ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-720/17 от 23.11.2017 Дзержинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 5-720/17

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Санкт-Петербург

улица Восстания, дом № 38, зал № 19 23 ноября 2017 года

Судья Дзержинского районного суда города Санкт-Петербурга Васюков В.В.

В отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ОБТ - генерального директора С.А.Ю.

с участием:

- представителя органа, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении, - Б.Ф.Р.О, действующего на основании доверенности от **.**.**** года № №*** на представление интересов ДР

- защитника ОБТС.К.Э., представившей доверенность №*** от **.**.****,

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении №*** по ч.1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по протоколу № №*** от **.**.**** об административном правонарушении, составленному государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по СЗФО, главным специалистом-экспертом отдела экологического надзора ДРУ.К.Ш., в отношении юридического лица – ОБТ№***; №***; №***; адрес регистрации юридического лица: <адрес> фактический адрес: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №***, ранее привлекавшегося к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо – ОБТ совершило нарушение правил охраны атмосферного воздуха путем выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, то есть административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанное административное правонарушение совершено юридическим лицом при следующих обстоятельствах.

В нарушение ч.4 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ОБТ**.**.****, **.**.**** и **.**.**** осуществляло выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от организованных и неорганизованных стационарных источников, находящихся на производственной площадке общества, расположенной по адресу: <адрес> земельный участок с кадастровым номером №***, в отсутствие специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В ходе проведения планового (рейдового) осмотра территории земельного участка с кадастровым номером №***, расположенного в Тосненском районе Ленинградской области, специалистами ДР установлено, что указанный земельный участок огорожен забором. На территории осматриваемого земельного участка навалом на открытом воздухе складированы полиэтиленовые мешки желтого и черного цвета, а также контейнеры для сбора отходов желтого и зеленого цвета. Также на территории указанного участка расположены металлический ангар бурого цвета и установка для сжигания медицинских отходов, из трубы которой в момент осмотра шел дым, сопровождающийся едким удушливым запахом. Данный факт зафиксирован Актом обследования территории № №*** от **.**.****.

Специалистами ДР установлено, что ОБТ при осуществлении хозяйственной деятельности на указанном земельном участке, имеет стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. По сведениям, имеющимся в ДР, нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ОБТ не установлены, у юридического лица отсутствует разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферу.

На основании вышеизложенных фактов, послуживших поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, **.**.**** мной, государственным инспектором РФ в области О.О.С., У.К.Ш. в отношении ОБТ вынесено Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № №***

Определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, № №*** от **.**.**** у общества были истребованы сведения.

Определением о назначении экспертизы № №*** от **.**.**** назначено проведение аналитической экспертизы, производство которой поручено Ф.Б.У.

**.**.**** специалистами ДР совместно со специалистами Ф.Б.У. был осуществлен выезд на территорию производственной площадки, эксплуатируемой ОБТ с целью проведения инструментального контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников и осмотра помещений, территории и находящихся там вещей и документов.

При проведении указанных мероприятий и составлении протоколов **.**.**** присутствовал генеральный директор ОБТС.А.Ю..

Таким образом, **.**.**** на территории вышеуказанного предприятия специалистами Ф.Б.У. в присутствии генерального директора ОБТС.А.Ю. и двух понятых произведен отбор проб выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от инсинераторной установки <данные изъяты>№***

По результатам отбора проб составлен Протокол взятия проб и образцов № №*** от **.**.****.

Также **.**.**** специалистами ДР произведен осмотр производственной площадки ОБТ расположенной по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №***. В ходе осмотра территории указанного земельного участка специалистами ДР установлено, что указанный земельный участок по периметру огорожен металлическим забором. Въезд на участок осуществляется через ворота. Слева от въезда на территории участка расположены две бытовки и биотуалет. Справа от въезда на территории участка расположены две инсинераторные установки. В непосредственной близости от установок на территории участка складированы медицинские отходы. Отходы медицинских учреждений накоплены на площадке, как в желтых мешках, так и навалом на почве на открытом воздухе. Примерный объем накопленных на территории предприятия отходов медицинских учреждений составляет сорок кубических метров. В момент осмотра обе инсинераторные установки, расположенные на территории предприятия, работали. От установок шел обильный дым черного цвета сопровождающийся едким запахом. Дальняя от въезда на участок инсинераторная установка повреждена в значительной мере. В момент осмотра в теле указанной установки наблюдались многочисленные пробоины из которых обильно валил дым, был виден открытый огонь. Инсинераторная установка, расположенная вблизи въезда на предприятие, в момент осмотра находилась в удовлетворительном состоянии. Из трубы указанной установки шел обильный дым черного цвета. Вблизи установки складирована зола от сжигания медицинских отходов на почве. В момент осмотра на территории осматриваемого участка находились три человека: двое рабочих и начальник участка.

