Дело № 5-707/2021
Изготовлено 16.04.2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 апреля 2021 года г. Мурманск, <адрес>, каб. 306
Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Шуминова Н.В., рассмотрев административный материал в отношении ФИО1, <данные изъяты>, о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Государственной инспекцией Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району в суд представлен материал об административном правонарушении в отношении ФИО1
Согласно протоколу об административном правонарушении № 18900009760200023125 от 29.01.2021 ФИО1 при любительском рыболовстве во внутренних морских водах Баренцева моря, допустил нарушение п. 14.5.5 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 № 414.
По мнению административного органа, допущенное ФИО1 нарушение влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании ФИО1 и его защитник Лукьяненко Е.А. полагали, что в данном случае должностные лица ПУ ФСБ России по ЗАР необоснованно составили протокол об административном правонарушении, произвели задержание и арест маломерного судна, поскольку никакого промысла запрещенного не осуществлялось. Все действия совершались в соответствии с уведомлением о цели выхода в море, где значилось любительское рыболовство, сбор металлолома и промвооружения. Конусные ловушки для краба были найдены в районе о. ФИО2, на берегу, взяты на борт с целью дальнейшей либо утилизации, либо продажи, не были вооружены, с них были срезаны веревки. Соответственно, привлечение к административной ответственности при таких обстоятельствах необоснованно, кроме того, сам факт установления того, что найденные предметы являлись ловушками для краба, произведен за пределами уже административного расследования, как и опрос должностных лиц, осуществивших доставление и арест судна. Не возражали против рассмотрения дела в отсутствие представителя административного органа.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах, нахожу обоснованным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа.
Заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, защитника, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.11.2010 № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства, необходимо учитывать, что отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее – водные биоресурсы) регулируются, в том числе Федеральными законами: от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».
Согласно статьям 34, 35 Федерального закона от 24 мая 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» юридическими лицами и гражданами могут осуществляться такие виды пользования животным миром, как рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих. Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Федеральным законом «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 475-ФЗ от 25.12.2018 определено, что правила любительского рыболовства предусматриваются правилами, установленными ФЗ от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
В силу статьи 6 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» действие законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов распространяется на внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, а также на территориальное море Российской Федерации, континентальный шельф Российской Федерации и исключительную экономическую зону Российской Федерации.
Статьей 10, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что водные биологические ресурсы находятся в федеральной собственности, рыболовство осуществляется в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых не запрещена.
В силу статьи 43.1 Федерального закона № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
В Баренцевом море действуют Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 30 октября 2014 года № 414, которые регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Северного рыбохозяйственного бассейна, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее – Правила рыболовства).
Согласно п. 62 граждане, осуществляющие любительское и спортивное рыболовство, обязаны соблюдать положения раздела II Правил. П. 14.5.5 данного раздела запрещает иметь на борту судна и плавучих средств на рыболовном (рыбопромысловом) участках и в местах добычи (вылова) (при осуществлении рыболовства вне рыболовных (рыбопромысловых) участков) орудия добычи (вылова), применение которых в данном районе и в данный период времени запрещено.
Согласно п. 78.1 Правил рыболовства установлен запрет на добычу (вылов) ВБР сетными орудиями добычи (вылова), в том числе, ловушками разного типа и конструкций при любительском и спортивном рыболовстве, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
П. 79.1 Правил оговаривает, что при любительском рыболовстве без путевок в море оно может осуществляться крючковыми орудиями добычи (вылова) всех видов и наименований с общим количеством одинарных, двойных или тройных крючков не более 100 штук в море, а также специальными ружьями и пистолетами для подводной охоты без применения автономных дыхательных аппаратов.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, управляя маломерным судном <данные изъяты> идентификационный номер <данные изъяты>, с целью любительского рыболовства, сбора металлолома и промвооружения, находясь во внутренних морских водах Баренцева моря в координатах <данные изъяты> имел на борту данного судна пять крабовых ловушек, применение которых при любительском рыболовстве запрещено.
