ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-70/2024 от 11.03.2024 Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

61RS0007-01-2024-000614-78 Дело № 5-70/2024

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Ростов-на-Дону 11 марта 2024 года.

Судья Пролетарского районного суда г.Ростова-на-Дону Колебанов И.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.3 КоАП, в отношении ООО «<данные изъяты>» (юридический и фактический адрес: <адрес>, ИНН , КПП , ОГРН , ОКПО ),

У С Т А Н О В И Л:

16.06.2023 ООО «СДЭК-ГЛОБАЛ» от имени и по поручению ООО «<данные изъяты>» (на основании договора таможенного представителя с декларантом № 1 от 14.04.2023) на Южный таможенный пост (центр электронного декларирования) Южной электронной таможни в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления подана декларация на товары № 10323010/160623/3047476, в которой заявлены сведения о товаре № 1: «конопляное масло сырое в твердом и жидком виде, используется в качестве сырья для производства парфюмерно-косметической продукции, не для пищевой промышленности, без содержания этилового спирта. Конопляное масло, содержание каннобидиола 24 %, в жидком виде, упаковано в жестяную банку емкостью 3 л. Производитель ENECTA B. V., товарный знак ENECTA, количество 3 л. Конопляное масло в твердом виде (кристаллы), содержание каннобидиола 99 %, упаковано в фольгированный пакет массой 4 кг. Производитель ENECTA B. V., товарный знак ENECTA, количество 4 кг». Код ТН ВЭД ЕАЭС, заявленный в графе 33 ДТ № 10323010/160623/3047476 – 1515 90 690 0.

Товар ввозился на таможенную территорию ЕАЭС в рамках контракта № Б/Н от 01.02.2023, заключенного между ООО «<данные изъяты>» (Россия) и компанией <данные изъяты> (Болгария) на условиях поставки EXW – Sofia.

В соответствии с профилем риска № 20/10323/16062023/235166 в отношении товара № 1 по ДТ № 10323010/160623/3047476 16.06.2023 назначена таможенная экспертиза.

Из заключения таможенного эксперта от 01.08.2023 № 12403001/0015810 следует:

- в составе пробы № 1 «конопляное масло сырое в твердом виде» выявлены каннабидиварол, каннабидиол, тетрагидроканнабинол (дельта-8-ТГК), жирные кислоты;

- в составе пробы № 2 «конопляное масло сырое в жидком виде» выявлены жирные кислоты, каннабидиварол, каннабидиол, каннабигерол, токоферол и тетрагидроканнабинол (дельта-8-ТГК).

Проба № 1 представляет собой каннабидиол (не менее 98,5 %), содержащий в своем составе каннабидиварол, тетрагидроканнабинол (дельта-8-ТГК) и жирные кислоты.

Представленная на исследование проба № 2 по органолептическим и физико-химическим показателям является нерафинированным (НД., сырым) конопляным маслом, содержащим в своем составе каннабидиварол, каннабидиол, каннабигерол, токоферол и тетрагидроканнабинол (дельта-8-ТГК).

В составе проб выявлен изомер тетрагидроканнабинола – дельта-8-тетрагидроканнабинол.

В раздел 2.12 «Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры» Единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – Единый перечень) в список I «Наркотические средства и психотропные вещества» включены следующие пункты:

- пункт 252 «тетрагидроканнабинол», классифицируемый в подсубпозиции 2932 95 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС;

- пункт 380 «Изомеры, в том числе стереоизомеры указанных в Списке I средств и веществ, в тех случаях, когда существование таких изомеров, в том числе стереоизомеров, возможно в рамках данного химического обозначения»;

- пункт 383 «Смеси, содержащие указанные в Списке I средства и вещества в любой форме и физическом состоянии независимо от их количества в данной смеси, за исключением комбинированных лекарственных средств, не указанных в Списке I».

Также тетрагидроканнабинолы (все изомеры) и их производные, а также все смеси, в состав которых входят наркотические средства и психотропные вещества данного списка, независимо от их количества, согласно Перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», отнесены к наркотическим средствам, включенным в Список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I).

В соответствии с заключением таможенного эксперта от 01.08.2023 № 12403001/0015810 массовая доля тетрагидроканнабинола (дельта-8-ТГК) в пробе № 1 составляет 0,20 масс. %, в пробе № 2 – 0,12 масс. %.

