Дело № 5-712/2021
УИД 76RS0014-02-2021-000929-35
Резолютивная часть постановления
оглашена 08 июля 2021 года
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ярославль 09 июля 2021 года
Судья Кировского районного суда г. Ярославля Жаварцова Ю.Г., при секретаре Платоновой К.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.6 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества «Ярославский речной порт», адрес местонахождения: <данные изъяты>,
у с т а н о в и л :
В Кировский районный суд г.Ярославля поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении ОАО «Ярославский речной порт».
В протоколе указано, что ОАО «Ярославский речной порт» допущено нарушение порядка ценообразования стоимости проезда – тарифов, установленных на перевозки пассажиров и багажа транспортного общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Ярославской области, ответственность за которое установлено частью 1 ст. 14.6 КоАП РФ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от,. 07 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» «Перевозки пассажиров и багажа речным транспортом в местном сообщении и на переправах» включены в Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок». Приказом департамента от 30.04.2013 № 36-п-тр/п/речн «Об утверждении положения о порядке представления документов и проведения экономической экспертизы расходов и признании утратившим силу приказа департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19.04.2010 №21» разработано и утверждено «Положение о порядке представления документов и проведения экономической экспертизы расходов на выполнение регулярных перевозок речным общественным транспортом в местном сообщении и на переправах. Приказом департамента от 04.03.2020 № 8-тр/реч «Об установлении тарифов на перевозки пассажиров на переправе в городе Тутаеве, выполняемых ОАО «Ярославский речной порт» на период навигации 2020 года на пассажирские перевозки на переправе города Тутаева для Общества установлен тариф в размере 32,00 руб. за разовую поездку.
Согласно информации, поступившей из отдела регулирования предельных индексов и цен на социально-значимые товары и услуги комитета экономики, ОАО «Ярославский речной порт» в 2020 году осуществляло пассажирские перевозки на переправе города Тутаева по завышенному тарифу - в размере 35,00 руб. за разовую поездку. Неправомерное завышение стоимости проезда - тарифов, установленных на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Ярославской области, является нарушением порядка ценообразования, установленного нормативными правовыми актами в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
В соответствии с определением по делу от 09.03.2021 № ОК-39-03-04/21 /ЮЛ о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ОАО «Ярославский речной порт» департаментом было проведено административное расследование, в рамках которого ОАО «Ярославский речной порт» была представлена следующая информация о количестве перевезенных пассажиров и полученной выручке на переправе в городе Тутаеве за период навигации 2020 года:
№ | Наименование | Период | ||||||
июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | ВСЕГО: | ||
1. | Провозная плата (тариф) | |||||||
взрослые, разовая поездка (руб.) | 35,00 | 35,00 | 35,00 | 35,00 | 35,00 | 35,00 | 35,00 | |
дети, разовая поездка (руб.) | 17,50 | 17,50 | 17,50 | 17,50 | 17,50 | 17,50 | 17,50 | |
2. | Количество перевезенных пассажиров чел. всего | 17884 | 22117 | 23260 | 18977 | 17651 | 8034 | 107923 |
за наличный расчет, в том числе | 17788 | 21719 | 22800 | 18496 | 17145 | 7766 | 105714 | |
взрослые | 16578 | 20287 | 21288 | 17844 | 16459 | 7445 | 99901 | |
дети | 1210 | 1432 | 1512 | 652 | 686 | 321 | 5813 | |
По безналичному расчету: | ||||||||
взрослые | 96 | 398 | 460 | 481 | 506 | 268 | 2209 | |
3. | Выручка (руб.) ВСЕГО | 604765,00 | 74903 5,00 | 78764 0,00 | 65278 5,00 | 60578 0,00 | 27557 2,50 | 3675577, 50 |
За наличный расчет, в том числе | 601405,00 | 73510 5,00 | 77154 0,00 | 63595 0,00 | 58807 0,00 | 26619 2,50 | 3598262, 50 | |
взрослые | 580230,00 | 71004 5,00 | 74508 0,00 | 62454 0,00 | 57606 5,00 | 26057 5,00 | 3496535, 00 | |
дети | 21175,00 | 25060, 00 | 26460, 00 | 11410, 00 | 12005, 00 | 5617, 50 | 101727,5 0 | |
По безналичному расчету: | ||||||||
взрослые | 3360,00 | 13930, 00 | 16100 ,00 | 16835, 00 | 17710,00 | 9380,00 | 77315,00 |
В подтверждение данной информации Обществом представлен Развернутый журнал-ордер по счету 90-01 - «Выручка с 01.01.2020 по 31.12.2020, детализация в отношении пассажирских перевозок в городе Тутаеве».
