Дело № 5-70/19
29RS0028-01-2019-000635-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
26 ноября 2019 года город Мирный
Судья Мирнинского городского суда Архангельской области Камышник Н.К.,
с участием законного представителя юридического лица – муниципального казенного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 12 города Мирный Архангельской области ФИО1,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица – муниципального казенного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 12 города Мирный Архангельской области, зарегистрированного в едином государственном реестре юридических лиц 09.08.1994 года за ОГРН <***>, ИНН <***>, находящегося по адресу: 164170, <...>,
установил:
Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 города Мирный Архангельской области, осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Законный представитель юридического лица муниципального казенного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 12 города Мирный Архангельской области (МКОУ СОШ №12) ФИО1 при рассмотрении дела с протоколом об административном правонарушении согласилась частично, факты нарушений при проведении проверки имели место быть, но они несущественны, в настоящее время мероприятия по устранению выявленных нарушений проведены, все указанные нарушения в предписании устранены, представила отчет об исполнении предписания. Полагает, что в действиях МКОУ СОШ № 12, а именно со стороны руководителя приложены все усилия по устранению выявленных нарушений, в результате совершенного юридическим лицом административного правонарушения тяжких последствий не наступило, ранее МКОУ СОШ № 12 к административной ответственности не привлекалось.
Заслушав законного представителя юридического лица МКОУ СОШ №12 ФИО1, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 города Мирный Архангельской области на основании лицензии № 6366 от 15 ноября 2016 года, выданной министерством образования и науки Архангельской области бессрочно, осуществляет образовательную деятельность по адресу 164170, <...>.
В соответствии с распоряжением исполняющего обязанности министра образования и науки Архангельской области ФИО2 от 12 сентября 2019 года № 1662 «О проведении плановой выездной проверки муниципального казенного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 12 города Мирный Архангельской области» проведена плановая выездная проверка с оформлением акта проверки от 10 октября 2019 года.
Основанием для проведения плановой проверки послужила реализация плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, задачей которой являлось соблюдение лицензиатом лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.
Как следует из акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица №82-к от 10 октября 2019 года по месту нахождения муниципального казенного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 12 города Мирный Архангельской области по адресу: <...> выявлено грубое нарушение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, не связанной с извлечением прибыли, выразившимся в нарушении подпунктов «г», «ж» пункта 6, подпункта «г» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 (далее Положение о лицензировании образовательной деятельности, а именно:
- в санитарно-эпидемиологическом заключении от 26 октября 2010 года № 29.15.01.000.М.000181.10.10 наименование организации не соответствует учредительным документам, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на программы начального общего образования, среднего общего образования, программы дополнительного образования;
- в основной образовательной программе среднего общего образования отсутствуют рабочие программы курсов «Автодело»;
- основная образовательная программа среднего общего образования не согласована с организацией, осуществляющей деятельность в рамках сетевого договора.
По результатам проверки уполномоченным должностным лицом Министерства образования и науки Архангельской области, консультантом отдела лицензирования, аккредитации и подтверждения документов управления развития системы образования министерства образования и науки Архангельской области ФИО3 в отношении муниципального казенного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 12 города Мирный Архангельской области был составлен протокол об административном правонарушении № 21 от 05 ноября 2019 года.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Частью 3 статья 19.20 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
В соответствии с примечанием к приведенной правовой норме указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В соответствии с ч. 4 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся неотъемлемой ее частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющий образовательную деятельность оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 утверждено Положение о лицензировании общеобразовательной деятельности, которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Согласно указанному Положению о лицензировании общеобразовательной деятельности, действовавшей на период выявления нарушений, установлены лицензионные требования при осуществлении образовательной деятельности, в том числе пунктом 6 Положения о лицензировании:
г) наличие разработанных и утвержденных организаций, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со ст. 12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
ж) наличие санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать осуществления образовательной деятельности, в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»;
Пунктом 7 Положения о лицензировании:
г) наличие договора, заключенного между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, о сетевой форме реализации образовательных программ, а также совместно разработанных и утвержденных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" - для образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ;
Как следует из пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе - нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных пп. «а» - «д», «ж» - «к», п. 6 и пп. «б», «д», «е» п. 7 настоящего положения.
