П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
17 октября 2018 года город Усолье-Сибирское
Судья Усольского городского суда Иркутской области Егоров Д.К., с участием представителя СХ ПАО «Белореченское» Бушкова Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании протокол и другие материалы дела об административном правонарушении № 5-723/2018, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении СХ ПАО «Белореченское», юридический адрес: (данные изъяты),
У С Т А Н О В И Л:
Из протокола об административном правонарушении № (данные изъяты) в отношении СХ ПАО «Белореченское» следует, что в ходе проведения проверки с 00 часов 00 минут 00.00.0000 по 00 часов 00 минут 00.00.0000 на железнодорожном пути необщего пользования находящегося в аренде СХ ПАО «Белореченское», примыкающего к железнодорожной станции Мальта Восточно – Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», осуществлялась деятельность, не связанная с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии) на вид деятельности: «Погрузочно – разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте», за что предусмотрена административная ответственность частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
В судебном заседании защитник СХ ПАО «Белореченское» Бушков Н.Г. представил письменный отзыв, в котором просил освободить или снизить административное наказание.
Изучив представленные материалы дела, выслушав защитника Бушкова Н.Г., прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что СХ ПАО «Белореченское» допустило грубое нарушение лицензионных требований (условий) при осуществлении погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, а именно в штате лицензиата отсутствуют работники, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности, удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям.
Факт совершения СХ ПАО «Белореченское» административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 00.00.0000 (л.д.), лицензией серией ПРД № (данные изъяты) (л.д.), договором об использовании железнодорожного подъездного пути и земельного участка под ним от 00.00.0000 (л.д.), актом проверки от (данные изъяты) (л.д.), предписанием от (данные изъяты) (л.д.), списком работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте (л.д.), оригиналами транспортных железнодорожных накладных (л.д.), сведениями о прибытии опасных грузов (л.д.), справкой СХ ПАО «Белореченское» о том, что погрузочно-разгрузочные работы применительно к опасным грузам не железнодорожном транспорте не являются основным видом деятельности и прибыль из этого не извлекает (л.д.).
Доводы стороны защиты о том, что допущенное Обществом нарушение не относится к грубым, поскольку все работники прошли обучение по программе «Организация погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте» и имели соответствующую квалификацию, что нашло отражении в акте проверки от 00.00.0000 № (данные изъяты) (л.д.), подлежат отклонению в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Часть 11 ст. 19 того же закона содержит исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
В соответствии с абзацем 2 п. 8 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 года № 221, к грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение требований, предусмотренных подпунктами "а", "б" и "ж" п. 4 Положения, которое повлекло за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно подпункту «ж» пункта 4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату), являются наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, аттестованных в установленном порядке и проходящих повышение квалификации по требуемой специализации не реже 1 раза в 3 года.
Таким образом, допуск к осуществлению погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте работников, не отвечающий требованиям подпункта «ж» пункта 4 Положения о лицензирования, влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, поскольку опасный груз в силу присущих ему свойств при погрузочно-разгрузочных работах может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования, и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под профессиональным обучением понимается вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).
Организацией, осуществляющей обучение, согласно п. 19 ст. 2 Закона «Об образовании», Приложению к Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», может быть юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 2 Закона «О лицензировании» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензирование.
На момент проверки были представлены удостоверения менеджера по разгрузке вагонов Б., грузчиков И., Д. о повышении квалификации в ЧОУ ДПО «ИИТ» по программе ««Организация погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте» в объёме 72 часов, которые не могут являться подтверждением о начальном профессиональном образовании работников, непосредственно осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность с опасными грузами, что и было указано в акте проверки (данные изъяты) (л.д.)
Доказательства, положенные в обоснование вывода о виновности СХ ПАО «Белореченское» в совершении указанного административного правонарушения, последовательны, находятся в достаточном соответствии друг с другом, полно и объективно отражают событие правонарушения и подтверждают вину организации, а потому признаются судьей достоверными относительно обстоятельств правонарушения и имеющими доказательственную силу.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
С учетом характера совершенного СХ ПАО «Белореченское» правонарушения, предпринятых мерах в виде заключения представленного в материалы дела договора на обучение указанных выше лиц, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности, от 00.00.0000 года № (данные изъяты), административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей, предусмотренного санкцией части 3 статьи 19.20 КоАП РФ, не будет соответствовать последствиям совершенного административного правонарушения, материальному положению организации и может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица.
С учетом приведенных данных, конкретных обстоятельств дела размер назначенного организации наказания подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 3 статьи 19.20 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера, что составляет 75 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать СХ ПАО «Белореченское» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить СХ ПАО «Белореченское» административное наказание в виде административного штрафа в размере 75000 (семьдесят пять тысяч) рублей.
Административное наказание в виде штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам: (данные изъяты).
Разъяснить СХ ПАО «Белореченское», что не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, необходимо представить копию квитанции об уплате административного штрафа в Усольский городской суд Иркутской области, в противном случае постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате будет направлено судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения в Иркутский областной суд.
Судья Д.К. Егоров