Таким образом, ОАО «Ярославский речной порт» в 2020 году осуществляло пассажирские перевозки на переправе города Тутаева по завышенному тарифу - в размере 35,00 руб. за разовую поездку взрослого человека, выше установленной регулирующим органом на 3,00 руб.
За навигационный период 2020 года количество перевезенных ОАО «Ярославский речной порт» взрослых пассажиров составляет 102110 человек, из них оплативших проезд за наличный расчет 99 901 человек, оплативших проезд по безналичному расчету – 2 209 человек. Всего сумма излишне полученной выручки составляет 306 330,00 руб. (102 110 человек*3,00 руб.)
ОАО «Ярославский речной порт» осуществляло деятельность по переправе в городе Тутаеве в 2020 году, стоимость одной пассажирской перевозки составляла 35 рублей для взрослых и 17,50 руб. для детей, продажа билетов производилась в кассе. Данный вид деятельности востребован пассажирами, однако является убыточным. С Обществом администрацией Тутаевского муниципального района по соглашению сторон 08 мая 2020 года был расторгнут муниципальный контракт, по которому Общество должно было получить сумму из бюджета, которая компенсировала бы убытки,
полученные от деятельности переправы в г. Тутаеве. В связи с расторжением муниципального контракта, Общество с 04 июня 2020 года возобновило деятельность по переправе в г. Тутаеве на коммерческой основе.
Согласно статье 789 Гражданского Кодекса РФ «перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица».
Внутренний водный транспорт, осуществляющий перевозки пассажиров и их багажа признается транспортом общего пользования согласно пункту 2 статьи 95 Кодекса внутреннего транспорта.
Согласно пункту 2 статьи 790 Гражданского Кодекса РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Таким образом, ОАО «Ярославский речной порт» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник Берёзкина О.В. с протоколом не согласилась, вину ОАО «Ярославский речной порт» в совершении административного правонарушения не признала и пояснила, что Общество в соответствии с п. 2 ст. 6 Кодекса внутреннего водного транспорта не считало себя организацией, осуществляющей перевозки транспортном общего пользования, поскольку перевозка пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом, осуществляемая в рамках заключенного государственного контракта или муниципального контракта, признается перевозкой внутренним водным транспортом общего пользования. Поскольку муниципальный контракт, компенсирующий убытки Общества, был расторгнут до начала навигации, Общество установило коммерческую плату за перевозки в размере 35 руб. для взрослых, что все равно было значительно ниже себестоимости перевозки, которая составляла более 40 руб., расчеты себестоимости были произведены в рамках установления тарифов при наличии действующего муниципального контракта.
Представители департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее также – Депаратмент) по доверенностям ФИО1, ФИО2 в судебном заседании просили привлечь ОАО «Ярославский речной порт» к административной ответственности, поскольку последним совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ. Указали, что основания для прекращения производства по делу отсутствуют, полагали, что осуществляемые Обществом пассажирские перевозки в 2020 году на переправе в г.Тутаеве подпадают под понятие перевозок внутренним водным транспортом общего пользования на основании положений ст. 789 ГК РФ и п. 2 ст. 95 Кодекса внутреннего водного транспорта, отметили наличие бессрочной лицензии у Общества на пассажирские перевозки.