В соответствии с положениями ч.1, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации, при этом определено, что учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует из протокола об административном правонарушении МКОУ СОШ №12 вменено нарушение, предусмотренное подпунктом «г» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, а именно основная образовательная программа среднего общего образования не согласована с МБОУ СОШ №1 реализуемая в рамках сетевого договора, однако согласно п.9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, нарушение требований, предусмотренным данным подпунктом не является грубым нарушением лицензирования, влекущим привлечение к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
По смыслу подпункта «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности следует, что грубым нарушением является отсутствие санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать осуществления образовательной деятельности, в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения».
Между тем у МКОУ СОШ №12 данное санитарно - эпидемиологическое заключение для осуществления образовательной деятельности по программам основного общего образования имелось, однако в нем наименование организации не соответствует учредительным документам, отсутствует указание на программы начального общего образования, среднего общего образования, программы дополнительного образования. Данное нарушение каких либо ограничений прав учащихся и педагогов образовательного учреждения не повлекло, не отразилось на учебном процессе, тем самым тяжких последствий не наступило.
Кроме того, проверкой установлено, что в МКОУ СОШ №12 в основной образовательной программе среднего общего образования отсутствуют рабочие программы курсов «Автодело», что является нарушением, предусмотренным подпунктом «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со ст. 12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Между тем в судебном заседании установлено, что учебные занятия с учениками проводились, при этом каких-либо ограничений прав учащихся и педагогов образовательного учреждения данный факт не повлек, не отразился на учебном процессе, тем самым тяжких последствий не наступило.
Таким образом нарушения лицензионных требований подпунктов «г», «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности нашли свое подтверждение, законным представителем в целом не оспариваются и в настоящее время устранены.
Вина муниципального казенного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 12 города Мирный Архангельской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ подтверждается совокупностью исследованных доказательств, в том числе актом проверки № 82-к от 10 октября 2019 года, предписанием об устранении выявленных нарушений № 37-л от 10 октября 2019 года, Уставом Муниципального казенного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 12 города Мирный Архангельской области, протоколом об административном правонарушении №21 от 05 ноября 2019 года.
Протокол об административном правонарушении составлен правильно с учётом требований ст. 28.2 КоАП РФ.
Смягчающим административную ответственность обстоятельством является фактическое признание законным представителем учреждения вины, совершение административного правонарушения впервые, а также устранение выявленных нарушений.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность муниципального казенного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 12 города Мирный Архангельской области, в ходе рассмотрения дела не установлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела также следует, что по результатам проведения проверки МКОУ СОШ № 12 выдано предписание об устранении допущенных нарушений в срок до 10 апреля 2019 года.
Из представленных суду документов усматривается, что в санитарно-эпидемиологическое заключение от 26 октября 2010 года № 29.15.01.000.М.000181.10.10 внесены изменения, указаны образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования, предоставлена рабочая программа элективного учебного предмета «Автодело» 10-11 класс, согласованная с МБОУ СОШ № 1, также с МБОУ СОШ № 1 согласована основная образовательная программа среднего общего образования.
Кроме того, законным представителем юридического лица ФИО1 представлен отчет об исполнении предписания от 10 октября 2019 года № 37-л, указанные в нем нарушения юридическим лицом устранены. Предоставленный отчет, согласно ответу заместителя министра – начальника управления Министерства образования и науки Архангельской области принят.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, установление административного наказания и определение его вида и размера в каждом конкретном случае должно основываться на конституционных принципах справедливости наказания и его соразмерности совершенному правонарушению.
Соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено и возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности ( статья 2.9 КоАП РФ).
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
КоАП РФ не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.
Согласно п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» - малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом характера правонарушения и роли правонарушителя, учитывая, что действия МКОУ СОШ №12 не повлекли существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не нарушили прав обучающихся и преподавателей, каких-либо вредных последствий от совершения правонарушения не наступило и угроза их наступления отсутствует, ввиду устранения нарушений судья, исходя из принципов справедливости и соразмерности, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, приходит к выводу о том, что совершенное юридическим лицом административное правонарушение является малозначительным.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - муниципального казенного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 12 города Мирный Архангельской области подлежит прекращению с объявлением устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9-29.11 КоАП РФ,
постановил:
освободить муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 города Мирный Архангельской области от административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, объявив ему устное замечание.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Мирнинский городской суд Архангельской области в течение 10 дней с даты получения копии постановления.
Судья Н.К.Камышник