ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-725/2014 от 09.09.2014 Новокуйбышевского городского суда (Самарская область)

 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 по делу об административном правонарушении

 09 сентября 2014 г.                                                                    г. Новокуйбышевск

 Судья Новокуйбышевского городского суда Самарской области Думан С.И.,

 рассмотрев в судебном заседании материал об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Рубикон», юридический адрес: 446200 <...>, ИНН <№>, ОГРН <№> от <Дата>,

 У С Т А Н О В И Л:

         В период с 06.08.2014 г. по 19.08.2014 г. отделом охраны окружающей среды департамента экологии Администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области на основании распоряжения Администрации г.о. Новокуйбышевск от 25.06.2014 г. <№> была проведена плановая выездная проверка ООО «Рубикон», осуществляющего свою деятельность по адресу: <...> «в», район 106 км. Согласно акта проверки было установлено нарушение ст. 11,14,15, 18,19, 20, 26 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст.16 ФЗ «Об охране окружающей среды».

     По данному факту в отношении юридического лица ООО «Рубикон» составлен протокол <№> от 19.08.2014 года об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.

 Представитель отдела охраны окружающей среды департамента экологии Администрации г.о.Новокуйбышевск Самарской области ФИО1 в судебном заседании поддержала протокол в отношении ООО «Рубикон»    по ст.8.2 КоАП РФ.

            Представитель ООО «Рубикон» ФИО2, действующая на основании доверенности, с протоколом согласилась, пояснив суду, что в настоящее время принимаются меры к устранению нарушений.

            Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя ООО «Рубикон» ФИО2 и заведующей сектором контроля отдела охраны окружающей среды Администрации г.о.Новокуйбышевск ФИО1, суд приходит к следующему выводу.

 По ст. 8.2 КоАП РФ правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

 Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП Российской Федерации, состоит в несоблюдении экологических и санитарно- эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, субъектом правонарушения, которым может быть, в том числе, юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обращению с отходами.

 Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.

 Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

 В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

               Из материалов дела следует, что в период с 06.08.2014 г. по 19.08.2014 г. отделом охраны окружающей среды департамента экологии Администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области на основании распоряжения Администрации г.о. Новокуйбышевск от 25.06.2014 г. <№> была проведена плановая выездная проверка ООО «Рубикон», осуществляющего свою деятельность по адресу: <...> «в», район 106 км. Согласно акта проверки было установлено нарушение ст. 11,14,15, 18,19, 20, 26 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст.16 ФЗ «Об охране окружающей среды».

     По данному факту в отношении юридического лица ООО «Рубикон», составлен протокол <№> от 19.08.14 года об административном правонарушении, согласно которому в процессе деятельности ООО «Рубикон» образуются отходы 4-5 класса опасности, а именно: от работы сотрудников мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), от монтажно-строительных работ на объекте –мусор строительный, от уборки территории объекта- производственный смет, от использования сотрудниками спецодежды для работы на объектах- отходы спецодежды и другие отходы.

     Деятельность организации, в результате которой образовались отходы подтверждается фотоматериалами, локальной сметой <№>.

                 Нарушения выражаются в следующем:

     - на площадке 2 по адресу район 106 км. (пр.Мира), имеющего разрешенное использование под производственную базу, территория организации не отвечает санитарным нормам, а именно: на территории ООО «Рубикон» имеются несанкционированные места размещения отходов, морфологический состав- бытовые отходы, строительные отходы, древесные отходы, также в организации не оборудованы места для временного накопления отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства, не заключен договор на размещение отходов на специализированном объекте;

     - не разработаны и не утверждены паспорта на отходы 4 класса опасности;

     - не получено свидетельство (сертификаты) на право работы с отходами 1-4 класса опасности лиц, допущенных к обращению с отходами 1-4 класса опасности;

     -не представлена отчетность о фактическом образовании отходов и их удалении экологически безопасным способом за 2013г. в Управлении Росприроднадзора по Самарской области,

     - не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

     - не предоставлялась государственная статистическая отчетность за 2013г. (2ТП- отходы) в Управление Росприроднадзора по Самарской области,

     - не предоставлялась информация об объектах размещения отходов, об образовании и движении отходов, о технологиях использования и обезвреживания отходов за 2013г. в ГУСО «Природоохранный центр»,

     - не разработан и не согласован порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами в Министерстве лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования.

     Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) установлены основные принципы охраны окружающей среды, основными из которых являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение природоохранного законодательства.