По результатам осмотра составлен Протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № №*** от **.**.****, к протоколу прилагаются фото и видео материалы.

Согласно служебной записке отдела администрирования платежей и разрешительной деятельности ДР№*** от **.**.****ОБТ обращалось в ДР с заявлением на установление нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (вх. №*** от **.**.****). По результатам рассмотрения указанного заявления ДР было принято решение об отказе в установлении нормативов выбросов (исх. №*** от **.**.****). Повторно с заявлением на установление нормативов выбросов ООО «БТ» в ДР не обращался. Таким образом, на момент проведения административного расследования у общества отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Также в **.**.**** году ОБТ обращалось в адрес ДР с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами производства и потребления I-IV классов опасности в части сбора и транспортирования отходов I-IV классов опасности. С **.**.**** по **.**.**** специалистами ДР проведена оценка возможности исполнения ОБТ требований законодательства при осуществлении деятельности по обращению с отходами производства и потребления I-IV классов опасности в части сбора и транспортирования отходов I-IV классов опасности по адресу места осуществления деятельности: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №***

На основании изложенного к делу об административном правонарушении № №*** от **.**.****, возбужденному в отношении ОБТ по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, приобщены, имеющиеся в ДР, проект предельно допустимых выбросов ОБТ и материалы проверки ДР юридического лица - соискателя лицензии ОБТ№***

Согласно выписки из ЕГРЮЛ ОБТ основным видом деятельности общества является строительство жилых и нежилых зданий (<данные изъяты>), среди дополнительных видов деятельности общества числятся такие виды деятельности как «сбор отходов» (<данные изъяты>) и «обработка и утилизация» отходов <данные изъяты>). Согласно сведениям из проекта П.Д.В. основным видом деятельности общества является обезвреживание бытовых отходов, биологических отходов, лабораторных материалов, растений, продуктов с истекшим сроком годности путем сжигания. Фактически в ходе визуального осмотра производственной площадки общества специалистами ДР установлено, что общество осуществляет деятельность по обращению с медицинскими отходами. Фактов осуществления ОБТ видов деятельности по обращению с отходами производства и потребления I-IV классов опасности, подлежащих лицензированию, в ходе осмотра специалистами ДР не выявлено.

Согласно сведениям из проекта П.Д.В. и материалам лицензионной проверки производственная деятельность ОБТ осуществляется на земельном участке с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> Общество в период с марта **.**.**** года и по настоящее время являлось и является законным правообладателем указанного земельного участка на основании договоров аренды земельного участка №*** от **.**.**** и №*** от **.**.****. Согласно проекту П.Д.В. санитарно-эпидемиологическому заключению №*** от **.**.**** и иным материалам лицензионной проверки ОБТ заявляет указанный земельный участок как единственную эксплуатируемую производственную площадку и адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности.

Также согласно вышеуказанным источникам в структуру производства предприятия входят следующие подразделения:

Хозяйственно-бытовые помещения;

Инсинераторные установки;

Установка «<данные изъяты>»;

Рефрижераторная установка;

Мойка автотранспорта;

Стоянки автотранспорта;

Пост охраны.

В ходе анализа информации об участии ОБТ в тендерах на оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию (сжиганию) медицинских отходов за **.**.**** годы, находящейся в сети интернет в открытом доступе (<данные изъяты> установлено следующее. ОБТ в период с **.**.**** года и по настоящее время активно участвовало в тендерах на оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию (сжиганию) медицинских отходов, систематически побеждал в указанных тендерах в результате чего, на настоящее время имеет заключенные государственные контракты с государственными учреждениями здравоохранения Санкт-Петербурга и Ленинградской области в качестве поставщика услуг.