Выслушав защитника, представителей Департамента, исследовав письменные материалы дела прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям или никотинсодержащей продукции завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.4.2 настоящего Кодекса.
ОАО «Ярославский речной порт» осуществляло деятельность по переправе в городе Тутаеве в 2020 году, стоимость одной пассажирской перевозки составляла 35 рублей для взрослых и 17,50 руб. для детей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от,. 07 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» «Перевозки пассажиров и багажа речным транспортом в местном сообщении и на переправах» включены в Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок». Приказом департамента от 30.04.2013 № 36-п-тр/п/речн «Об утверждении положения о порядке представления документов и проведения экономической экспертизы расходов и признании утратившим силу приказа департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19.04.2010 №21» разработано и утверждено «Положение о порядке представления документов и проведения экономической экспертизы расходов на выполнение регулярных перевозок речным общественным транспортом в местном сообщении и на переправах. Приказом департамента от 04.03.2020 № 8-тр/реч «Об установлении тарифов на перевозки пассажиров на переправе в городе Тутаеве, выполняемых ОАО «Ярославский речной порт» на период навигации 2020 года на пассажирские перевозки на переправе города Тутаева для Общества установлен тариф в размере 32,00 руб. за разовую поездку.
С Обществом администрацией Тутаевского муниципального района по соглашению сторон 08 мая 2020 года был расторгнут муниципальный контракт, по которому Общество должно было получить сумму из бюджета, которая компенсировала бы убытки, полученные от деятельности переправы в г. Тутаеве.
В соответствии с ч. 1 ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
В силу п. 2 ст. 95 Кодекса внутреннего водного транспорта перевозчиком общего пользования является перевозчик, который в силу закона или в соответствии с выданной ему лицензией осуществляет перевозки пассажиров и их багажа по обращению любого физического или юридического лица.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 6 Кодекса внутреннего водного транспорта перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировка судов и плавучих объектов, погрузка и выгрузка грузов, оказание услуг в речных портах, услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и других услуг внутреннего водного транспорта осуществляются на платной основе в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Перевозка пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом, осуществляемая по обращению любого физического или юридического лица в рамках заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд государственного контракта или муниципального контракта между перевозчиком и органом государственной власти или органом местного самоуправления по согласованному маршруту, признается перевозкой внутренним водным транспортом общего пользования. В случае, если таким контрактом предусмотрено предоставление перевозчику субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом общего пользования, размер провозной платы определяется таким контрактом.
Обе нормы ч. 1 ст. 789 и п. 2 ст. 95 Кодекса внутреннего водного транспорта являются отсылочными, связи с чем не все транспортные организации являются перевозчиками общего пользования и для отнесения их к таковым следует руководствоваться иными законами, само по себе наличие бессрочной лицензии на перевозку пассажиров у ОАО «Ярославский речной порт» не свидетельствует о том, что перевозка пассажиров и их багажа именно в г.Тутаеве осуществлялась транспортом общего пользования в отсутствие заключенного государственного контракта в силу положений п. 2 ст. 6 Кодекса внутреннего водного транспорта.
Регулирование перевозок речным транспортом общего пользования предусматривает наряду с установлением тарифов также определение механизма его применения, включая порядок заключения государственного или муниципального контракта и установление круга лиц, которые обязаны осуществлять такие перевозки. Обязанность перевозчика по утверждению тарифов на перевозку пассажиров и багажа водным (речным) транспортом возникает в случае, когда перевозки осуществляются водным транспортом общего пользования, то есть на основании заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд государственного контракта или муниципального контракта между перевозчиком и органом государственной власти или органом местного самоуправления по согласованному маршруту.
Таким образом, в действиях ОАО «Ярославский речной порт» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.6 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст. 24.5, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества «Ярославский речной порт» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Ю.Г.Жаварцова