ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-712/2021 от 06.06.2022 Обнинского городского суда (Калужская область)

УИД 40RS0026-01-2021-002955-91

Дело № 5-712/2021 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ.

Судья Обнинского городского суда Калужской области Дубинский В.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ПИК-КОМФОРТ» (ИНН , ОГРН юридический адрес: , вн.тер. Щукино, , этаж , помещение и комната №, 4), с участием защитника Головкина И.А., помощника прокурора Корневой М.С.,

Установил:

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенного заместителем прокурора города Обнинска от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ООО «ПИК-КОМФОРТ» осуществляет управление многоквартирным домом по и является владельцем опасного объекта по адресу: , - лифта пассажирского уч. № К-2847лд зав. ), и ООО «ПИК-КОМФОРТ» допущены нарушения, приведшие к аварии, приведшие к аварии ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 50 минут и ее последствиям, а именно: в нарушение п.п. «с» п. 4, п.п. «и» п. 17, п. 3 приложения 1 Правил № 743 эксплуатация указанного лифта происходит при отсутствии назначенного распорядительным актом из числа квалифицированного персонала лица, ответственного за организацию эксплуатации лифтов; в нарушение п. 9.3 ГОСТ Р 53780-2010 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке» отсутствует инструкция по монтажу; - электрическая схема лифта не соответствует установленному оборудованию лифта; электрическая схема лифта не соответствует требованиям ГОСТ 2.701-2008, ГОСТ 2.702-2011.

Вышеуказанные действия квалифицированы как административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выслушав защитника Головкина И.А., помощника прокурора Корневу М.С., проверив, имеющиеся в деле материалы, заслушав судья приходит к следующему:

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ч. 2 ст. 9.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к обеспечению безопасности лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, создающее угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан либо возникновения аварии, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ) данный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

В силу ст. 2 названного Федерального закона, техническим регламентом является документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 утвержден Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» (далее - ТР ТС 011/2011), который устанавливает требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей) относительно их назначения и безопасности (п. 2 ст. 1).

Согласно пункту 3.2 ст. 4 ТР ТС 011/2011 для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта выполняются установленные требования, в том числе, выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта квалифицированным персоналом.

Частью 2 ст. 5 ЖК РФ определено, что жилищное законодательство состоит из ЖК РФ, принятых в соответствии с данным Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В соответствии с требованиями абз. 4 ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Таким образом, исполнение требований, изложенных в постановлениях Правительства Российской Федерации, также является обязательным, и их соблюдение относится к лицензионным требованиям.

Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и иные.

Ст. 39 ЖК РФ, подп. «а» п. 2 Правил в состав общего имущества многоквартирного дома включены, в том числе лифты, лифтовые и иные шахты.

Пунктами 5.10.1 - 5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее – постановление Госстроя № 170), предусмотрено, что техническое обслуживание и ремонт лифтов в многоквартирном доме обеспечивается эксплуатирующей организацией путем проведения технического диагностирования, обследования лифтов и включает в себя также страхование риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, в случае аварии на лифте, на весь срок эксплуатации. При этом должны соблюдаться федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также требования нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

Пункт 17 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743 (далее – Правила № 743), закрепляет обязанности лица, осуществляющего проведение указанных в п. 16 настоящих Правил видов работ.

Пунктом 19 Правил № 743 установлен порядок проведения работ по аварийно-техническому обслуживанию объекта регламентируется распорядительными документами лица, их проводящего.

Организация безопасного использования и содержания объекта обеспечивается владельцем объекта и включает в зависимости от вида объекта реализацию мер, предусмотренных п. 4 Правил № 743.

Согласно п.п. «с» п. 4, п.п. «и» п. 17, приложения № 1 п. 3 Правил № 743 организация безопасного использования и содержания объекта обеспечивается владельцем объекта и включает в зависимости от вида объекта реализацию в том числе назначение распорядительным актом из числа квалифицированного персонала лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта, к должностным обязанностям которого относится обеспечение реализации мер, предусмотренных Правилами № 743, лица, ответственного за организацию обслуживания и ремонта объекта, электромеханика по лифтам, лифтера.

Национальный стандарт Российской Федерации «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке» ГОСТ П 53780-2010 ОТ 14.10.2020, утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.03.2010 № 41-ст, (далее - ГОСТ Р 53780-2010) устанавливает общие требования безопасности к конструкции и установке в зданиях, сооружениях новых электрических лифтов с приводом трения, приводом с барабаном или звездочкой и гидравлических лифтов.