Следовательно, товар № 1 по ДТ № 10323010/160623/3047476 включен в пункт 383 списка I раздела 2.12 Единого перечня.

В графе 44 ДТ сведения о разрешительных документах не заявлены. В соответствии с АПС «Электронные госуслуги» у ООО «<данные изъяты>» отсутствует лицензия Минпромторга России.

Таким образом, ООО «АЛИКАНА» при таможенном декларировании на ЮТП (ЦЭД) ЮЭТ товара № 1 по ДТ № 10323010/160623/3047476 не представлен документ (лицензия Минпромторга России) на экспорт товара – «Конопляное масло сырое в твердом и жидком виде…», что является нарушением ст.ст.7, 135 ТК ЕАЭС.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении ООО «АЛИКАНА» по ст.16.3 КоАП РФ и направления дела об административном правонарушении в суд.

Дело рассмотрено в отсутствие законного представителя ООО «АЛИКАНА», которое надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в целях соблюдения разумных сроков рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель Южной электронной таможни ФИО2 подтвердила обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, настаивала на наличии в действиях ООО «АЛИКАНА» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ, и на привлечении его к административной ответственности.

Изучив дело об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.5 Положения о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с таможенной территории ЕАЭС наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (приложение № 10 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования») помещение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена лицензии.

В соответствии с пп.10 п.1 ст.2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) запреты и ограничения – применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.

Согласно ст.7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение запретов и ограничений подтверждается путем представления таможенным органам документов и (или) сведений.

В соответствии с пп.7 и пп.9 п.1 ст.106 ТК ЕАЭС в таможенной декларации подлежат указанию, в том числе, сведения о соблюдении запретов и ограничений, а также о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары.

В соответствии с пп.4 п.1 ст.108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в декларации на товары, среди прочих, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка. Пунктом 3 статьи 108 ТК ЕАЭС установлено, что документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации.

В соответствии с пп.3 п.1 ст.135 ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является соблюдение запретов и ограничений.

Диспозиция ст.16.3 КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст.16.2 КоАП РФ.

Согласно п.2 ст.84 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан, в том числе, представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.

В соответствии с п.3 ст.84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных п.2 ст.84 ТК ЕАЭС.

Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.16.3 КоАП РФ, является установленный таможенным законодательством порядок таможенного декларирования товаров и транспортных средств в части, касающейся соблюдения запретов и ограничений, в том числе и мер технического регулирования.Объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.16.3 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст.16.2 КоАП РФ. В соответствии с п.4 ст.128 ТК ЕАЭС обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта. Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.16.3 КоАП РФ, является лицо, на которое действующим законодательством возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений. Согласно п.1 ст.83 ТК ЕАЭС декларантом может быть лицо государства – члена Союза, являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза. В соответствии с пп.7 ч.1 ст.2 ТК ЕАЭС декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Согласно положениям ч.2 ст.104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не предусмотрено ТК ЕАЭС. В графе 14 ДТ в качестве декларанта указано ООО «<данные изъяты>». В графе 54 ДТ в качестве лица, заполнившего ДТ указан специалист по таможенному оформлению ООО «СДЭК-ГЛОБАЛ» ФИО6., действовавшая на основаниях доверенности № 303 от 17.10.2022 сроком до 31.12.2023, договором таможенного представителя с декларантом № 1 от 14.04.2023. Следовательно, субъектом ответственности за несоблюдение запретов и ограничений (мер нетарифного регулирования) является ООО «АЛИКАНА». Лицо, вступая в таможенные правоотношения, должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений (в данном случае обязанность ООО «<данные изъяты>» своевременно получить и предоставить лицензию Минпромторга России на товар № 1 при подаче ДТ № 10323010/160623/3047476), но и обеспечить их исполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. Так, ООО «АЛИКАНА» до подачи ДТ № 10323010/160623/3047476 на Южный таможенный пост (ЦЭД) Южной электронной таможни имело возможность принять меры по установлению общей массы тетрагидроканнабинола в декларируемом товаре и получению лицензии Минпромторга России или отказаться от подачи ДТ. Следовательно, у ООО «АЛИКАНА» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. ООО «<данные изъяты>» заблаговременно могло ознакомиться с Перечнем продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу лицензии или в списком наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (Список 1) и принять меры по соблюдению запретов и ограничений при таможенном декларировании товара, однако не сделало этого, то есть не приняло все зависящие меры по соблюдению норм таможенного законодательства, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность. ООО «<данные изъяты>» обязанность по соблюдению запретов и ограничений при декларировании товара № 1 по ДТ № 10323010/160623/3047476 не исполнена. Указанные выше обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: копией ДТ № 10323010/160623/3047476; копией контракта от 01.02.2023; копией инвойса № 000000082 от 06.02.2023; копией договора № 1 от 14.04.2023; копией протокола испытаний от 15.12.2022 № 1215/22; копией протокола испытаний от 24.01.2023 № 3472; письмом ООО «<данные изъяты>» от 16.06.2023; письмом ООО «<данные изъяты>» от 22.05.2023; копией акта обора проб и образцов товаров от 03.07.2023; копией заключения таможенного эксперта ЭКС – филиала ЦЭКТУ г.Брянск от 01.08.2023 № 12403001/0015810; протоколом опроса главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 2 Южного таможенного поста (центра электронного декларирования) Южной электронной таможни Гаража Ю.Г. от 14.08.2023; протоколами изъятия вещей и документов от 14.09.2023; протоколом о взятии проб и образцов от 23.10.2023; заключением эксперта ЭКС – филиала ЦЭКТУ г.Брянск от 04.12.2023 № 12403001/0024821 и другими материалами дела. Согласно заключению эксперта ЭКС - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г.Брянск ФИО8. от 04.12.2023 № 12403001/0024821 товары, являющиеся предметом правонарушения, содержат в своём составе тетрагидроканнабинол. Общая масса тетрагидроканнабинола в исследуемых образцах и пробах составляет 2,30 г. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2012 № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» тетрагидроканнабинолы (все изомеры) и их производные в количестве свыше 0,05 граммов включены в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (Список 1). Оснований не доверять выводам экспертных заключений от 01.08.2023 № 12403001/0015810 и от 04.12.2023 № 12403001/0024821 у суда не имеется, экспертизы проведены квалифицированными экспертами, имеющими продолжительный стаж работы, высшее образование по соответствующей специальности. Эксперты предупреждены об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за заведомо ложное заключение эксперта при производстве по делу об административном правонарушении.Позиция законного представителя ООО «АЛИКАНА» о непризнании вины и об отсутствии необходимости наличия соответствующей лицензии связана с неверным толкованием законодательства об административных правонарушениях. Суд квалифицирует действия ООО «АЛИКАНА» по ст.16.3 КоАП РФ как несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст.16.2 настоящего Кодекса.Протокол об административном правонарушении составлен надлежащим лицом и в пределах своей компетенции. Оснований для признания доказательств недопустимыми не имеется.

Сроки давности привлечения к ответственности, установленные ст.4.5 КоАП РФ, не истекли.

Рассматривая вопрос о мере наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

С учетом всех установленных в судебном заседании обстоятельств суд не находит оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Анализируя вышеизложенное в совокупности, суд считает необходимым и достаточным назначить наказание в пределах санкции ст.16.3 КоАП РФ в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.1-29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

признать ООО «<данные изъяты>» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения, а именно:

«конопляное масло сырое в твердом и жидком виде, используется в качестве сырья для производства парфюмерно-косметической продукции, не для пищевой промышленности, без содержания этилового спирта; конопляное масло, содержание каннобидиола 24 %, в жидком виде, упаковано в жестяную банку емкостью 3 л., производитель ENECTA B. V., товарный знак ENECTA, количество 3 л.; конопляное масло в твердом виде (кристаллы), содержание каннобидиола 99 %, упаковано в фольгированный пакет массой 4 кг, производитель ENECTA B. V., товарный знак ENECTA, количество 4 кг» общим весом 8 кг. (за исключением частично израсходованного в количестве, необходимом для проведения исследования в процессе производства экспертизы: конопляное масло сырое в твердом виде – 40,9 г., конопляное масло сырое в жидком виде – 213,1 г.), хранящееся на ответственном хранении в камере хранения вещественных доказательств Шереметьевской таможни (Московская область, г.Химки, аэропорт Шереметьево, Шереметьевское шоссе, д.7).

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10 суток с момента вручения или получения копии постановления.

Судья