 июля 2009 года № 205; представлении в департамент природных ресурсов и экологии Новгородской области схемы систем водопотребления и водоотведения, согласованной с отделом водных ресурсов по Новгородской области Невско-Ладожского БВУ в соответствии с приказом Минприроды России от 08 июля 2009 года № 205, в срок до 10 октября 2015 года.

В ходе проверки Новгородской межрайонной природоохранной прокуратуры установлено, что по состоянию на 16 октября 2015 года условия пользования водным объектом Обществом не выполнены, не установлены средства измерения объема сброса сточных вод на выпуске в р. Мста, расположенном по адресу: Новгородская область г. Боровичи, географические координаты выпуска 58?23&apos;35" с.ш., 33?53&apos;30" в.д., схема систем водопотребления и водоотведения, согласованная в отделе водных ресурсов по Новгородской области Невско-Ладожского БВУ, в Департамент природных ресурсов и экологии Новгородской области не представлена.

Определением заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Новгородской области от 22 октября 2015 года материалы дела об административном правонарушении в отношении ЗАО «Боровичи-мебель» переданы в Боровичский районный суд Новгородской области для рассмотрения.

В судебном заседании защитник ЗАО «Боровичи-мебель» по доверенности ФИО1 пояснил, что общество не признает свою вину в совершении инкриминируемого правонарушения, поскольку существом правонарушения, как следует из постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, является нарушение п.2.3.6 и 2.3.20 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 10.09.2015г. ЗАО «Боровичи-мебель» не оспаривает установленной законом обязанности вести учет забора и сброса воды в водный объект – р.Мста. п.2.3.6 Решения обязывает водопользователя вести учет объема сточных вод в соответствии с Приказом Минприроды РФ № 205 от 08.07.2009г., которым установлен Порядок ведения водопользователями учета забора и сброса воды, по программе, согласованной с контролирующим территориальным органом, а также предоставлять результаты такого учета в контролирующий орган. Пункт 6 указанного Порядка предусматривает обязанность водопользователя вести учет объемом забора и сброса воды с использованием средств измерений. Юридическое лицо подтверждает, что указанные средства измерения отсутствуют. Однако в соответствии с п.9 указанного Порядка водопользователь вправе при отсутствии технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных вод) определять исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов. Общество ежеквартально производит расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе и а сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также производит уплату соответствующих платежей за указанные сбросы в водные объекты, что подтверждается представленными копиями указанных расчетов и платежных поручений. То есть, ЗАО «Боровичи-мебель» использует расчетный метод. Согласно п.2.3.11 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 10.09.2015г., объем сброса поверхностных сточных вод не лимитируется. В соответствии с приложением 5.2 к указанному Решению, учет количества сбрасываемых поверхностных сточных вод ведется расчетным методом. 23 декабря 2014г. комиссией работников предприятия был составлен акт № 12, согласно которому предприятие не имеет технической возможности установить узел учета расхода ливневых сточных вод и просит согласовать расчетный метод учета расхода ливневых сточных вод, поскольку ливневая канализация протекает самотеком на глубине более 3 метров и нет возможности поддержания положительных температур в течение всего года для обеспечения бесперебойной работы расходомера. Проблема также еще заключается в том, что транзитом через территорию предприятия в р.Мста идут сточные воды с вышерасположенной территории, относящейся к муниципальной собственности, и Администрация Боровичского муниципального района несмотря на все обращения не предпринимает никаких мер для того, чтобы разграничить объем данных сточных вод, поскольку в случае установления средств измерения плату за эти сбросы также должно будет оплачивать предприятие. Материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств, представленных прокурором, опровергающих доводы общества об отсутствии технической возможности для установления приборов измерения. Пункт 2.3.20 Решения о предоставлении водного объекта обязывает водопользователя предоставить в департамент природных ресурсов и экологии Новгородской области в срок до 10 октября 2015г. копию схемы систем водопотребления и водоотведения, согласованную с контролирующим органом. Таким образом, данным решением в этой части был установлен срок всего в один месяц – с 10 сентября до 10 октября 2015г. На момент начала прокурорской проверки установленный срок до 10 октября 2015г. еще не истек. Общество приняло все меры для исполнения данной обязанности, соответствующая схема была составлена и письмом № 275 от 24 сентября 2015г. направлена в отдел водных ресурсов по Новгородской области Невско-Ладожского БВУ для согласования, куда поступило 01 октября 2015г. Однако письмом от 14 октября 2015г. № Р9-37-982 данный контролирующий орган отказал в согласовании схемы и возвратил ее на доработку. Об этом отказе в согласовании схемы обществу стало известно уже после окончания проверки. После устранения недостатков указанная схема направлена на согласование. В связи с этим общество объективно не имело возможности в установленный срок до 10 октября 2015г. представить согласованную схему. До выдачи разрешения от 10.09.2015г. общество осуществляло водопользование на основании ранее выданного аналогичного разрешения, при этом также осуществляло определение объема сбрасываемых вод расчетным методом, производило расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в таком же порядке, все контролирующие органы это устраивало. Также в предыдущем решении была согласована схема систем водопотребления и водоотведения, которая не изменилась.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Новгородской области в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом, сведений о причинах неявки и позиции по делу не представили.