ДД.ММ.ГГГГ по данному факту должностными лицами ОРКО ПУ ФСБ России по ЗАР вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об АП.
Присутствовавший при составлении протокола об административном правонарушении ФИО1 пояснил, что не согласен с возбуждением дела, поскольку ловушки были найдены на берегу, приняты на борт не для лова, а с целью вывоза как металлолом, о чем он ставил в известность при выходе в море уполномоченные органы.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом досмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ с видеозаписью; протоколом ареста транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом изъятия ловушек и сельди с видеозаписью; протоколом опроса ФИО1, от ДД.ММ.ГГГГ; справкой от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом опроса ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ; актом № приема-передачи изъятых вещей на хранение от ДД.ММ.ГГГГ; копией уведомления; данными позиционирования судна; данными мониторинга; сведениями о судне СТБ-150; ответом СТУ; копией доверенности на управление судном; копией судового билета; копией паспорта ФИО1; заявлением от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом опроса ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ; ходатайством от ДД.ММ.ГГГГ; определением об отказе в удовлетворении ходатайства; протоколом опроса свидетеля ФИО5; актом осмотра изъятых вещей от ДД.ММ.ГГГГ с фотоматериалом и диском с фотоматериалом и видеозаписью; протоколом опроса ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ с фотоматериалом и диском; ответом СТУ; протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом опроса специалиста ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ; справкой ФГАОУБЗ «МГТУ» и копией диплома ФИО7; протоколом опроса ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом опроса ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ; иными материалами дела.
Таким образом, в действиях ФИО1, нарушившего вышеуказанные пункты Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 № 414, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы о том, что указанные ловушки были приняты на борт в качестве металлолома или промвооружения согласно уведомлению не принимаются судом, поскольку из материалов дела следует, что они были целыми, самим ФИО1 пояснено, что он знал, что это крабовые ловушки, ранее также находило их и принимал на борт, затем либо сдавал в металлолом, либо продавал через Интернет. Факт того, что ловушки не были «Вооружены», то есть, не были подготовлены для лова, не свидетельствует о невозможности их использования.
Ссылка на необоснованное доставление судна и арест в данном случае не влияют на наличие события и состава правонарушения, учитывая, что указанные действия не обжаловались в установленном законом порядке.
В соответствии с санкцией части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
При производстве по делу об административном правонарушении и составлении протокола об административном правонарушении административным органом процессуальных нарушений не допущено. Ссылка на то, что опрос специалиста и двух должностных лиц, участвовавших в досмотре и доставлении судна состоялись уже после составления протокола об административном правонарушении отнюдь не свидетельствует об обратном, поскольку данные действия произведены по прямому указанию суда после возвращения протокола и административного материала на доработку в виду имеющихся в нем недостатков.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оснований для освобождения ФИО1 от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения в порядке ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается. Согласно постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Однако, усматриваю основания для применения ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не смотря на то, что ФИО1 действовал как физическое лицо, поскольку конституционный принцип равенства распространяется на всех граждан, вне зависимости от того, являются ли они работниками предприятий малого и среднего бизнеса, а также учитывая, что ранее ФИО1 к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекался, является пенсионером.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.
Снять арест наложенный ДД.ММ.ГГГГ, согласно протоколу об аресте транспортного средства, с маломерного моторного судна <данные изъяты>, идентификационный номер <данные изъяты> транспортное средство вернуть законному владельцу.
Крабовые ловушки конусного типа, обтянутые делью зеленого цвета, с пластиковым стаканом для наживки белого цвета в количестве пяти штук изъятые согласно протоколу изъятия от ДД.ММ.ГГГГ – уничтожить.
Сельдь, общим весом 60 (шестьдесят) килограммов, упакованную в два мешка и две коробки, изъятую согласно протоколу изъятия от ДД.ММ.ГГГГ – вернуть законному владельцу ФИО1.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Н.В. Шуминова