Таким образом, в ходе проведения административного расследования в отношении ОБТ по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ специалистами ДР установлено, что общество осуществляет деятельность по термическому обезвреживанию медицинских отходов на производственной площадке, расположенной по адресу: <адрес> земельный участок с кадастровым номером №***, с использованием инсинераторных установок, в результате чего осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Данный факт подтвержден проектом П.Д.В. материалами лицензионной проверки, сведениями из сети интернет, материалами дела об административном правонарушении № №*** от **.**.****.

Согласно проекту П.Д.В. на участке рассматриваемого предприятия располагается два инсинератора <данные изъяты>№*** (организованные ИЗА №***, ИЗА №***) производительностью сжигания 250 кг/час, работающие на дизельном топливе. Инсинераторные установки располагаются на бетонной площадке под специальным металлическим полуоткрытым навесом. По данным заказчика выброс загрязняющих веществ осуществляется через две трубы высотой 2 м, диаметром 0,25 м. Установки работают не одновременно.

В атмосферный воздух выделяются:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В процессе выгрузки зольного остатка из установки происходит пыление (неорганизованный ИЗА №***). Высота пересыпки – 0,5 м. В атмосферный воздух выделяются: <данные изъяты> взвешенные вещества.

В ходе осмотра территории производственной площадки общества установлено, что фактически визуально соответствует заявленным проектным параметрам только одна инсинераторная установка, из тубы которой **.**.**** специалистами Ф.Б.У. произведен отбор проб выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Вторая инсинераторная установка, используемая ОБТ на производственной площадке визуально соответствует модели <данные изъяты>№***. В момент осмотра производственной площадки специалистами ДР указанная установка эксплуатировалась обществом в аварийном состоянии, люк установки деформирован, был закрыт не герметично, в результате чего виден процесс горения отходов в камере сгорания, наблюдался открытый огонь. Произвести отбор проб выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух из дымохода указанной установки не представилось возможным, так как дым шел не из тубы, а из щелей, образовавшихся в результате деформации корпуса и люка установки. Указанная установка является неорганизованным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Специальный металлический навес над установками фактически отсутствует.

**.**.**** специалистами Ф.Б.У. была отобрана проба промышленных выбросов на организованном источнике выбросов - инсинератор <данные изъяты>-№***. По результатам выполненных измерений и проведенных анализов на источнике выбросов загрязняющих веществ № б/н (инсинераторная установка <данные изъяты>-№***), на момент проведения аналитического контроля, обнаружен выброс в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ: Азота диоксид, Азота оксид, Сера диоксид, Углерода оксид.

Таблица 1. Качественные показатели промышленных выбросов загрязняющих веществ по проконтролированным источникам выбросов О.Б.Т.

№ п/п

Место отбора пробы

Загрязняющее вещество

Средняя концентрация ЗВ, мг/м3

Выброс ЗВ на источнике, г/с

Норматив ПДВ, г/с

Превышение норматива ПДВ, раз

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Согласно Перечню загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р, для атмосферного воздуха меры государственного регулирования применяются для следующих вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух от источников выбросов, обнаруженных на промплощадке О.Б.Т.

Азота диоксид;

Азота оксид;

Серы диоксид;

Углерода оксид;

Твердые частицы (взвешенные вещества).

Также факт выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ОБТ установлен в ходе проведения проверки ДР юридического лица - соискателя лицензии ОБТ№*** и зафиксирован Актом проверки №*** от **.**.****, фото и видео материалами.

Материалами дела №***, а также Протоколом осмотра №*** от **.**.****, видеоматериалами, Экспертным заключением №*** от **.**.**** установлен и подтвержден факт работы производственных участков и процессов ОБТ, являющихся источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

В силу ч 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, иных веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно ст.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества;

стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.

