ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-713/2022УИД780006-01-2022-002942-62 от 05.05.2022 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 5-713/2022 УИД 78RS0006-01-2022-002942-62

Резолютивная часть постановления вынесена и оглашена 05.05.2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург «06» мая 2022 года

Судья Кировского районного суда Санкт-Петербурга Абрамова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца гор. Ленинград, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу<адрес>, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 допустил несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, а именно:

ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 30 минут в ходе мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия по адресу: <адрес> являющимся историческим зданием, находящимся в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия, расположенных за пределами исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга (Кировский район Санкт-Петербурга) и формирующем уличный фронт застройки ФИО2 переулка, должностными лицами КГИОП установлен факт частичного демонтажа объекта, а именно проведен демонтаж 2 этажа здания.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 25.08.2021 № КУВИ-002/2021-112069425, правообладателем объекта на праве собственности является ФИО1

Таким образом, ФИО1 не принял надлежащих мер направленных на сохранение объекта культурного наследия в результате чего, в отсутствие письменного задания и разрешения КГИОП, а также согласованной проектной документации, были проведены самовольные работы зафиксированных актом КГИОП от 13.05.2021, по демонтажу второго этажа исторического здания, формирующего уличный фронт застройки ФИО2 переулка, расположенного по адресу: <адрес> в связи с чем несоблюдение ограничений, установленных в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ (15) 01 (Кировский район Санкт-Петербурга), чем нарушил требования Закона № 820-7, ст. 34 Закона № 73-ФЗ, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

В судебное заседание ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причин неявки не сообщил, ходатайство об отложении слушания дела не представил, направил защитников Левченко И.И. и Белову И.В., действующих на основании доверенности 78 АВ 0593071 от 10.08.2021. При таких обстоятельствах, на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело об административном правонарушении в отсутствии ФИО1

Защитники Левченко И.И. и Белова И.В. ходатайствовали о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку должностными лицами КГИОП было нарушено право ФИО1 на защиту и участие в ходе рассмотрения дела. В материалах дела содержится уведомление КГИОП № 01-24-5221/21-00 от 24.11.2021 о вызове ФИО1 для составления протокола об административном правонарушении на 03.12.2021 в 12 часов 00 минут. Также представлена копия телеграммы с уведомлением о составлении протокола в отношении ФИО1 03.12.2020 в 12 часов 00 минут. Иные уведомления о составлении протокола об административном правонарушении по указанному правонарушению и вызову привлекаемого лица в материалах дела отсутствуют, в связи с чем протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.

Также защитники пояснили, что правонарушение было выявлено 13.05.2021, при этом в материалах дела отсутствует сведения о состоянии объекта на сегодняшний день, наличие или отсутствие проектной документации не исследовано. В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ правонарушением является нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия, то есть памятников, включенных в единый реестр культурного наследия. Из имеющихся в материалах дела фотоснимков не представляется возможным определить, когда они были сделаны, на какой аппарат, их привязку к ФИО1, материалы дела содержат противоречивые сведения о годе постройки дома. Выписка из ЕГРН не содержит сведений о том, что дом относится к числу исторических зданий.

Главный специалист отдела правового обеспечения административного производства Юридического управления Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры ФИО3 составленный в отношении ФИО1 протокол об административном правонарушении поддержал в полном объеме, полагая, что его вина установлена и подтверждается материалами дела. Пояснил, что указание в телеграмме и уведомлении даты составления протокола об административном правонарушении 13.12.2020 является технической ошибкой и не свидетельствует о ненадлежащим извещении ФИО1 о времени и месте составления протокола. Состав правонарушения по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ является обоснованным, помимо нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников), предусматривает также несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия. Такие ограничения могут быть установлены как федеральным законодательством, так и местным, на уровне субъекта. Понятие исторического здания закреплено в Законе № 820-7, год постройки дома указан в выписки ЕРГН и техническом паспорте, таким образом ФИО1 не мог не знать, что объект относится к числу исторических зданий. Фотоснимки при проведении обследования выполнены специалистом КГИОП, обладающим специальными знаниями и умениями, позволяющими определить адрес объекта. Фотофиксация выявленного нарушения в силу закона необязательна, выполняется для наглядности, в связи с чем указание на аппарат, с помощью которого были сделаны фотоснимки, и приложение документов на него, не требуется.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает вину ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, установленной и доказанной материалами дела, в том числе:

