ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-71/2023 от 04.10.2023 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

дело № 5-71/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

04 октября 2023 года

Ленинский районный суд г. Омска

в составе судьи Верещагиной Т.Ю.,

при секретаре Царёвой Н.А.,

помощнике судьи Велиевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский колледж транспортно строительства», ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, юридический адрес: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский колледж транспортно строительства», повторно совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах:

ДД.ММ.ГГГГ постановлением № 4, вынесенным заместителем главного государственного инспектора Ленинского АО г. Омска по пожарному надзору ФИО2, Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский колледж транспортно строительства», было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов в ходе проведения внеплановой выездной проверки исполнения требований предписания от ДД.ММ.ГГГГ Управлением надзорной деятельности ГУ МЧС России по <адрес> установлено, что Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский колледж транспортно строительства», повторно нарушило требования пожарной безопасности, а именно:

- отсутствует аварийное освещение на путях эвакуации (в коридорах, в лестничных клетках (ч.2 ст.53, ч.1 ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 37 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479; п. 4.3.12 Свода правил 1.13130.2020).

Своими действиями Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский колледж транспортно строительства», совершило административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Представители Бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский колледж транспортного строительства» ФИО3, ФИО4 вину в совершении административного правонарушения не признали, пояснив, что Учреждением принимались все зависящие от них меры к соблюдению требований пожарной безопасности. Указанное в протоколе нарушение выявлено в 2023 году, после чего незамедлительно руководитель обратился к учредителю с просьбой о выделении денежных средств. Денежные средства выделены ДД.ММ.ГГГГ, после чего проведены конкурсные процедур и заключен контракт на проведение работ по монтажу аварийного освещения на путях эвакуации. При заключении контакта срок его исполнения определен ДД.ММ.ГГГГ, однако, по вине подрядчика в связи с просрочкой поставки электроматериала, фактически работы выполнены ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ТОНД и ПР по Ленинскому административному округу г. Омска ФИО5 в судебном заседании подтвердила обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, дополнительно указала, что первоначально отсутствие аварийного освещения на путях эвакуации выявлено в деятельности Учреждения в 2023 году.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.

Объектом указанного административного правонарушения является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности основываются как на Федеральном законе от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", так и на Конституции РФ, включают в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Исходя из положений статей 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности), к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила); под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно ст. 5 того же Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "О противопожарном режиме" устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

В зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330. (п. 4.3.12 Свода правил СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утв. Приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194).

На л.д. 22-24 имеется постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем главного государственного инспектора Ленинского АО г. Омска по пожарному надзору ФИО2, которым Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский колледж транспортно строительства», было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150000 руб. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

На л.д. 6.7 имеется предписание , которым Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский колледж транспортно строительства», предписано устранить нарушения требований пожарной безопасности в срок ДД.ММ.ГГГГ.

На л.д. 12-14 имеется решение о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого была проведена внеплановая выездная проверка исполнения требований предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

На л.д. 20,21 имеется акт внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в ходе проведения внеплановой выездной проверки исполнения требований предписания от ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ТОНД Ленинского АО <адрес> установлены нарушения, указанные в описательной части постановления.

На л.д. 4 имеется протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что при проверке помещений, занимаемых Бюджетным профессиональным образовательным учреждением Омской области «Омский колледж транспортно строительства», по адресу: <адрес>, установлены нарушения пожарной безопасности. При составлении протокола представитель Бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский колледж транспортно строительства» ФИО3 указал, что с протоколом согласен, ведутся работы по устранению нарушений.

На л.д. 26 имеется доверенность, выданная на имя ФИО3

Изучив материалы административного производства, прихожу к следующему.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, а именно: руководители организаций обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Таким образом, бремя ответственности за нарушение правил пожарной безопасности лежит как на собственнике имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Вина Бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский колледж транспортно строительства», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, полностью подтверждается исследованными доказательствами, имеющимися в материалах дела

Допустимость и достоверность представленных в материалах дела доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит их допустимыми и приходит к выводу, что обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, иных материалах дела, не противоречат друг другу, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, протокол составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, нарушений процессуальных требований не имеется.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Учреждение относится к субъектам, указанным в положениях ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

Так, согласно п. 1.2 Устава Бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский колледж транспортно строительства» учредителем Учреждения является Омская область. Функции Учредителя от имени Омской области в пределах своих полномочий осуществляет Министерство образования Омской области, как отраслевой орган.

