ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-718/2021 от 25.02.2021 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 5-718/2021

59RS0014-01-2021-000002-90

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Пермь 25 февраля 2021 года

Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Попова Е.Л.,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, привлекаемой к административной ответственности по ст.20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протокола об административном правонарушении от 21.12.2020 года, 30.11.2020г. оперуполномоченным ЦПЭ ГУ МВД России по Пермскому краю ФИО3 в социальной сети «Вконтакте» на странице пользователя под псевдонимом <данные изъяты><данные изъяты>, была обнаружена электронная версия газеты «Владимирская Русь», формата А3 на 8 страницах, добавлен данный файл от сообщества «Община коренных народов СССР». Данный файл признан решением Кировского районного суда <адрес> от 02.09.2019г. и апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики <адрес> от 27.11.2019г. экстремистским материалом (пункт 5006 Федерального списка экстремистских материалов). Данные действия, повлекли нарушение ст.13 Федерального Закона от 25.07.2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

Действия ФИО1, УУП ОУУП и ПДН МО МВД России «Верещагинский» ФИО6 квалифицированы по ст.20.29 КоАП РФ.

ФИО1 и ее защитник, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении в судебное заседание не явились.

УУП ОУУП и ПДН МО МВД России «Верещагинский» ФИО7. просила рассмотреть дело без ее участия.

Учитывая положения ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО1

Статья 20.29 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.2 настоящего Кодекса.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные статьями 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, при этом положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают, что протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Согласно части 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.

Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.

Согласно материалам дела, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.29 КоАП РФ составлен УУП ОУУП и ПДН МО МВД России «Верещагинский» ФИО8. 21.12.2020г. в отношении ФИО1 в ее отсутствие (л.д. 3).

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что в зависимости от конкретных обстоятельств дела извещение может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС - сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

При этом, в материалах дела не содержится достоверных сведений, свидетельствующих об извещении ФИО1 о составлении протокола об административном правонарушении 21.12.2020г. Представленный скриншот СМС-сообщения (л.д. 48) не может с достоверностью подтвердить факт направления СМС-извещения и факт его получения адресатом. Кроме того, принадлежность данного номера именно ФИО1 установлена лишь справкой от 01.12.2020г. за подписью оперуполномоченного ЦПЭ ГУ МВД России по Пермскому краю ФИО3 (л.д. 47) и справкой на физическое лицо (л.д. 53), при этом согласие лица на уведомление посредством СМС-извещения отсутствует, что необходимо в силу закона.

Извещение, направленное ФИО1 по адресу ее регистрации о необходимости явки 21.12.2020г. для дачи объяснений (л.д. 49), также не может быть признано надлежащим извещением ее о месте составления протокола об административном правонарушении, в силу того, что на 21.12.2020г. отчет об отслеживании почтового отправления содержал лишь информацию о неудачной попытке вручения 15.12.2020г., тогда как отметка о возврате письма в связи с истечением срока хранения поставлена лишь 12.01.2021г.

Изложенное, объективно свидетельствует о составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не извещенной о времени и месте его составления, что не отвечает требованиям ст.28.2 КоАП РФ и повлекло нарушение права ФИО1 на защиту.

Согласно п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в п.4 постановления Пленума Верховного Суда Российский Федерации от 24.03.2005г. № 5, в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании п.4 ч.1 ст.29.4 названного Кодекса, необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.

Однако, определением судьи Верещагинского районного суда Пермского края от 11.01.2021г. дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 принято к производству, в связи с чем в настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении, являющегося процессуальным документом, фиксирующим событие административного правонарушения, утрачена, возвращение протокола, составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрена, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела невозможна.

Указанное нарушение является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что влечет признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством.

Согласно ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

При указанных обстоятельствах и в соответствии с п. 2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья приходит к выводу о необходимости прекращения в отношении ФИО1 производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: подпись

Копия верна. Судья Е.Л. Попова