ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-70/13 от 09.08.2013 Каширского городского суда (Московская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

<адрес>. Дело № 5-70/13

ДД.ММ.ГГГГ.

Каширский городской суд Московской области в составе:

председательствующего федерального судьи Адарченко С.А.,

при секретаре Клиновой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении № 5-70/13 в отношении Муниципального унитарного предприятия «СтройДвор» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

согласно протоколу судебного заседания,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ в Каширский городской суд Московской области из Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу поступило дело об административном правонарушении, выявленном в деятельности МУП «СтройДвор», ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекса), при ведении хозяйственной деятельности на земельном участке, на котором расположен полигон ТБО «Каширский».

Из материалов дела усматривается, что в отношении МУП «СтройДвор» ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении , из которого следует, что:

МУП «Строй Двор», расположенный по адресу: <адрес>; фактический адрес: <адрес>, помещение , место осуществления деятельности: <адрес>, осуществляет деятельность по сбору и размещению отходов производства и потребления IV-V класса опасности на полигоне ТБО «Каширский», который расположен на земельном участке по адресу: <адрес> и имеет кадастровый номер . Общество осуществляет деятельность в соответствии с лицензией на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу с видом деятельности на сбор и размещение отходов 4 класса опасности на полигоне ТБО «Каширский» и «Проекта дозагрузки полигона ТБО «Каширский», расположенного по адресу: <адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в рамках контрольно-надзорной деятельности на основании поручения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (исх. от ДД.ММ.ГГГГ; вх. от ДД.ММ.ГГГГ) во исполнении поручений Президента Российской Федерации ФИО1 от 10.04.2013 г. № Пр-804, Правительства Российской Федерации от 15.04.2013 № АД-П9-2446, Минприроды России от 16.04.2013 г. и в соответствии с приказом № 1122-пр от 26.04.2013 г. было проведено выездное мероприятие с целью осмотра земельного участка, принадлежащего МУП «СтройДвор», на котором расположен полигон ТБО «Каширский».

При проведении проверки было установлено, что юридическое лицо - МУП «СтройДвор» (далее - Общество) на земельном участке площадью <данные изъяты> га и кадастровым номером (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения) осуществляют деятельность по приему от сторонних организаций отходов производства и потребления и захоронения принятых отходов на полигоне твердо-бытовых отходов (далее - ТБО) «Каширский». Данный земельный участок принадлежит Обществу на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Комитетом по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района и МУП «СтройДвор» сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ

Земельный участок, на котором расположен полигон ТБО «Каширский» граничит: с <данные изъяты>

Общество осуществляет эксплуатацию полигона ТБО «Каширский» на основании «Проекта дозагрузки полигона ТБО «Каширский», расположенного по адресу: <адрес>, разработанного ООО «<данные изъяты>» в <данные изъяты> г.

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> при проведении проверки было установлено, что МУП «СтройДвор» осуществляет деятельность на полигоне без документа об установлении норматива образования отходов и лимитов на их размещение, а также без согласованного в установленном порядке «Порядка производственного контроля в области обращения с отходами». Общество представило заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение вх. от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 11 Федерального Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с требованиями к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:... разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, а так же в соответствии с ч. 3 ст. 18 указанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Кроме того в соответствии со ст. 26 того же Федерального Закона:

1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

2. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> по адресу: <адрес> было установлено, что МУП «СтройДвор» осуществляет деятельность на полигоне ТБО «Каширский» без документа об установлении нормативов образования отходов и лимитов на из размещение, а так же без согласованного порядка производственного контроля в области обращения с отходами в нарушение ст. 11, ч. 3 ст. 18, ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», за что предусмотрена ответственность по ст. 8.2 Кодекса – несоблюдение экологических и санитарно эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В судебном заседании представитель МУП «СтройДвор» по доверенности ФИО2 не оспаривал факт совершения административного правонарушения, однако попросил принять во внимание, что на основании определения Каширского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-951/12 удовлетворено заявление предприятия о предоставлении ему отсрочки исполнения решения Каширского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по иску Каширского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц об обязании МУП «СтройДвор» привести деятельность по размещению отходов на полигоне твердых бытовых отходов «Каширский» в соответствие с требованиями природоохранного законодательства, а именно: обязать МУП «СтройДвор» получить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; обязать МУП «СтройДвор» провести инвентаризацию твердых бытовых отходов и объектов их размещения. Отсрочка исполнения решения суда предоставлена сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Рассмотрев материалы дела суд приходит к следующим выводам:

В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Судом установлено, что МУП «Строй Двор» осуществляет деятельность по сбору и размещению отходов производства и потребления IV-V класса опасности на полигоне ТБО «Каширский». Деятельность осуществляется в соответствии с лицензией на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности 077 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу с видом деятельности на сбор и размещение отходов 4 класса опасности на полигоне ТБО «Каширский» и «Проекта дозагрузки полигона ТБО «Каширский», расположенного по адресу: <адрес>».

