ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-704/18 от 20.11.2018 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 5-704/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Пенза 20 ноября 2018 года

Судья Ленинского районного суда г. Пензы Макарычева Н.В.,

с участием представителей ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого» ФИО3, ФИО5,

заместителя главного государственного инспектора г. Пензы по пожарному надзору ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении

ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого», ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 583601001, расположенного по адресу: <...>,

привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Согласно протоколу об административном правонарушении Номер от 30 августа 2018 года юридическое лицо ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого» повторно не выполнило в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, от 19 сентября 2017 года Номер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, срок исполнения которого истек 15 августа 2018 года, вынесенное в соответствии с ФЗ от Дата № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а именно 30 августа 2018 года в 12 часов 00 минут в г. Пензе по адресу: <...> ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого» не выполнило в установленный срок пункты №Номер предписания Номер от 19 сентября 2017 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности: а) Пункт Номер : на первом и втором этажах здания, имеющиеся эвакуационные выходы расположены не рассредоточено. (Основание: п. 4.2.4 свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», статья 53 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; б) Пункт Номер : на первом и втором этажах здания расстояние по путям эвакуации от дверей наиболее удаленных помещений до выхода наружу или до лестничной клетки более нормативного. (Основание: п. 6.1.20 свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы», статья 53 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; в) Пункт №4: помещения хранения музейных ценностей, расположенные по адресу: <...> не заблокированы автоматической установкой пожаротушения. (Основание: п. 1 ст. 61 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» п. 14, табл. 3 п. 29).

Тем самым ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 6.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть незаконную рекламу наркотических средств.

В судебном заседании представители ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого» ФИО3, ФИО5 свою вину в совершенном правонарушении не признали, пояснили, что должностные лица указанного учреждения сделали все возможное для соблюдения требованиях пожарной безопасности, однако само здание картинной галереи (1892 г.) является памятником архитектуры федерального значения, проводить реконструкцию или капитальный ремонт здания без согласования с Управлением культуры г. Пензы ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого» не вправе. Финансирование производится за счет средств субъекта РФ, однако, несмотря на неоднократные обращения, денежных средств для реконструкции здания из бюджета выделено не было. Провести реконструкцию за счет собственных средств ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого», не имеет возможности.

Заместитель главного государственного инспектора г. Пензы по пожарному надзору ФИО6 просил признать ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, прихожу к следующему.

Согласно ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Предписание об устранении нарушений обязательно для исполнения всеми должностными лицами, гражданами, юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, влечет административную ответственность.

В соответствии с ч. 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, влечет назначение административного наказания.

Частью 14 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 названной выше нормы.

Из материалов дела усматривается, что на основании вступившего в законную силу постановления мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Пензы от 24 октября 2017 года ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей, в связи с невыполнением требований п.п. 6,10 предписания Номер от 26 июля 2016 года, п. 1 предписания Номер от 08 июня 2016 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

19 сентября 2017 года ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого» выдано новое предписание № 202/1/1, в соответствии с которым обществу необходимо в срок до 15 августа 2018 года устранить выявленные в здании, расположенном по адресу: <...> нарушения требований п.п. 4.2.4, 4.2.6, 6.1.20 свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», ст. 53, п. 1 ст. 61 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 14, табл. 3 п. 29 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией».

Однако, в установленный срок предписание от 19сентября 2017 года № 202/1/1 в полном объеме исполнено не было, что послужило основанием для составления протокола в отношении ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого» по ч. 14 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из буквального толкования диспозиций ч.ч. 12, 14 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренных ими составов административных правонарушений, состоит в невыполнении в установленный срок только того предписания об устранении нарушений законодательства, которое является законным.

В силу ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ» проводить реконструкцию или капитальный ремонт здания без согласования с Управлением культуры г. Пензы ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого» не вправе.

Обоснованность предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Предписание должно отвечать критерию исполнимости. При этом орган, должностное лицо, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении, обязаны установить, имелась ли у привлекаемого к ответственности лица возможность исполнить предписание административного органа в установленный в нем срок.

Пунктами 2,3 предписания Номер от 19 сентября 2017 года ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого» предписано устранить нарушения на первом и втором этажах здания, где имеющиеся эвакуационные выходы расположены не рассредоточено, на первом и втором этажах здания, где расстояние по путям эвакуации от дверей наиболее удаленных помещений до выхода наружу или до лестничной клетки более нормативного.

Пунктом 4 предписания Номер от 19 сентября 2017 года ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого» предписано устранить нарушения в помещениях хранения музейных ценностей, расположенных по адресу: <...>, которые не заблокированы автоматической установкой пожаротушения.

При рассмотрении дела установлено, что у ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого» отсутствовала реальная возможность исполнить пункты 2,3 предписания Номер от 19 сентября 2017 года, поскольку их исполнение могло повлечь утрату первоначального вида здания, как объекта – памятника истории, а также нарушения законодательства в сфере культурного наследия.

Также установлено, что ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого» является бюджетным учреждением.

Согласно п.1.5 Устава ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого» его учредителем является Пензенская область функции и полномочия учредителя выполняет Министерство культуры и туризма Пензенской области.

Все денежные средства, поступающие учреждению, являются доходами бюджета и поступают на счета учреждения в качестве дополнительного источника финансирования, порядок расходования которых строго определен.

Согласно отчету о финансовых результатах деятельности ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого» на 2017, 2018 годы, учреждение не располагало денежными средствами для установки системы автоматического пожаротушения.

При этом, имеются копии писем ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого» в Министерство культуры и туризма Пензенской области, из содержания которых следует, что руководство учреждения06 февраля 2017 года, 09 октября 2017 года, 03 апреля 2018 года, то есть неоднократно, обращалось к субъекту финансирования с просьбой о выделении денежных средства для проведения мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Выявленные нарушения требуют значительного финансирования, которое у учреждения отсутствует, и не выделялось собственником ранее. Согласно смете стоимость пусконаладочных работ составляет около 9 млн. рублей.

Таким образом, на момент проведения выдачи предписания представителям отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Пензы было известно, что выполнить самостоятельно весь объем мероприятий, необходимых для установления системы автоматического пожаротушения, юридическому лицу невозможно. Следовательно, установленный в предписании от 19сентября 2017 года срок его исполнения – до 15 августа 2018 года был заведомо неисполним для ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого», поскольку для устранения указанных в нем нарушений необходимы более длительные сроки и дополнительное финансирование.

Доказательств того, что ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого» имело возможность для выполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением требований пожарной безопасностии не исполнило указанное предписание без уважительных причин, в деле не имеется.

Обобщая имеющиеся доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прихожу к выводу об отсутствии достаточных доказательств, свидетельствующих о виновности ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого» в инкриминируемом правонарушении и, как следствие, состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 14 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушенияхотсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Н. В. Макарычева