Дело № 5-702/2019
УИД 35RS0010-01-2019-006882-18
Резолютивная часть оглашена 27.06.2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Вологда 28 июня 2019 года
Судья Вологодского городского суда Вологодской области Зайцева М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11 имени кавалера Ордена мужества подполковника ФИО9» (далее МОУ «СОШ№11») <адрес>
установил:
На основании приказа Департамента образования области от 18 марта 2019 года №348-ПП, изданного начальником Департамента образования области ФИО15, была проведена плановая выездная проверка в отношении Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11 имени кавалера Ордена мужества подполковника ФИО9», расположенного по адресу: <адрес> Место фактического осуществления образовательной деятельности: <адрес>
В ходе проверки выявлено следующее. В нарушение требований подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года № 966 (далее - Положение о лицензировании), требований приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее - ФГОС ООО) не обеспечена непрерывность профессионального развития работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу среднего общего образования и основную образовательную программу основного общего образования, а именно: не обеспечено освоение дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года учителем математики ФИО1, учителем музыки ФИО2, учителем химии ФИО3, учителями ОБЖ ФИО4, ФИО5; учителем технологии ФИО6, учителем физической культуры ФИО7, учителем истории ФИО8
В нарушение требований подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании в образовательной организации материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по физической культуре и ОБЖ не соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов: на спортивной площадке отсутствует какое-либо оборудование, сооружения, ворота, элементы полосы препятствий, асфальтированная дорожка.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 07 мая 2019 года, который послужил основанием для возбуждения в отношении МОУ «СОШ№11» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании законный представитель – директор МОУ «СОШ№11» ФИО10 и защитник юридического лица ФИО11 факт совершения МОУ «СОШ№11» правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, оспаривали, представили возражения на протокол об административном правонарушении.
Представитель Департамента образования Вологодской области по доверенности ФИО12 полагала факт совершения правонарушения доказанным.
Судья, заслушав ФИО10, ФИО11, ФИО12, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Согласно ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность является лицензируемой.
Лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются в том числе:
б) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами;
д) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;
При этом согласно п.9 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся, нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Федеральные стандарты - это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и направлению подготовки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, включающие в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям (пункт 6 статьи 2, часть 3 статьи 11 Закона об образовании).
Федеральные стандарты дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, от 6 октября 2009 г. N 373, от 17 декабря 2010 г. N 1897, от 17 мая 2012 г. N 413 соответственно, содержат требования к условиям реализации основной образовательной программы, которые состоят из требований к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым и иным условиям (III раздел федерального стандарта дошкольного образования и IV раздел федеральных стандартов остальных уровней образования).
Названный федеральный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897, предусматривает требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы, которые включают в себя:
укомплектованность организации, осуществляющей образовательную деятельность педагогическими, руководящими и иными работниками;
уровень квалификации педагогических и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;
непрерывность профессионального развития педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующего образовательную программу основного общего образования.
Уровень квалификации работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального организации, осуществляющей образовательную деятельность - также квалификационной категории.
Непрерывность профессионального развития работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу основного общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность, дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Согласно п. 1 Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования. Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения основной образовательной программы;
к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;
к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы.
Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды как совокупности условий, в том числе, гарантирующих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья и социального благополучия обучающихся;
Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к предметным, метапредметным и личностным результатам освоения основной образовательной программы; возможность физического развития, систематических занятий физической культурой и спортом, участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях; соблюдения требований к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования, используемого в общеобразовательных организациях;
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по реализации основной образовательной программе, должно обеспечить необходимые для осуществления образовательной, (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также одаренных детей), административной и хозяйственной деятельности, в том числе, актовые, спортивные и хореографические залы, спортивные сооружения (комплексы, залы, бассейны, стадионы, спортивные площадки, тиры, оснащенные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем), автогородки;
Данные требования содержатся и в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897.
Примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных организаций разработаны Министерством образования и науки Российской Федерации в письме от 16 мая 2012 г. N МД-520/19.
В основе структуры перечня - виды спорта, которые определены, исходя из примерной программы по физической культуре, разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089; примерных программ по физической культуре для 1 - 4 и 5 - 9 классов, разработанных в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373, и Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897.
Вина МОУ «СОШ№11» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ подтверждается материалами дела в их совокупности: приказом о проведении плановой выездной проверки от <данные изъяты>, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, лицензией на осуществление образовательной деятельности от <данные изъяты>, а также иными материалами дела.
По мнению суда, имеющиеся в деле доказательства, отвечают требованиям действующего законодательства и подтверждают факт грубого нарушения МОУ «СОШ№11» требований лицензионного законодательства, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Оснований для переквалификации действий Учреждения на ч.1 ст. 19.30 КоАП РФ не имеется, поскольку выявленное правонарушение выразилось в нарушении вышеуказанных требований федеральных государственных образовательных стандартов, что свидетельствует о грубом нарушении требований и условий, предусмотренных лицензией.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, подтверждающие, что МОУ «СОШ№11» предприняло все зависящие от него необходимые, достаточные и исчерпывающие меры для того, чтобы осуществлять образовательную деятельность в полном соответствии с законом в деле отсутствуют.
Довод защитника о том, что Учреждением не допущено грубого нарушения лицензионных требований, так как не повлекло возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан и т.п., судом отклоняется, как основанный на ошибочном толковании норм права. Как указано выше п.9 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность МОУ «СОШ№11», судом не установлено.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение МОУ «СОШ №11», то обстоятельство, что Учреждение приняло меры по устранению допущенных нарушений, а также то, что на момент проверки Учреждения у учителя математики ФИО1 имелось свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации от 02.11.2018 и назначает наказание в виде административного штрафа, при этом полагает возможным применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить Учреждению штраф в размере ниже низшего предела, установленного санкцией ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
постановил:
Признать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11 имени кавалера Ордена мужества подполковника ФИО9» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 стать 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 75 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья М.В. Зайцева.