Дело №5-710/18
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 23 октября 2018 года
Судья Куйбышевского районного суда города Санкт-Петербурга Ужанская Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении ООО «Изба подарков», ИНН 7841062671, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 40/68, лит. А, пом. 22-Н
УСТАНОВИЛ:
ООО «Изба подарков» совершило неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученный преступным путем, и финансированию терроризма, а именно: при проведении Северо-Западной Государственной инспекцией пробирного надзора федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» проверки деятельности ООО «Изба подарков» за период деятельности с 11.09.2017 по 27.07.2018 установлено, что общество осуществляло свою деятельность в условиях ненадлежащей организации и осуществления внутреннего контроля, а именно :
- не исполнило требования к разработке Правил внутреннего контроля: Правила внутреннего контроля ООО «Изба подарков» разработаны и утверждены в ходе проверки. Таким образом, в проверяемом периоде – с сентября 2017 года до начала проверки – 27 июля 2018 года общество осуществляло свою деятельность в условиях отсутствия основного внутреннего документа, регламентирующего организационные основы работы, направленной на противодействие легализации ( отмыванию ) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что является нарушением п. 2 ст. 7 Федерального Закона № 115-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 № 667.
- не исполнило требование к осуществлению идентификации клиентов : ООО «Изба подарков» с 11.09.2017 (начало деятельности) по 27.07.2018 (начало проверки) не прошло регистрацию в личном кабинете на электронном портале Росфинмониторинга и не имело доступ к полному актуальному Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, размещенному в закрытой части сайта Росфинмониторинга, вследствие чего не имело возможность выявлять операции, совершенные с такими организациями или физическими лицами, и представлять информацию о них в уполномоченный орган, что является нарушением абзаца 1 и 2 пункта 21 «Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 и Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 06.08.2015 № 804и Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59);
- не исполнило требование по проведению проверок наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию денежных средств) или иного имущества, и направлению в Росфинмониторинг квартальных отчетов по форме ФЭС 3-ФМ о результатах проверки. Информация должна представляться в уполномоченный орган в форме отчетов в формате ФЭС 3-ФМ в электроном виде ежеквартально, не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки. В проверенном периоде (за 2017 и на момента начала проверки – 27.07.2017) квартальные отчеты за 4-й квартал 2017 года, за 1-й и 2-й кварталы 2018 года в Росфинмониторинг не направлены, что является нарушением Приказа Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110 «Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115-ФЗ);
- не выполнило требование по исполнению обязанности по предоставлению в уполномоченный орган информации о сделках, подлежащих обязательному контролю. В проверенном периоде ООО «Изба подарков» при поступлении в розничную торговлю партий ювелирных изделий из драгоценных металлов по договорам комиссии проводило операции на суммы, превышающие 600 000 рублей, таким образом, осуществляя сделки, подлежащие обязательному контролю в рамках осуществления внутреннего контроля общество должно направлять в Росфинмониторинг сведения о сделках, как об операция, подлежащих обязательному контролю, каждый раз, когда стоимость партии товара, достигнет или превысит пороговое значение в 600 000 рублей.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 организации обязаны выявлять, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган (Федеральную службу по финансовому мониторингу или Росфинмониторинг) информацию об операциях, подлежащих обязательному контролю, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, подлежащей обязательному контролю.
В соответствии с положениями, изложенными в информационном письме Росфинмониторинга от 10.02.2016 № 50 и согласно ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ клиент – физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.
Руководствуясь позицией, изложенной в пункте 14 Информационного письма, комиссионер оказывает услугу комитету по реализации имущества. В этой связи, в целях исполнения Федерального закона № 115-ФЗ клиентом по отношению к комиссионеру является комитент.
Учитывая положения ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ в части определения понятия «клиента» подпункта 4 п 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, ст. 990 ГК РФ сведения в Росфинмониторинг по операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым в рамках договора комиссии, представляются комиссионером, т.е. ООО «Изба подарков».
В соответствии с требованиями Приказа Росфимониторинга от 22.04.2015 № 110 и рекомендациями Росфинансмониторинга, изложенными в информационном письме от 22.09.2015 №48, информация об операциях, подлежащих обязательному контролю, представляется в уполномоченный орган в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС), сформированных в соответствии с инструкцией и отправленных с использованием Личного кабинета.
