ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-71/2021 от 23.06.2021 Арзгирского районного суда (Ставропольский край)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Дело № 5-71/2021

УИД26RS0006-01-2021-000196-78

23 июня 2021 года с. Арзгир

Судья Арзгирского районного суда Ставропольского края Нартова Л.М.,

с участием помощника прокурора Арзгирского района Ставропольского края Пакова В.Н.,

представителя юридического лица государственного казенного учреждения «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края», ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица государственного казенного учреждения «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края», юридический адрес: <адрес>

установил:

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при обеспечении работниками ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» функционирования природного заказника «Арзгирский».

По результатам проверки заместителем прокурора в деятельности ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» выявлены нарушения Федеральных Законов «Об особо охраняемых природных территориях», «Об окружающей среде», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Земельного кодекса и Закона Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-кз.

Проверкой установлено, что приказом директора ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ л на должность егеря 8 разряда назначен ФИО3

Трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 принят на работу в Арзгирский государственный заказник.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе надзорных мероприятий установлено, что государственный инспектор ФИО3 не позднее 09 часов 42 минут ДД.ММ.ГГГГ находясь на территории государственного природного заказника краевого значения «Арзгирский», расположенного в 2-км. на юг от села Арзгир Арзгирского района Ставропольского края (координаты ), действуя умышленно из корыстных побуждений, вопреки интересам службы, являясь должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными функциями, используя государственное имущество (земельный участок Заказника) и предоставленные полномочия в личных целях для извлечения материальной выгоды, организовал и осуществлял хозяйственную деятельность, связанную с ведением личного подсобного хозяйства (содержание, пастьба крупнорогатого скота в количестве 6 голов и 8 голов мелкорогатого скота), а также осуществлял деятельность по обращению с отходами производства и потребления IV класса опасности (автомобильные шины, предметы бытовой химии, аэрозольные баллончики, пластик, полиэтилен и др.), а именно их сбор, накопление и размещение на поверхности почвы Заказника, оказывая негативное воздействие на природный комплекс Заказника, а также его объекты животного и растительного мира, находящихся на пути миграции птиц, по причине отсутствия у ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» соответствующего договора с региональным оператором.

По результатам проверки заместителем прокурора возбуждено дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» по ч. 1 ст. 8.2 КоАПРФ.

В судебном заседании представитель ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» вину не признал и дал пояснения аналогичные представленным возражения, при этом пояснил, что процессуальные права заместителем прокурора ему были разъяснены только по его требованию, после подписания постановления, что отражено в постановлении на странице 6, также заключение договора на вывоз ТКО противоречит деятельности юридического лица, это приведет к расходованию средств не по целям их деятельности, кроме этого в ведение Арзгирского заказника на основании договора безвозмездного пользования предоставлено нежилое помещение - Кордон-конюшня, а земельный участок, расположенный в границах Арзгирского заказника с кадастровым номером предназначен для лесохозяйственного производства. Кроме этого Арзгирский заказник не осуществляет хозяйственную деятельность, в области обращения с отходами по сбору, накоплению и размещению отходов. Автомобильные шины, аэрозольные баллончики, предметы бытовой химии, указанные в постановлении не являются ТКО.

Помощник прокурора Арзгирского района Ставропольского края Паков В.Н. просил привлечь к административной ответственности юридическое лицо - ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Свидетель ФИО3 в судебном заседании показал, что он работает в должности егеря в Арзгирском государственном природном заказнике Арзгирского района с 2008 года. Он утром приезжает на Заказник, вечером уезжает. Очень часто жители села, свозят свой мусор и высыпают на территории лесного хозяйства. Раньше весь мусор он вывозил на свалку, последний раз в марте 2021 года весь мусор он сложил в силосную яму и прикидал землей. На территории находились автомобильные шины, но эти шины используются им для изготовления поилок для животных, птиц. В отношении него и.о. прокурора Арзгирского района Ставропольского края вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения которого он был привлечен к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя юридического лица ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» ФИО1, помощника прокурора Арзгирского района Ставропольского края Пакова В.Н., свидетеля ФИО3 суд приходит к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАПРФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.

Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края с внесенными изменениями (л.д. 22-49).

Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 принят на должность егеря в Арзгирский государственный природный заказник Арзгирского района.

Заместителем прокурора Арзгирского района в ходе надзорных мероприятий установлено, что государственный инспектор ФИО3 не позднее 09 часов 42 минут ДД.ММ.ГГГГ находясь на территории государственного природного заказника краевого значения «Арзгирский», расположенного в 2-км. на юг от села Арзгир Арзгирского района Ставропольского края (координаты ), действуя умышленно из корыстных побуждений, вопреки интересам службы, являясь должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными функциями, используя государственное имущество (земельный участок Заказника) и предоставленные полномочия в личных целях для извлечения материальной выгоды, организовал и осуществлял хозяйственную деятельность, связанную с ведением личного подсобного хозяйства (содержание, пастьба крупнорогатого скота в количестве 6 голов и 8 голов мелкорогатого скота), а также осуществлял деятельность по обращению с отходами производства и потребления IV класса опасности (автомобильные шины, предметы бытовой химии, аэрозольные баллончики, пластик, полиэтилен и др.), а именно их сбор, накопление и размещение на поверхности почвы Заказника, оказывая негативное воздействие на природный комплекс Заказника, а также его объекты животного и растительного мира, находящихся на пути миграции птиц, по причине отсутствия у ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» соответствующего договора с региональным оператором.

Судом установлено, что выполнение мероприятий по обеспечению порядка на вверенной территории Заказника и содержания вверенного имущества Заказника возложена на егеря ФИО3, в соответствии с должностной инструкцией, утвержденной директором ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52-58).

Постановлением заместителя государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАПРФ, выразившегося в том, что он не позднее 09 часов 42 минут ДД.ММ.ГГГГ находясь на территории государственного природного заказника краевого значения «Арзгирский», расположенного в 2- км. на юг от села Арзгир Арзгирского района Ставропольского края (координаты ), действуя умышленно из корыстных побуждений, вопреки интересам службы, являясь должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными функциями, используя государственное имущество (земельный участок Заказника) и предоставленные полномочия в личных целях для извлечения материальной выгоды, организовал и осуществлял хозяйственную деятельность, связанную с ведением личного подсобного хозяйства (содержание, пастьба крупнорогатого скота в количестве 6 голов и 8 голов мелкорогатого скота) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа (л.д. 134-138).

В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с выявленными нарушения законодательства, заместитель прокурора указывает о наличии в действиях должностного лица, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАПРФ, а именно – несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании отходов производства и потребления (л.д. 5), при этом возбуждает производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАПРФ в отношении юридического лица ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края».

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Заместителем прокурора в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении в нарушение ч.2 ст. 28.2 КоАПРФ не указаны место, время совершения и событие административного правонарушения совершенного юридическим лицом ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края».

Кроме этого не заключение договора с региональным оператором на вывоз отходов производства и потребления с территории Заказника юридическим лицом ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» не образует объективную сторону ч. 1 ст. 8.2 КоАПРФ.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Суду не предоставлено доказательств относительно виновности юридического лица ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Учитывая изложенное выше, и в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ суд считает, что производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края», привлекаемого за совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в его действиях.

Руководствуясь ст. ст. 29.10, 29.11, 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица государственного казенного учреждения «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях юридического лица государственного казенного учреждения «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» состава административного правонарушения.

Копию настоящего постановления направить директору ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края», а также прокурору Арзгирского района, для сведения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Арзгирский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Мотивированное постановление изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>