Ст. помощник Боровичского межрайонного прокурора Бантеева В.В., действующая на основании поручения и.о. Новгородского межрайонного природоохранного прокурора, в судебном заседании пояснила, что поводом к проведению данной проверки явилось письмо Невско-Ладожского БВУ, на момент проведения проверки согласование с Отделом водных ресурсов по Новгородской области Невско-Ладожского БВУ в отношении забора и сброса сточных вод расчетным методом ЗАО «Боровичи-Мебель» не представило, в связи с чем в его действиях имеется состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.

Выслушав участников, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Как следует из ч. 1 ст. 9 ВК РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.п. 2 ч. 2 ст. 11 ВК РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 22 ВК РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать: сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса.

Как следует из п.п. 1, 2, 5 ч. 2 ст. 39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде (п. 1); содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения (п. 2); вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (п. 5).

Приказом Минприроды России от 08 июля 2009 года № 205 утвержден «Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества».

Согласно п. 4 Порядка, для организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества водопользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения, предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям.

Схема систем водопотребления и водоотведения (далее - Схема) подлежит согласованию территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 15-дневный срок.

В соответствии с п. 6 Порядка, измерение объемов забора (изъятия) воды или сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды. Средствами измерения оснащаются также узлы передачи воды в системы оборотного водоснабжения, повторного использования сточных вод, передачи (приема) воды потребителям.

Согласно п.9 Порядка следует, что по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов (формы 1.5 - 1.6 приложения к Порядку).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 16 октября 2015 года в ходе прокурорской проверки в действиях ЗАО «Боровичи-мебель» установлен факт отсутствии средств измерения объема сброса сточных вод на выпуске в р. Мста, расположенном по адресу: Новгородская область г. Боровичи, географические координаты выпуска 58?23&apos;35" с.ш., 33?53&apos;30" в.д., а также не предоставления схемы систем водопотребления и водоотведения, согласованной в отделе водных ресурсов по Новгородской области Невско-Ладожского БВУ, в Департамент природных ресурсов и экологии Новгородской области, что прокурором квалифицировано как несоблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды при осуществлении ЗАО «Боровичи-мебель» своей хозяйственной деятельности по адресу: <...>.

Установлено, что для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод, ЗАО «Боровичи-мебель» используется водный объект – р. Мста на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование рег. №53-01.04.02.002-Р-РСБХ-С-2015-00749/00 от 10 сентября 2015 года (л.д.32-43).

Нарушение Обществом пп. 2.3.6 и 2.3.20 указанного Разрешения о предоставлении водного объекта в пользование прокурором квалифицировано как нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды, и при сбросе сточных вод в водные объекты, в связи с чем 16 октября 2015г. возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст,8.14 КоАП РФ.