При проведении сделок, подлежащих обязательному контролю, совершенным ООО «Изба подарков» при проведении операций с 2-мя комитентами, от которых по договорам комиссии принимались партии товаров, обществом не исполнялись обязанности по соблюдению установленных сроков по предоставлению в уполномоченный орган информации о сделках, подлежащих обязательному контролю: 3 сообщения по сделкам с имуществом – товаром, поступившим от комитентов в Росфинмониторинг не направлены, что является нарушением п. 1 ст. 6 Федерального закона 115-ФЗ.:
В судебном заседании законный представитель ООО «Изба подарков» - генеральный директор Денисенко К.В. вину в совершении правонарушения признал, указал, что в настоящее время выявленные в ходе проверки нарушения устранены, поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях по делу, полагал, что имеются основания для переквалификации действий общества на ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным. Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав пояснения законного представителя, прихожу к выводу, что в действиях ООО «Изба подарков», содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15. 27 КоАП РФ. Вина ООО « Изба подарков» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ, то есть за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи подтверждается совокупностью следующих доказательств, а именно: - протоколом об административном правонарушении от 15 августа 2018; - распоряжением ведущего контролера по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней Север-Западной Государственной инспекции пробирного надзора о проведении проверки от 26.07.2018 о проведении проверки в отношении ООО «Изба подарков» в период с 27.07.2018 по 15.08.2018;- актом проверки от 15.08.2018 г., в соответствии с которым установлены указанные выше нарушения ООО «Изба подарков»;- Уставом ООО «Изба подарков», утвержденным решением учредителя от 29.06.2017;- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Изба подарков»; - свидетельством о постановке ООО «Изба подарков» на учет в налоговом органе 07.07.2017; - решением от 29.06.2017 №1 учредителя ООО «Изба подарков» о создании ООО «Изба подарков»; - приказом от ХХХ о вступлении в должность генерального директора и бухгалтерского работника Денисенко К.В.; - уведомлением Северо-Западной государственной инспекции пробирного надзора от 11.09.2017 о постановке ООО «Изба подарков» на специальный учет юридического лица, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями и присвоении ему учетного номера; - пояснительной запиской от 14.08.2018 генерального директора ООО «Изба подарков» в адрес СЗГИПН; - приказом от 07.07.2017 генерального директора ООО «Изба подарков» Денисенко К.В. о назначении с <дата> специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение требований Федерального закона № 115-ФЗ Денисенко К.В. ;- Правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных 10.08.2018; -
Суд признает представленные доказательства допустимыми, достоверными, полученными с соблюдением норм закона, подтверждающими наличие события и состава административного правонарушения, а также вины ООО «Изба подарков» в его совершении.
Таким образом, ООО «Изба подарков» не были предприняты действия, направленные на создание целостной и функционирующей в полном объеме системы внутреннего контроля и соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что привело к многочисленным нарушениям законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее неисполнение обществом обязанности по предоставлению в Росфинмониторинг сообщений о сделках, подлежащих обязательному контролю.
При этом у ООО «Изба подарков» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
На основании изложенного, суд считает установленной и доказанной вину ООО «Изба подарков» в совершении указанного административного правонарушения и квалифицирует его действия по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ. Оснований для переквалификации действий общества на ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ суд не усматривает.
С учетом характера совершенного ООО «Изба подарков» административного правонарушения, его конкретных обстоятельств, суд не находит оснований для признания данного правонарушения малозначительным, и освобождения общества от ответственности, в порядке ст.2.9 КоАП РФ.
Довод законного представителя общества об истечении сроков давности привлечения к административной ответственности суд находит несостоятельным, поскольку факт нарушения ООО «Изба подарков» действующего законодательства установлен актом проверки от 15.08.2018, составленным Северо-Западной Государственной инспекцией пробирного надзора, следовательно, годичный срок привлечения к административной ответственности за совершенное ООО «Изба подарков» правонарушение, установленный ст. 4.5.КоАП РФ, истекает 15.09.2018 г.
При назначении ООО «Изба подарков» административного наказания суд учитывает обстоятельства настоящего дела в совокупности, характер совершённого административного правонарушения, и отягчающих административную ответственность обстоятельств. К смягчающим обстоятельствам суд относит устранение обществом допущенных нарушений.
С учетом изложенного, суд считает возможным не назначать ООО «Изба подарков» максимальное наказание, предусмотренное санкцией ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ, ст.ст. 29.9-29.11, КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ООО «Изба подарков» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести) рублей.
Штраф подлежит уплате: банк получателя – ГРКЦ ГУ Банка России по Санкт-Петербургу (Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу (Северо-Западная государственная инспекция пробирного надзора) ИНН 7730064419, КПП 781302001, БИК 044030001, КБК 092116 90010017000140, ОКТМО 40389000, расчетный счет №40101810200000010001, не позднее 60 дней со дня вступления постановления суда в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга.
Судья: