к делу № 5-704/22
УИД 23RS0036-01-2021-007176-30
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
ст. Северская Краснодарского края 11 июля 2022 года
Судья Северского районного суда Краснодарского края Винокурова В.С.,
при секретаре Домниной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ИП Иванченко И.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Определением Прикубанского районного суда от 17 января 2022 года протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП Иванченко И.А., передан на рассмотрение по подведомственности в Северский районный суд.
29 июня 2022 года в Северский районный суд Краснодарского края из Прикубанского районного суда поступило дело об административном правонарушении в отношении ИП Иванченко И.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте слушания дела уведомлялись надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения порядка, установленного правилами водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образуют деяния (действия или бездействие), заключающиеся в нарушении установленных правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
Субъектами административного проступка, ответственность за который установлена частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут быть: граждане; должностные лица; лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; юридические лица
Субъективная сторона административного проступка, ответственность за который установлена частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется виной как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Статьей 42 Конституции РФ и пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно пункта 2 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 34 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В силу части 1 статьи 39 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Согласно части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Частью 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В соответствии со статьей 22 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
Частью 2 данной статьи нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
В соответствии с административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09 января 2013 года № 2, разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количество загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством РФ условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг/дм?), показателями разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выписку сточных и (или) дренажных вод (п. 13).
Согласно выписки из ЕГРИП от <...> ИП Иванченко И.А. является индивидуальным предпринимателем, дополнительным видом деятельности которого является забор, очистка и распределение воды (л.д. 101-107).
В адрес Южного межрегионального управления Росприроднадзора поступили материалы из прокуратуры Северского района содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения выразившегося в нарушении правил водопользования при сбросе сточных вод.
Так, 19 мая 2021 года в рамках проведения административного расследования должностным лицом Управления с привлечением специалистов филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю был осуществлен выезд на место нахождения очистных сооружений по адресу: <...> (земельный участок с кадастровым номером <...>) произведены отборы проб сточных вод впадающих в водосток «<...>» из выпусков (труб) расположенных в координатах точках: точка 1: широта: <...> долгота: <...>; точка 2: широта: <...>, долгота: <...>; точка 3: широта: <...>, долгота <...> выходящих с вышеуказанной территории очистных сооружений (акт отбора (измерений) проб от 19 мая 2021 года № <...>).
Согласно результатов (протокол испытаний (измерений) проб воды № <...> от 09 июня 2021 года) ИП Иванченко И.А. при эксплуатации очистных сооружений (земельный участок с кадастровым номером <...>) осуществляет сброс сточных вод из сосредоточенных водовыпусков по координатным точкам: точка 1: широта: <...>, долгота: <...>; точка 2: широта: <...>, долгота: <...>; точка 3: широта: <...>, долгота <...> с содержанием веществ превышающих фоновые показатели поверхностного водного объекта «<...>» (л.д. 34-36).
Установлено, что ИП Иванченко И.А. мероприятия по охране поверхностных водных объектов, обеспечивающих предотвращение загрязнения, засорения поверхностных водных объектов и истощения вод не осуществляет, о чем свидетельствуют результаты испытаний (измерений) проб воды № 266в от 09 июня 2021 года.
Кроме того, 19 мая 2021 года в рамках проведения административного расследования должностным лицом Управления при отборе проб сточных вод установлен факт инфильтрации сточных вод сквозь «тело» земляной (ограждающей) дамбы иловых карт, и далее по уклону местности происходит слив сточной воды в поверхностный водный объект «Ерик без названия», соответственно причинно-следственной связью являются отсутствие со стороны ИП Иванченко И.А. при эксплуатации очистных сооружений мероприятий по охране поверхностных водных объектов, обеспечивающих предотвращение загрязнения, засорения поверхностных водных объектов и истощения вод.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судья полагает, что совокупность вышеприведенных доказательств, позволяет прийти к выводу о виновности ИП Иванченко И.А. в инкриминируемом ему административном правонарушении.
Действия ИП Иванченко И.А. следует квалифицировать по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как нарушение правил водопользования в отсутствие разработанных и согласованных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты в установленном законом порядке.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. О времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении юридическое лицо извещено надлежащим образом.
Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие
В силу положений пункта 6 частью 1 статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно протоколу об административном правонарушении № <...> от 16 июля 2021 года, рассматриваемое правонарушение совершено 09 июня 2021 года.
В соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год.
С учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь пункта 6 части 1 статьи 24.5, статей 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП Иванченко И.А. прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение 10 дней со дня получения или вручения копии постановления суда.
Судья В.С. Винокурова