Согласно пп.6.1 п.1.1 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного в действие письмом Минприроды России от 29.03.2012 № 05-12-47/4521, все источники, относящиеся к конкретной производственной территории хозяйствующего субъекта, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе:

организованные источники выбросов (источники с организованным выбросом) - источники выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух через специально сооруженные технические устройства;

неорганизованные источники выбросов (источники с неорганизованным выбросом) - источники выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух в виде ненаправленных потоков газа, в том числе в результате нарушения герметичности оборудования (неплотности оборудования), отсутствия или неудовлетворительной работы оборудования по удалению (сбору) газа в местах загрузки, выгрузки, хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ;

точечные источники выбросов - организованные источники выбросов, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия;

линейные источники выбросов - источники выбросов, из которых выбросы загрязняющих веществ поступают в атмосферный воздух по установленной линии;

площадные источники выбросов - неорганизованные источники выбросов, из которых выбросы загрязняющих веществ поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности (площади);передвижные источники выбросов - источники с организованным или неорганизованным выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух в процессе его передвижения в окружающей среде.

Для получения Разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с ч.1 ст.22 федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ от 04.05.1999 юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно пп.6 п.1.1 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного в действие письмом Минприроды России от 29.03.2012 № 05-12-47/4521, при проведении инвентаризации выявлению подлежат все источники выбросов, принадлежащие хозяйствующему субъекту, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на его производственной территории, а также загрязняющие вещества, которые могут выбрасываться в атмосферный воздух из этих источников при осуществлении хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта.

Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183).

Согласно ч.1 ст.4.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются:

с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью;

с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга;

при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.

Согласно ч.2 ст.4.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно Перечню загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р, в отношении веществ, выделяемых при эксплуатации источников выбросов ОБТ – Азота диоксид, Азота оксид, Серы диоксид, Углерода оксид, Твердые частицы (взвешенные вещества) применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

Согласно Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) (утвержден Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650) для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при наличии нормативов ПДВ, установленных, в том числе на период ведения строительных работ, в составе утвержденной проектной документации строительства (реконструкции) зданий, сооружений и иных объектов, разрешение на выбросы выдается на срок ведения строительных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией или на срок достижения проектных показателей (но не более 2 лет) для вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов.

Таким образом, законодательством установлено, что выброс загрязняющих веществ ОБТ может осуществлять только при наличии соответствующего разрешения.

Таким образом, установлен факт наличия в действиях ОБТ события и состава административного правонарушения по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.

Законный представитель ОБТС.А.Ю. в судебное заседание **.**.**** не явился, будучи лично извещённым о времени и месте судебного заседания. В судебном заседании **.**.****С.А.Ю. были разъяснены права, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.25.4 КоАП РФ, им были даны показания по существу инкриминированного правонарушения. В судебном заседании принимает участие защитник ОБТ, которая не возражала против рассмотрения дела в отсутствие С.А.Ю. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассматривать дело об административном правонарушении в отсутствие законного представителя ОБТС.А.Ю.

В судебном заседании **.**.****С.А.Ю. после разъяснения прав, предусмотренных ст.51 Конституции РФ и ст.25.4 КоАП РФ, вину ОБТ признал и показал, что ОБТ» в рамках контрактов, заключаемых на основе государственных заказов утилизирует медицинские отходы, поступающие из медицинских учреждений, путём сжигания в специальных печах – инсенераторах. Одна из этих печей в процессе эксплуатации была повреждена, в связи с чем её герметичность была нарушена. Однако остановка этой печи требовала времени. Во время остановки печи в ходе проведения проверки отсутствие герметичности печи и было выявлено ДР. В настоящее время эта печь выведена из эксплуатации и утилизирована. ОБТ является малым предприятием и входит в соответствующий реестр. ОБТ обращалось в органы ДР в мае **.**.**** года за получением разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух. Однако ДР было отказано в выдаче разрешения в связи наличием препятствий. ОБТ устранило препятствия к выдаче разрешения и в настоящий момент повторно обратилось за получением разрешения. Однако в силу специфики деятельности О.Б.Т. оно вынуждено было продолжать исполнять обязательства в рамках государственных контрактов, иначе медицинские отходы складировались бы, накапливались и разлагались. В настоящее время размер минимального штрафа, предусмотренный ч.1 ст.8.21 КоАП РФ чрезмерно высок для ОБТ и может подорвать его финансовое положение, поскольку ОБТ является малым предприятием, имеет долги по исполнительным производствам, которые безакцептно списываются с банковского счёта, за период с января по сентябрь убыток от финансово-хозяйственной деятельности О.Б.Т. составил <данные изъяты> В подтверждение своих доводов С.А.Ю. представил суду бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах, распечатку сведений о наличии исполнительных производств в отношении ОБТ В связи с изложенным С.А.Ю. просил назначить ОБТ административное наказание в виде административного штрафа в размере, ниже, чем минимальное наказание, предусмотренное ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.