В соответствии с п.п. 2.3.6, 2.3.20 Решения использование водного объекта может производиться водопользователем при выполнении им, в том числе, следующих условий: ведения в установленном порядке учета объема сброса сточных вод, их качества в соответствии с приказом Минприроды России от 08 июля 2009 года № 205; представления в департамент природных ресурсов и экологии Новгородской области копии схемы систем водопотребления и водоотведения, согласованной с отделом водных ресурсов по Новгородской области Невско-Ладожского БВУ в соответствии с приказом Минприроды России от 08 июля 2009 года № 205, в срок до 10 октября 2015 года.

Как указано выше, Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденный Приказом Минприроды России от 08 июля 2009 года № 205, предусматривает два варианта учета водопользователем объема сброса сточных вод.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства, бесспорно опровергающие доводы ЗАО «Боровичи-мебель», изложенные, в том числе, и в акте № 12 от 23.12.2014г., об отсутствии технической возможности установки средств измерений для определения объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод.

В связи с этим доводы юридического лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, о том, что общество вправе осуществлять учет объема сброса сточных вод в соответствии с п.9 указанного Порядка, то есть расчетным методом без приборов учета, в установленном законом порядке не опровергнуты.

Как следует из представленных обществом документов, ЗАО «Боровичи-мебель» ежеквартально производит расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, предоставляет такой расчет в территориальный орган Росприроднадзора и производит соответствующую оплату, в том числе и за третий квартал 2015г.

Как следует из письма ЗАО «Боровичи-мебель» № 275 от 24 сентября 2015 года, во исполнение п.2.3.20 Решения о предоставлении водного объекта, обществом своевременно, в срок до 10 октября 2015г., для согласования была направлена схема системы водопотребления и водоотведения, данное письмо получено контролирующим органом 1 октября 2015г., однако данная схема была возвращена письмом от 14 октября 2015г. на доработку без согласования.

В связи с этим общество объективно не имело возможности в установленный срок до 10 октября 2015г. предоставить в департамент природных ресурсов и экологии Новгородской области копию схемы систем водопотребления и водоотведения, согласованную с отделом водных ресурсов по Новгородской области Невско-Ладожского БВУ.

При этом согласно п.2.3.11 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 10.09.2015г., объем сброса поверхностных сточных вод не лимитируется. В соответствии с приложением 5.2 к указанному Решению, учет количества сбрасываемых поверхностных сточных вод ведется расчетным методом.

Также необходимо учесть соразмерность установленного в Решении о предоставлении водного объекта в пользование от 10.09.2015г. месячного срока для выполнения требований, установленных в указанном решении, для того, чтобы установить, имелась ли у ЗАО «Боровичи-Мебель» возможность для соблюдения правил и норм, и были ли данным юридическим лицом приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ходе производства по делу об административном правонарушении представителем общества были даны объяснения о том, что договор на установку счетчиков находится на согласовании, а также что схема системы водопотребления и водоотведения находится на согласовании с отделом водных ресурсов по Новгородской области Невско-Ладожского БВУ (л.д.10).

Также на имя заместителя Новгородского природоохранного прокурора было направлено письмо № 278 от 30.09.2015г., из которого следует, что обществом приняты меры к установлению приборов учета для определения объема сточных вод, ведутся работы по составлению договора и согласованию стоимости работ с приложением подтверждающих документов. (л.д.29-31).

Из указанного следует, что обществом требования Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 10.09.2015г. не были проигнорированы, а были предприняты меры, направленные на исполнение данных требований.

Установленный месячный срок является явно несоразмерным для исполнения предусмотренных в решении о предоставлении водного объекта в пользование требований.

В связи с этим в действиях ЗАО «Боровичи-мебель» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, что в соответствии с п. 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, п.2 ч.1 ст.29.9, ст.29.10, Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

постановил:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, в отношении закрытого акционерного общества «БОРОВИЧИ-МЕБЕЛЬ» в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в 10-дневный срок со дня получения копии постановления.

Судья: И.А. Киселев