- протоколом об административном правонарушении № 454-2021 от 03.12.2021 составленным в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом КГИОП;

- актом мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия от 13.05.2021, согласно которому в здании по адресу: <адрес> являющимся историческим (1901 года постройки), формирующим уличный фрон застройки ФИО2 пер., должностными лицами КГИОП установлен факт его частичного демонтажа, а именно проведен демонтаж 2 этажа здания. На момент осмотра работы не велись, строительная техника и рабочие отсутствовали. На территории, прилегающей к зданию, размещены строительные материалы (кирпич), строительный и бытовой мусор, металлические контейнеры. Со стороны ФИО4 пер., между зданиями 2/6 и 6, территория здания огорожен металлическим ограждением, доступ на территорию ограничен;

- материалами фотофиксации, являющимися приложением к акту по систематическому наблюдению за соблюдением обязательных требований;

- копией задания на проведение мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ;

- выпиской из ЕГРН в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> согласно которой правообладателем объекта по указанному адресу является ФИО1, год ввода в эксплуатацию здания – 1901;

- техническим паспортом на нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>

Суд признает представленные доказательства достоверными, непротиворечивыми и достаточными для установления вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Согласно ст. 34 Закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта; зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В соответствии с ч. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ зоны охраны объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации являются зонами с особыми условиями использования территорий.

В силу п. 2 Главы 1 Раздела 1 Приложения 2 Закон 820-7 под охранной зоной объектов культурного наследия понимается территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

В силу п. 22 постановления Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 «Об утверждении положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов правительства Российской Федерации», соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности. Отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 24.12.2008 № 820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» (далее - Закон № 820-7) здание, расположенное по адресу: <адрес> (далее - объект), находится в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия, расположенных за пределами исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга ЗРЗ (15) 01 (Кировский район Санкт-Петербурга), и формирует уличный фронт застройки ФИО2 переулка.

Здание по указанному адресу не является объектом (выявленным объектом) культурного наследия, относится к числу исторических зданий (1901 года постройки).

Согласно п. 18.1.2. приложения 2 к Закону № 820-7 на территории ЗРЗ запрещается снос (демонтаж) исторических зданий. Настоящий запрет не распространяется на случаи разборки отдельных строительных конструкций, аварийное состояние которых установлено в соответствии с требованиями действующих документов по стандартизации (в том числе межгосударственных стандартов).

На территории ЗРЗ устанавливаются следующие запреты:

Согласно п. 3.1.2. приложения 2 к Закону № 820-7 запрещается снос (демонтаж) исторических зданий.

Согласно п. 3.1.3. приложения 2 к Закону № 820-7 запрет, указанный в пункте 3.1.2 настоящего раздела Режимов, не распространяется на следующие случаи разборки, демонтажа отдельных строительных конструкций (частей объекта капитального строительства):

- разборка, демонтаж отдельных строительных конструкций, аварийное состояние которых установлено в соответствии с требованиями действующих документов по стандартизации (в том числе межгосударственных стандартов);

- разборка, демонтаж отдельных строительных конструкций в случае отсутствия технической возможности их сохранения при осуществлении разборки, демонтажа строительных конструкций, аварийное состояние которых установлено в соответствии с требованиями действующих документов по стандартизации (в том числе межгосударственных стандартов);

- разборка, демонтаж отдельных строительных конструкций в ходе капитального ремонта, реконструкции исторического здания, влекущих изменение его внешнего облика, допускаемое Режимами.

Правообладатель земельного участка, на котором располагалось историческое здание, формирующее уличный фронт, обязан осуществить его восстановление в части внешнего облика, воспринимаемого с открытых городских пространств, в случае полной или частичной утраты исторического здания, в том числе в результате разборки отдельных строительных конструкций, аварийное состояние которых было установлено в соответствии с требованиями действующих документов по стандартизации (в том числе межгосударственных стандартов).

Восстановление исторического здания осуществляется после получения положительного заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия.

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от 25.08.2021 № КУВИ-002/2021-112069425 здание, расположенное по адресу<адрес> построено в 1901 году, является историческим.

Согласно выписке из ЕГРН правообладателем объекта на праве собственности является ФИО1.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и на основании задания КГИОП от 13.05.2021 № 01-58-193/21 в отношении объекта проведены мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований.