При проведении выездного мероприятия с целью осмотра земельного участка, принадлежащего по праву аренды МУП «СтройДвор», ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что предприятие на земельном участке площадью <данные изъяты> га и кадастровым номером осуществляет деятельность по приему от сторонних организаций отходов производства и потребления и захоронения принятых отходов на полигоне твердо-бытовых отходов «Каширский» без документа об установлении норматива образования отходов и лимитов на их размещение, а также без согласованного в установленном порядке «Порядка производственного контроля в области обращения с отходами».

Таким образом, в деятельности МУП «СтройДвор» усматривается состав административного правонарушения, установленного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающий ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 Кодекса при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Представитель МУП «СтройДвор» в судебном заседании полностью признал вину в совершенном административном правонарушении. Вина предприятия, кроме того, является установленной имеющимися в деле доказательствами.

Вместе с тем, суд принимает во внимание, что в соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Главы Каширского муниципального района принято решение в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить разработку плана мероприятий по закрытию полигона ТБО «Каширский» и прекращению деятельности МУП «СтройДвор», согласовать разработанный план с профильным министерством Правительства Московской области, предоставить согласованный план на утверждение, а также закрыть полигон ТБО «Каширский» и прекратить деятельность МУП «СтройДвор» на нем в соответствии с утвержденным Планом мероприятий.

В то же время, имеется вступившее в законную силу решение Каширского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-951/12, в соответствии с которым на МУП «СтройДвор» возложена обязанность привести деятельность по размещению отходов на полигоне твердых бытовых отходов «Каширский» в соответствие с требованиями природоохранного законодательства, а именно: обязать МУП «СтройДвор» получить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; обязать МУП «СтройДвор» провести инвентаризацию твердых бытовых отходов и объектов их размещения.

Между тем, в соответствии с определением Каширского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по этому же гражданскому делу № 2-951/12 МУП «СтройДвор» предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда на срок до ДД.ММ.ГГГГ. На момент проверки деятельности МУП «СтройДвор» ДД.ММ.ГГГГ, на момент составления Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, на момент привлечения МУП «СтройДвор» к административной ответственности в соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, а также на момент рассмотрения настоящего административного дела судом, срок, на который МУП «СтройДвор» предоставлена отсрочка исполнения решения суда еще не наступил.

В то же время, представителем МУП «СтройДвор» в судебном заседании представлены протоколы исследований компонентов окружающей среды – исследования проб почвы, исследования воздуха населенных мест, которые брались в ДД.ММ.ГГГГ года на территории полигона ТБО «Каширский», в результате которых установлено соблюдение нормативов по СанПин 2.1.7.1287-03 и СанПиН 2.1.5.980-00.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

С учетом того, что МУП «СтройДвор» на основании определения Каширского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-951/12 была предоставлена отсрочка исполнения решения суда об обязании привести деятельность по размещению отходов на полигоне твердых бытовых отходов «Каширский» в соответствие с требованиями природоохранного законодательства, а именно: обязать МУП «СтройДвор» получить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; обязать МУП «СтройДвор» провести инвентаризацию твердых бытовых отходов и объектов их размещения на срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также с учетом того, что срок, на который была отсрочка исполнения решения суда, еще не наступил, проведенные в июне 2013 года исследования проб почвы, исследования воздуха населенных мест, на территории полигона ТБО «Каширский» показали, что в целом соблюдаются нормы СанПин 2.1.7.1287-03 и СанПиН 2.1.5.980-00 и превышений допустимых нормативов не выявлено, суд приходит к выводу, что выявленное в деятельности МУП «СтройДвор» правонарушение является малозначительным.

Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Приведенные выше обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что хотя в деятельности МУП «СтройДвор» формально и содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса, деятельность предприятия по сбору и размещению отходов производства не привела к наступлению последствия, представляющих существенное нарушение охраняемых общественных интересов.

Это выражается в том, что МУП «СтройДвор» предоставлена отсрочка до ДД.ММ.ГГГГ на получение документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и обязании провести инвентаризацию твердых бытовых отходов и объектов их размещения. Во исполнение определения Каширского городского суда предприятие подало заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение вх. от ДД.ММ.ГГГГ

В то же время, проведенные исследования проб почвы и исследования воздуха населенных мест на территории полигона ТБО «Каширский» показали, что в целом в деятельности предприятия отсутствуют нарушения норм СанПин 2.1.7.1287-03 и СанПиН 2.1.5.980-00, превышений допустимых нормативов не выявлено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 2.9, 82 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Муниципальное унитарное предприятие «СтройДвор» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Прекратить производство по административному делу в отношении Муниципального унитарного предприятия «СтройДвор» в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения и освободить Муниципальное унитарное предприятие от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Председательствующий судья: С.А. Адарченко