Источниками формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых средств, являются: имущество, приобретаемое по сделкам, доходы учреждения от приносящей доход деятельности, субсидии из областного бюджета, средства, поступающие от арендаторов, иные источники, не запрещенные законодательством (п. 3.3 Устава).

Отраслевой орган устанавливает государственное задание в соответствии с предусмотренными Уставом основанными видами деятельности. Формирование и финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется отраслевым органом с учетом расходов на содержание имущества (п. 3.7 Устава).

Учреждение осуществляет в соответствии с государственным заданием деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящимся к его основным видам деятельности (п. 3.8 Устава).

Процедура составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период определена "Порядком составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период", утв. Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ N 91-п (далее – Порядок).

Согласно п. 14 Порядка проект областного бюджета составляется в три этапа.

На первом этапе составления проекта областного бюджета в целях осуществления сбора, обобщения и анализа сведений, расчетов и обоснований, на основе которых разрабатываются основные направления бюджетной и налоговой политики Омской области и основные характеристики областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период (п. 15 Порядка).

На втором этапе составления проекта областного бюджета Министерством финансов Омской области совместно с Министерством экономики Омской области разрабатывается проект основных направлений бюджетной и налоговой политики Омской области, который характеризует основные задачи формирования областного бюджета и консолидированного бюджета Омской области, приоритетные направления планирования бюджетных ассигнований областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период (п. 16 Порядка).

На третьем этапе составления проекта областного бюджета на основании рассмотренных Комиссией по бюджетным проектировкам основных характеристик проекта областного бюджета Министерство финансов Омской области доводит до субъектов бюджетного планирования предельные объемы бюджетных ассигнований областного бюджета, определенные Комиссией по бюджетным проектировкам, а также проверяет и согласовывает их распределение субъектами бюджетного планирования (п. 17 Порядка).

Судом установлено, что Учреждение неоднократно (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) обращалось к учредителю с просьбой выделить денежные средства для исполнения устранения выявленных нарушений (отсутствие аварийного освещения на путях эвакуации).

Субсидия на выполнение работ по монтажу аварийного освещения на путях эвакуации доведена учредителем ДД.ММ.ГГГГ.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок урегулированы положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В соответствии с требованиями названного Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке (монтажу) оборудования аварийного освещения на путях эвакуации по адресу: <адрес> Дата окончания срока подачи заявки ДД.ММ.ГГГГ, дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта ДД.ММ.ГГГГ, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) ДД.ММ.ГГГГ. Дата начала исполнения контракта – с даты заключения контракта, дата окончания исполнения – ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от ДД.ММ.ГГГГ между БПОУОО «Омский колледж транспортного строительства» и ООО «<данные изъяты>» заключен контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по установке (монтажу) оборудования аварийного освещения на путях эвакуации в коридорах и на лестничных клетках в здании по адресу: <адрес> Срок выполнения работ ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «<данные изъяты>» Учреждением направлена претензия в связи с невыполнением работ к сроку, указанному в контракте.

Согласно ответу на претензию от ДД.ММ.ГГГГ работы не выполнены в срок по причине ненадлежащей поставки товаров.

Фактически работы выполнены ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом о приемке выполненных работ.

Собственными денежными средствами для устранения выявленных нарушений Учреждение не располагало, что подтверждается соответствующими справками об объемах финансирования в 2022-2023 гг.

С учетом изложенного, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Средняя общеобразовательная школа », подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь, ст. ст. 4.4, 24.5 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский колледж транспортно строительства», ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты> юридический адрес: <адрес>, прекратить на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через Ленинский районный суд г. Омска.

Судья Т.Ю. Верещагина