Актом мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований от 13.05.2021 зафиксировано, что проведен визуальный осмотр объекта, по итогам которого зафиксирован факт его частичного демонтажа, а именно проведен демонтаж 2 этажа здания. Работы в отношении объекта не велись, строительная техника и рабочие на объекте, в том числе на прилегающей территории отсутствовали. На территории прилегающей к Зданию размещены строительные материалы (кирпич), а также строительный и бытовой мусор, металлические контейнеры. Со стороны Урюпинского пер., между зданиями 2/6 и 6, территория здания огорожена металлическим ограждением.

Проектная документация на соответствие требованиям единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ(32)01, разработанная согласно порядку, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 № 1264 «О порядке подготовки заключений в соответствии с требованиями Закона Санкт-Петербурга «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных работ»» в КГИОП на рассмотрение не поступала.

Таким образом, в действиях ФИО1 установлено наличие события правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, а именно: в нарушение требований Закона № 820-7, статьи 34 Закона № 73-ФЗ, проведение самовольных работ зафиксированных актом КГИОП от 13.05.2021, по демонтажу второго этажа исторического здания, формирующего уличный фронт застройки ФИО2 переулка, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем несоблюдение ограничений, установленных в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ (15) 01 (Кировский район Санкт-Петербурга).

В связи с изложенным, доводы стороны защиты относительно отсутствия в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, являются не состоятельными.

Вопреки доводам защитников, в выписке ЕРГН, а также техническом паспорте имеется указание на год постройки дома – 1901. Согласно разделу 3 Закон Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7 историческим зданием является здание, строение, сооружение, не являющееся объектом (выявленным объектом) культурного наследия, относящееся к следующим историческим периодам: в зонах охраны объектов культурного наследия, расположенных в исторически сложившихся центральных районах Санкт-Петербурга, а также в Невском районе Санкт-Петербурга, - построенное до 1917 года (здесь и далее год постройки включительно); в зонах охраны объектов культурного наследия, расположенных за пределами исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга (за исключением Невского района Санкт-Петербурга), - построенное до 1957 года, деревянное 1-2-этажное здание, строение, сооружение - построенное до 1917 года (год постройки определяется в соответствии с учетно-технической документацией об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации). Таким образом, при добросовестном поведении ФИО1 не мог не знать о статусе находящегося в его собственности объекте. При этом незнание вышеуказанных положений закона не свидетельствует об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Из представленных в материалы дела фотоснимков следует, что работы в виде капитального ремонта здания проводятся по адресу: <адрес> заказчиком является физическое лицо – ФИО1. Проектная документация в КГИОП на рассмотрение не поступала. Оснований сомневаться в представленных сведениях у суда не имеется.

Доводы защиты о нарушении сотрудниками КГИОП право ФИО1 на защиту и участие в ходе рассмотрения дела, суд признает не состоятельными. В материалах дела действительно имеются уведомление о телеграмма с вызовом ФИО1 на составление протокола об административном правонарушении 13.12.2020. Однако данный факт судом признается явной технической ошибкой. Кроме того, данные уведомление и телеграмма не были получены ФИО1 в связи с чем он не мог быть введен в заблуждение указанной в них информацией.

Таким образом, оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст. 24.5, а также ст. 2.9 КоАП РФ, суд не усматривает.

При определении вида и размера наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ФИО1, и полагает необходимым назначить ФИО1 наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, установленном санкцией ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л :

Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца гор. Ленинграда, гражданина РФ, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей, зачислив денежные средства на следующие реквизиты:

Получатель Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры РФ, л/сч <***>), ИНН <***>, КПП 770301001, банк получателя Операционный департамент Банка России, г. Москва, БИК 024501901, единый казначейский счет 40102810045370000002, казначейский счет 03100643000000019500, ОКТМО 45382000, КБК 05411601071010013140, назначение платежа: штрафы, установленные главой 7 КоАП РФ, за административные нарушения в области охраны собственности, налагаемые судьями федеральных судов, должностными лицами федеральных государственных органов, учреждений, Центрального банка РФ (штрафы за нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ), постановление № 5-713/2022 по делу, возбужденному КГИОП.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.

Квитанцию об оплате штрафа необходимо представить в канцелярию Кировского районного суда Санкт-Петербурга, расположенную по адресу: <...>, каб. 111, тел.415-64-03, не позднее следующего дня после истечения срока для оплаты штрафа.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья М.М. Абрамова