Защитник С.К.Э., не оспаривая вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, также просила назначить ОБТ наказание с применением положений 4.2 ст.4.1 КоАП РФ, представила суду распечатку из реестра субъектов малого предпринимательства, подтверждающую, что ОБТ является малым предприятием, документы, подтверждающие факт подачи ОБТ заявления на выдачу разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, распечатку реестра контрактов по государственным заказам, согласно которой ОБТ осуществляет свою деятельность в рамках государственных контрактов с медицинскими учреждениями, акт о списании инсиниратора.

Представитель ДРБ.Ф.Р.О, в судебном заседании подтвердил изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, просил суд признать ОБТ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, вопрос о наказании оставил на усмотрение суда.

Виновность юридического лица - ОБТ в совершении указанного административного правонарушения подтверждается совокупностью следующих доказательств, исследованных судьей непосредственно:

- протоколом №*** об административном правонарушении от **.**.****, составленным в отношении юридического лица - ОБТ по ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- заключением по результатам проведения лабораторных исследований и испытаний от **.**.****Ф.Б.У. согласно которому по результатам выполненных измерений и проведенных анализов на источнике выбросов загрязняющих веществ № б/н (инсинераторная установка <данные изъяты>-№***), на момент проведения аналитического контроля, обнаружен выброс в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ: Азота диоксид, Азота оксид, Сера диоксид, Углерода оксид.

Таблица 1. Качественные показатели промышленных выбросов загрязняющих веществ по проконтролированным источникам выбросов О.Б.Т.

№ п/п

Место отбора пробы

Загрязняющее вещество

Средняя концентрация ЗВ, мг/м3

Выброс ЗВ на источнике, г/с

Норматив ПДВ, г/с

Превышение норматива ПДВ, раз

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

- копией протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от **.**.****, согласно которомуспециалистами ДР произведен осмотр производственной площадки ОБТ», расположенной по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №*** В ходе осмотра территории указанного земельного участка специалистами ДР установлено, что указанный земельный участок по периметру огорожен металлическим забором. Въезд на участок осуществляется через ворота. Слева от въезда на территории участка расположены две бытовки и биотуалет. Справа от въезда на территории участка расположены две инсинераторные установки. В непосредственной близости от установок на территории участка складированы медицинские отходы. Отходы медицинских учреждений накоплены на площадке, как в желтых мешках, так и навалом на почве на открытом воздухе. Примерный объем накопленных на территории предприятия отходов медицинских учреждений составляет сорок кубических метров. В момент осмотра обе инсинераторные установки, расположенные на территории предприятия, работали. От установок шел обильный дым черного цвета сопровождающийся едким запахом. Дальняя от въезда на участок инсинераторная установка повреждена в значительной мере. В момент осмотра в теле указанной установки наблюдались многочисленные пробоины из которых обильно валил дым, был виден открытый огонь. Инсинераторная установка, расположенная вблизи въезда на предприятие, в момент осмотра находилась в удовлетворительном состоянии. Из трубы указанной установки шел обильный дым черного цвета. Вблизи установки складирована зола от сжигания медицинских отходов на почве. В момент осмотра на территории осматриваемого участка находились три человека: двое рабочих и начальник участка. К протоколу прилагаются фотофиксация и оптический диск с видеоматериалами;

Копией протокола взятия проб и образцов №*** от **.**.****;

Копией акта отбора проб и образцов от **.**.****;

Копией договора аренды земельного участка от **.**.****, согласно которому земельный участок, на котором производился осмотр **.**.**** арендует ОБТ»;

Копией акта проверки от **.**.****,

Выпиской из ЕГРЮЛ,

Копией письма заместителя начальника ДРА.О.В.. от **.**.**** об отказе в установлении предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух ОБТ с прилагающимися к нему документами.