 Согласно статье 1 Закона № 7-ФЗ требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

 Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

 Согласно статье 1 названного закона отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

 Обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

 Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

 Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

 В соответствии со статьями 11, 19, частями 2, 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ, Приказом Федеральной службы по экономическому и технологическому надзору от 15.08.2007 № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведение паспортизации опасных отходов», юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны вести учет всех видов и количества отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, проводить паспортизацию отходов производства и потребления, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, предоставлять достоверные сведения в уполномоченные органы статистического учета в порядке, установленном законодательством.

 Требования к обращению с опасными отходами установлены в статье 14 Закона об отходах производства и потребления, определяющего правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.

 Согласно пунктам 2, 3 данной статьи хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На эти виды отходов должен быть составлен паспорт, который составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

 Такой порядок определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года N 818.

 Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов регламентирован приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 15 августа 2007 года N 570 (далее - Порядок).

 Согласно пунктам 2.1 и 2.7 Порядка, паспорт опасных отходов - это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов.

 В пункте 2.4 Порядка установлено, что деятельность по паспортизации опасных отходов включает: подготовку заявителями сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; рассмотрение Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды и подготовку документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; оформление и выдачу территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды); согласование паспортов опасных отходов.

 В силу пункта 3.5 Порядка территориальный орган Ростехнадзора должен рассмотреть материалы заявителя и выдать ему свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласованные паспорта опасных отходов в 30-дневный срок с момента регистрации материалов либо в этот же срок направить заявителю уведомления об отказе в выдаче указанных документов с указанием причин отказа.

 Форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02 декабря 2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".

 В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

 Исходя из положений статей 1, 19, 22 и 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду и устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.

 Статья 73 Закона об охране окружающей среды устанавливает обязанность руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, прохождения обучения в области охранные окружающей среды.

     В ходе судебного заседания установлено, что основным видом деятельности ООО «Рубикон» является строительство и ремонт зданий и сооружений промышленного и бытового назначения. ООО «Рубикон» осуществляет свою деятельность в г.Новокуйбышевск по 2-м адресам:

 - ул.Карбышева д.28 оф.6 «в» 1 этаж на основании договора аренды нежилых помещений <№> от <Дата> между ООО «Р.» и ООО «Рубикон». На основании п.3.3 арендатор оплачивает арендодателю затраты, понесенные им по оплате коммунальных и других расходов на помещение, которые включены в арендную плату. Данные расходы включают в себя вывоз мусора и твердых бытовых отходов. Вместе с тем ООО «Р.» принимает на себя отходы арендаторов, с переходом права собственности и выполнением требований природоохранного законодательства в части обращения с отходами и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

 - район 106 км. (пр.Мира), имеющего разрешенное использование под производственную базу, данный земельный участок ООО «Рубикон» арендует у Администрации г.о.Новокуйбышевск на основании договора о перемене арендатора по договору аренды земельного участка от <Дата>.

      ООО «Рубикон» в качестве подрядчика был заключен договор от <Дата> с НМУП «Водоканал» на проведение работ по реконструкции участка канализационного коллектора п.Маяк. Согласно п.2.3.8 договора от <Дата> подрядчик обязуется обеспечить выполнение на строительной площадке необходимых мероприятий по охране окружающей среды во время проведения работ; при выполнении работ подрядчик самостоятельно несет ответственность за нарушение требований природоохранного законодательства об охране окружающей среды; п.2.3.10 обеспечить содержание и уборку строительной площадки и прилегающей к ней уличной полосы.

      В соответствии с ч.3 ст.18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

      Согласно ч.3 ст.20 ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы исполнительной власти субъекта РФ вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами. Порядок ведения региональных кадастров отходов определяется органами исполнительной власти субъектов РФ.

 В соответствии со ст.26 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

 ООО «Рубикон» расчеты по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 3,4 кварталы 2013г., 1,2 кварталы 2014г. и оплата не производились.

 Состав правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП Рф образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

         В данном случае действия юридического лица – ООО «Рубикон» правильно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ, как несоблюдение экологических и санитарно -эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

 С учётом всех обстоятельств дела, суд полагает целесообразным применение к ООО «Рубикон» административного наказания в виде административного приостановление деятельности на 60 суток.

 Руководствуясь ст. 29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ судья

 П О С Т А Н О В И Л:

            Юридическое лицо – ООО «Рубикон» ( юридический адрес: <...>, ИНН <№>, ОГРН <№> от <Дата>) признать виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности на 60 суток.

 Приостановить деятельность юридического лица ООО «Рубикон» по эксплуатации помещения №13, расположенного по адресу: <...> «в» и производственную базу, расположенную г.Новокуйбышевск в районе 106 км. (пр.Мира) на земельном участке с кадастровым номером <№> на 60 суток.

     Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области.

                  Судья:       подпись           С.И.Думан