ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-718/20 от 24.12.2020 Железнодорожного районного суда г. Самары (Самарская область)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Самара 24 декабря 2020 года

Судья Железнодорожного районного суда г.Самары Дюк К.И., с участием законного представителя юридического лица ФИО1,

помощника прокурора Железнодорожного района г.Самары ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества «Мастер плюс» городского округа Самара, юридический адрес: 443013, <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что прокуратурой Железнодорожного района г.Самары проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в деятельности МБУ ДО «ЦДТ «Мастер плюс» г.о. Самара, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой ДД.ММ.ГГГГ установлено, что МБУ ДО «ЦДТ «Мастер плюс» г.о.Самара осуществляет образовательную деятельность по адресу <адрес> без лицензии.

Действия МБУ ДО «ЦДТ «Мастер плюс» г.о. Самара квалифицированы как совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании законный представитель МБУ ДО «ЦДТ «Мастер плюс» г.о. Самара ФИО1 с постановлением согласилась, пояснив, что центром получено санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в настоящее время центр ожидает поступление субсидии на проведение независимой оценки пожарного риска по помещению, расположенному по адресу: <адрес>, что позволит получить заключение о соответствии обязательным требованиям пожарной безопасности на объект и завершить процесс получения лицензии. Указала, что данное помещение передано центру в оперативное управление еще в 2003 году, пользуется им он с 1996 года, однако предыдущий директор не занялся вопросом о получении лицензии на данный объект. Отметила, что недостатки юридическим лицом устраняются и центр готов получить лицензию на осуществление образовательной деятельности по адресу: <адрес>. В связи с чем, а также учитывая, что центр является муниципальным учреждением, осуществляет образовательную деятельность, просила назначить административное наказание в минимальных пределах установленных КоАП РФ.

Помощник прокурора Железнодорожного района г.Самары ФИО2 в судебном заседании поддержала постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, вопрос о виде наказания оставила на усмотрение суда.

Выслушав представителя юридического лица и помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ст. 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании лицензии.

На основании ч.1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности » (далее ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

В соответствии со ст.12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ одним из видов деятельности, подлежащей лицензированию, является образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково»).

Аналогичные требования содержатся в ч.1 ст.91 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а именно образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее Положение).

Как следует из материалов дела, у МБУ ДО «ЦДТ «Мастер плюс» г.о.Самара имеется лицензия на осуществление образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, согласно Приложению к которой адрес места осуществления образовательной деятельности юридического лица является адрес: 443013, <адрес>. При этом договором о порядке использования муниципального имущества, закрепленного за образовательным учреждением на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГО МБУ ДО «ЦДТ «Мастер плюс» г.о. Самара переданы в оперативное управление помещения, расположенные по адресам: <адрес>, приказами Департамента управления имуществом г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ, 5245, 5246 соответственно, за учреждением закреплены права оперативного управления на указанные помещения. Начиная с 1996 года и до настоящего времени образовательная деятельность МБУ ДО «ЦДТ «Мастер плюс» г.о.Самара осуществляется по адресам: <адрес>. При проведении прокурорской проверки исполнения в деятельности МБУ ДО «ЦДТ «Мастер плюс» г.о.Самара требований законодательства об образовании, о лицензировании, санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении образовательной деятельности, ДД.ММ.ГГГГ выявлено отсутствие в действующей лицензии указания на осуществление образовательной деятельности МБУ ДО «ЦДТ «Мастер плюс» г.о.Самара по адресу <адрес> осуществление образовательной деятельности по данному адресу, в том числе в октябре 2020 года.

Факт совершения МБУ ДО «ЦДТ «Мастер плюс» г.о.Самара вмененного ему административного правонарушения подтверждается постановлением заместителя прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, решением заместителя прокурора Железнодорожного района г.Самары о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ деятельности МБУ ДО «ЦДТ «Мастер плюс» г.о.Самара, актом ревизии финансово-хозяйственной деятельности МБУ ДО «ЦДТ «Мастер плюс» г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями от ДД.ММ.ГГГГ заместителя директора МБУ ДО «ЦДТ «Мастер плюс» г.о.Самара ФИО3, объяснениями от ДД.ММ.ГГГГ директора МБУ ДО «ЦДТ «Мастер плюс» г.о.Самара ФИО1, расписанием занятий детских творческих объединения, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ директором МБУ ДО «ЦДТ «Мастер плюс» г.о.Самара.

Судьей принимаются представленные письменные документы в качестве доказательств по данному делу, поскольку они отвечают признакам относимости и допустимости, какого-либо нарушения действующего законодательства, допущенного должностными лицами при их составлении, судьей выявлено не было.

Таким образом, вина МБУ ДО «ЦДТ «Мастер плюс» г.о.Самара в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, установлена и доказана. При производстве дела административным органом процессуальных нарушений не допущено. Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ не истек.

Диспозиция ч.1 ст.19.20 КоАП РФ носит формальный характер, не предполагает возникновения или наличия какого-либо ущерба, причиненного совершенным правонарушением, его размера.

Наказание за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст19.20 КоАП РФ, предусмотрено в виде предупреждения или наложения административного штрафа от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу абз.2 ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части названного Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Согласно п.23.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" от ДД.ММ.ГГГГ N 5 - наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Временный запрет на деятельность юридического лица МБУ ДО «ЦДТ «Мастер плюс» г.о.Самара должностным лицом административного органа в связи с выявленным нарушением не применялся.

В соответствии с ч.1 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств отягчающих вину юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, не установлено.

Обстоятельством, смягчающим вину юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, судья признает раскаяние, признание вины, добровольное принятие мер по устранению допущенного административного правонарушения.

В подтверждение мер, принятых к устранению нарушений, в материалы дела юридическим лицом представлено санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека .СЦ.05.000.М.0010ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, заявления и акты по получению заключения о соответствии обязательным требованиям пожарной безопасности помещения, расположенного по адресу: <адрес>, письмо в Департамент образования Администрации г.о.Самары о предоставлении субсидии на проведение независимой оценки пожарного риска от ДД.ММ.ГГГГ.

Также суд учитывает, что МБУ ДО «ЦДТ «Мастер плюс» г.о. Самара является некоммерческой организацией, не ставящей извлечение прибыли основной целью своей деятельности, финансируемой за счет бюджетных средств, целями деятельности которого являются образование населения, то есть относится к социально значимым объектам.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).

Согласно ст.3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В данном случае административного наказания в виде предупреждения предусмотрено санкцией ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

Учитывая предусмотренные ст.3.1 КоАП РФ цели административного наказания, признание привлекаемым лицом своей вины, добровольное принятие мер к лицензированию деятельности, характер совершенного административного правонарушения, не повлекшим каких-либо негативных последствий, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, суд полагает возможным назначить наказание юридическому лицу в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 19.20, ст.ст. 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Мастер плюс» городского округа Самара признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Судья Дюк К.И.