плановым (рейдовым) заданием на проведение планового (рейдового) осмотра;

Исследовав представленные суду материалы, выслушав доводы сторон, суд приходит к выводу о доказанности вины ОБТ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.

Оценивая исследованные доказательства в соответствии с требованиями, предусмотренными ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья полагает их соответствующими требованиям, предусмотренным ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относящимися к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подтверждающими виновность юридического лица - ОБТ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия квалифицированы правильно по ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку «ОБТ осуществляет свою деятельность с нарушением правил охраны атмосферного воздуха, осуществляя выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, и не приняло всех необходимых мер для надлежащего выполнения требований законодательства.

При этом, судья учитывает следующие обстоятельства.

Федеральным законодательством в области охраны окружающей среды установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Объективная сторона правонарушений, квалифицируемых по ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в незаконном выбросе вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.

Частью 1 статьи 14 Закона № 96-ФЗ предусмотрено, что, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником, допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Разрешением устанавливаются перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, а также иные условия, соблюдение которых является обязательным для юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Из анализа данных норм следует, что законодатель предусматривает обязанность получения юридическим лицом разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух применительно к стационарным источникам, осуществляющим такие выбросы.

В соответствии с Законом, стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

Согласно Перечню вредных (загрязняющих) веществ, приведенных в Приложении № 2 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.12.2010 года № 579, выделяемые при эксплуатации источников выбросов ОБТ вредные (загрязняющие) вещества подлежат обязательному нормированию.

Учитывая указанные обстоятельства, оценивая исследованные доказательства в их совокупности, суд полагает вину юридического лица – ОБТ установленной и доказанной.

Суд не усматривает оснований для прекращения дела об административном правонарушении в связи с малозначительностью деяния в силу характера совершённого административного правонарушения, связанного с выбросами вредных веществ в атмосферный воздух при отсутствии разрешения.

Не усматривает суд и оснований для замены назначенного штрафа на предупреждение в порядке ст.4.1.1 КоАП РФ, поскольку правонарушение было выявлено в ходе административного расследования.

В то же время суд не усматривает оснований для назначения ОБТ административного наказания в виде административного приостановления деятельности в силу характера деятельности Общества в виде утилизации медицинских отходов по государственным контрактам.

Кроме того, при назначении наказания судом учитывается, что ОБТ в рамках контрактов, заключаемых на основе государственных заказов, утилизирует медицинские отходы, поступающие из медицинских учреждений, в настоящее время повреждённая в ходе эксплуатации печь выведена из эксплуатации и утилизирована, ОБТ является малым предприятием и входит в соответствующий реестр, ОБТ обращалось в органы ДР в **.**.**** года за получением разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, однако ДР было отказано в выдаче разрешения в связи наличием препятствий, ОБТ в настоящий момент повторно обратилось за получением разрешении, однако в силу специфики деятельности ОБТ оно вынуждено было продолжать исполнять обязательства в рамках государственных контрактов, размер минимального штрафа, предусмотренный ч.1 ст.8.21 КоАП РФ чрезмерно высок для ОБТ и может подорвать его финансовое положение, поскольку Общество является малым предприятием, имеет долги по исполнительным производствам, которые безакцептно списываются с банковского счёта, за период с января по сентябрь убыток от финансово-хозяйственной деятельности ОБТ составил <данные изъяты>. При таких обстоятельствах суд полагает возможным назначать наказание ниже низшего предела, установленного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, то есть с применением ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ

Исходя из изложенного, руководствуясь ч.1 ст.8.21, ст.3.5, ст.ст. 29.7, п.1 ч.1ст.29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо - ОБТ, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить юридическому лицу ОБТ административное наказание по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ с применением ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Сумму штрафа перечислить, указав следующие сведения: УФК по Ленинградской области (ДР, №***); №***; №***; Банк получатель: Г.У.Б.; №***; расч/счет №***; №***; №***. «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды», по ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня получения копий сторонами.

Судья В.В. Васюков