Пункт 9.3. ГОСТ Р 53780-2010 устанавливает комплект технической документации, который включает в себя паспорт лифта, копии сертификата на лифт, а также на противопожарные двери, копию сертификата на узлы безопасности, монтажный чертеж, принципиальную электрическую схему с перечнем элементов схемы - два экземпляра, принципиальную гидравлическую схему с перечнем элементов схемы (для гидравлического лифта) - два экземпляра, инструкцию по монтажу, пуску, регулированию и обкатке, руководство по эксплуатации, описание электропривода и автоматики (допускается поставлять в составе Руководства по эксплуатации), электрическую схему соединений лифта - два экземпляра, перечень документации, поставляемой с лифтом, ведомости инструмента, принадлежностей и материалов, а также сведения о запасных частях, которые по рекомендации изготовителя или поставщика лифта могут быть включены в комплект поставки лифта, другие документы по усмотрению производителя (поставщика) лифтового оборудования и/или по требованию заказчика, оговоренные в контракте поставки лифтового оборудования.

При рассмотрении дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 50 минут на диспетчерский пульт единой аварийно-диспетчерской службы ООО «РусЛифт-Обнинск» поступила заявка о том, что в кабине лифта уч. № К-2847лд зав. , расположенного по адресу: , застрял человек.

ООО «ПИК-КОМФОРТ» осуществляет управление многоквартирным домомпо. Обнинска и является владельцем опасного объекта по адресу: , - лифта пассажирского уч. №К-2847лд зав. ), и им допущены нарушения, приведшие к вышеуказанной аварии, а именно: в нарушение п. 9.3 ГОСТ Р 53780-2010 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке» отсутствует инструкция по монтажу; - электрическая схема лифта не соответствует установленному оборудованию лифта; электрическая схема лифта не соответствует требованиям ГОСТ 2.701-2008, ГОСТ 2.702-2011.

Событие административного правонарушения и вина ООО «ПИК-КОМФОРТ» в его совершении подтверждается совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает: актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-14); актом о причинах и обстоятельствах аварии (л.д. 22-40); извещением об аварии (л.д. 41); протоколом осмотра места происшествия (л.д. 48-65); справкой об ущербе (л.д. 66); заключением по расследованию причин аварии (л.д. 64-84); паспортом лифта (л.д. 165-195).

Однако судья полагает, что тот факт, что ООО «ПИК-КОМФОРТ» в нарушение п.п. «с» п. 4, п.п. «и» п. 17, п. 3 приложения 1 Правил эксплуатация указанного лифта не назначило распорядительным актом из числа квалифицированного персонала лицо, ответственное за организацию эксплуатации лифтов, не нашел своего подтверждения, так как из приказа № П-007-19-940 от ДД.ММ.ГГГГ на момент аварии таковым являлся Кузин В.А., имевший специальную для этого подготовку.

В связи с тем, что вышеуказанные нарушения ООО «ПИК-КОМФОРТ» требований к обеспечению безопасности лифтов ООО «ПИК-КОМФОРТ» привели а аварии, они образуют состав административного правонарушения и должны быть квалифицировано по части 2 статьи 9.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы защитника Головкина И.А. о том, что между вышеуказанными нарушениями требований к обеспечению безопасности лифтов со стороны ООО «ПИК-КОМФОРТ» и происшедшей аварией отсутствует причинно-следственная связь, опровергаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-14); актом о причинах и обстоятельствах аварии (л.д. 22-40); извещением об аварии (л.д. 41); протоколом осмотра места происшествия (л.д. 48-65); справкой об ущербе (л.д. 66); заключением по расследованию причин аварии (л.д. 64-84) и не могут быть приняты судьей.

На основании вышеизложенного, с учетом положений статей 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствия отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств по делу, в соответствии с санкцией части 2 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характера деятельности, в связи с наличием угрозы жизни и здоровью людей, судья считает необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией 300000 рублей.

С учетом того обстоятельства, что вышеуказанные нарушения ООО «ПИК-КОМФОРТ» привели к аварии, отсутствуют сования для применения положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении ему административного наказания.

Наличие исключительных обстоятельств, указанных в части 3.2 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволивших бы судье назначить административное наказание в виде штрафе в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией статьи, при рассмотрении дела не установлено.

Оснований для применения наказания в виде административного приостановления деятельности, предусмотренных статьей 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не находит.

Судья также полагает, что с учетом характера совершенного правонарушения, его отнести в соответствии статьей 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к малозначительным, нельзя.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 29.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Постановил:

Признать ООО «ПИК-КОМФОРТ» (ИНН , ОГРН ) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа 300000 рублей с зачислением штрафа по следующим реквизитам: получатель платежа УФК МФ РФ по (УФССП Р. по ) л.с. , ИНН , КПП , Б. получателя отделение Калуга Б. Р., БИК 012908002, наименование платежа –штраф, р.с. 03, к.с. 401).

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Постановление может быть обжаловано в Калужский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: В.В. Дубинский