ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-7265/21 от 24.12.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-7265/21

УИД: 60RS0001-01-2021-014308-31

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

24 декабря 2021 года город Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области Артамонов Г.В., при секретаре Николаевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении ОАО «Российские железные дороги», юридический адрес: <адрес> (ИНН , дата регистрации юридического лица - ДД.ММ.ГГГГ.), ранее привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,

У С Т А Н О В И Л:

07.07.2021 в 12 часов 07 минут на железнодорожную станцию «Себеж» в постоянную зону таможенного контроля таможенного поста ЖДПП Посинь Псковской таможни в составе поезда № (индекс поезда ) прибыли железнодорожные вагоны № по ТТН от 03.08.2021, № по от 03.08.2021 с товаром: «соевый шрот», код товара , общим весом брутто 139 750 кг.

Представителем перевозчика ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») - агентом по передаче грузов на пограничной станции «Себеж» в таможенный орган отправления – таможенный пост ЖДПП Посинь для регистрации сообщения о прибытии были предоставлены транспортные документы:

- на вагон № железнодорожная накладная (ТТН № от 03.08.2021), коммерческие документы (инвойс No: от 03.08.2021), сертификат происхождения № от 03.08.2021, сертификат качества № от 03.08.2021, ветеринарный сертификат № от 03.08.2021, санитарный сертификат № от 29.05.2021, сертификат безопасности FALL от 03.08.2021, фитосанитарный сертификат № от 03.08.2021, ветеринарное разрешение № от 23.06.2021 (заявка от 22.06.2021). Общее количество грузовых мест – насыпью, вес брутто товара - 70050 кг, вес нетто – 70050 кг, общая стоимость – 47634,00 USD;

- на вагон № железнодорожная накладная (ТТН № от 03.08.2021), коммерческие документы (инвойс от 03.08.2021, сертификат происхождения № от 03.08.2021, фитосанитарный сертификат от 03.08.2021, санитарный сертификат № от 29.05.2021, ветеринарный сертификат от 03.08.2021, ветеринарное разрешение , (заявка № 1/2-1-1101 от 22.06.2021), от 23.06.2021 (заявка от 22.06.2021), сертификат качества от 03.08.2021, сертификат безопасности № от 03.08.2021. Общее количество грузовых мест – насыпью, вес брутто товара - 69700 кг, вес нетто – 69700 кг, общая стоимость – 47396,00 USD

Отправитель товара: ООО «Т.» (<адрес>). Получатель товара: ООО «Ф.» (<адрес>).

07.08.2021 года при проверке представленных документов и сведений было выявлено расхождение сведений о стране-импортере. В представленных документах: железнодорожная накладная ТТН № от 03.08.2021, ивойс No: от 03.08.2021, сертификат происхождения № от 03.08.2021, сертификат качества № FALL от 03.08.2021, санитарный сертификат № от 29.05.2021, сертификат безопасности № FALL от 03.08.2021, фитосанитарный сертификат № от 03.08.2021, ветеринарное разрешение № от 23.06.2021 (заявка № 1/2-1-1101 от 22.06.2021); железнодорожная накладная (ТТН № от 03.08.2021), коммерческие документы (инвойс № от 03.08.2021, сертификат происхождения № от 03.08.2021, фитосанитарный сертификат от 03.08.2021, санитарный сертификат № от 29.05.2021, ветеринарное разрешение № , (заявка № 1/2-1-1101от 22.06.2021), № от 23.06.2021 (заявка № от 22.06.2021), сертификат качества № от 03.08.2021, сертификат безопасности № от 03.08.2021 указано «Страна – импортер Республика Таджикистан», однако в ветеринарных сертификатах № , № от 03.08.2021 указано «Страна – импортер Республика Узбекистан», получатель – ООО «Ф.» Республика Таджикистан.

07.08.2021 перевозчику ОАО «РЖД» должностным лицом т/п ЖДПП Посинь Псковской таможни был направлен запрос № от 07.08.2021 о предоставлении разрешительных документов «Разрешение на ввоз» на товар «соевый шрот» в срок до 12:30 10.08.2021.

11.08.2021 перевозчик предоставил разрешительные документы на товар «соевый шрот»: сертификат на вагон №; сертификат на вагон №.

В результате проведенного таможенного досмотра было установлено, что в указанных вагонах товар «шрот соевый», представляет собой сыпучее вещество желтого цвета, состоящее из мелких частиц различной фракции, с запахом, характерным для соевого шрота; товар перемещается насыпью, без упаковки и маркировки; посторонних вложений не обнаружено; вес товара по документам в соответствующих вагонах составляет: БРУТТО – 70050 кг и 69700 кг; страна происхождения товара – Аргентина.

Из вышеизложенного следует, что перевозчиком ОАО «РЖД» при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС не были соблюдены ограничения в части ветеринарных требований, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза № от 18.06.2010, а именно отсутствует ветеринарный сертификат на товар «соевый шрот», страна происхождения Аргентина, страной-импортером которого выступает Таджикистан.

По факту выявленных нарушений в отношении перевозчика ОАО «РЖД» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ.

Законный представитель ОАО «РЖД», извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Защитник С. Р.П. в судебном заседании вину не признал, просил прекратить производство по делу, в обоснование представив письменную позицию.

Выслушав представителя Псковской таможни, поддержавшего позицию в соответствии с протоколом об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

Административная ответственность по ст. 16.3 КоАП РФ наступает в случае несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 143 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита для их перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза является соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.

Ветеринарно-санитарный, карантинный фитосанитарный, санитарно-эпидемиологический, радиационный и другие виды государственного контроля (надзора) при перемещении товаров через таможенную границу Союза осуществляются и оформляются в соответствии с настоящим Договором или принятыми в соответствии с ним актами Комиссии или нормативными правовыми актами государств-членов либо в соответствии с законодательством государств-членов.

Договором о Евразийском экономическом союзе утверждены: раздел XI Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры; Протокол о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (Приложение №12).

В соответствии со статьей 58 Раздела XI Договора о Евразийском экономическом союзе:

1. Ветеринарно-санитарные меры применяются в отношении ввозимых на таможенную территорию Союза и перемещаемых по таможенной территории Союза товаров (в том числе товаров для личного пользования), включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утверждаемый Комиссией, а также в отношении объектов, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).

2. К товарам и объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), применяются единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, утверждаемые Комиссией.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» утверждены: перечень подкарантинной продукции, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза; Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза.

Ввозимый товар по коду и наименованию включен в раздел I. Подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском Перечня подкарантинной продукции: «Жмыхи и другие твердые отходы, получаемые при извлечении соевого масла, немолотые или молотые, негранулированные».

В соответствии с пунктом 4.1.1 Положения в целях проведения документарной проверки должностному лицу уполномоченного органа должны быть представлены: коммерческие и транспортные (перевозочные) документы на ввозимую партию подкарантинной продукции; фитосанитарный сертификат на ввозимую партию подкарантинной продукции (с переводом при необходимости на государственный язык государства-члена, должностному лицу уполномоченного органа которого он представляется) - в случае ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, за исключением случаев ввоза древесных упаковочных и крепежных материалов (при наличии маркировки по одной из форм, предусмотренных едиными карантинными фитосанитарными требованиями, подтверждающей проведение обработки этих материалов прогреванием по всей толще древесины или фумигации), а также случаев, предусмотренных Едиными карантинными фитосанитарными требованиями.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 157 утверждены Единые карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Единые карантинные фитосанитарные требования), в том числе определяющие карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к зерну злаковых, бобовых и масличных культур и продуктам его переработки (раздел IV).

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийской экономическом союзе», утверждены Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору); Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза.

Ввозимый товар по коду ТН ВЭД ЕАЭС 2304 включен в вышеназванный Единый перечень товаров

В ходе рассмотрения дела установлено, что перевозчиком ОАО «РЖД» при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза были предоставлены сведения о том, что в транспортном средстве перемещался товар: «соевый шрот» общим весом брутто 139 750 кг.

При этом перевозчиком ОАО «РЖД» в целях подтверждения соблюдения ветеринарных требований были представлены ветеринарные сертификаты: № от 03.08.2021, № от 03.08.2021.

Как следует из материалов дела, при проверке представленных документов и сведений установлено, что сведения о стране-импортере, а также о получателе товара не соответствуют сведениям, заявленным в товаросопроводительных документах, а именно, в указанных ветеринарных сертификатах страной-импортером заявлена Республика Узбекистан, получателем - ООО «Ф.» Республика Узбекистан, а в товаросопроводительных документах ООО «Ф.» Республика Таджикистан.

Таким образом, перевозчиком ОАО «РЖД» при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза товара «соевый шрот» не были соблюдены ограничения в части ветеринарных требований, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза № 317 от 18.06.2010, а именно отсутствовал ветеринарный сертификат на товар «соевый шрот», страна происхождения Аргентина, страной-импортером которого выступает Таджикистан.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выполнение обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в ст.15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.

Таким образом, ОАО «РЖД», вступая в правоотношения, как перевозчик, не только должно было знать о существовании обязанностей, установленных законодательством ЕАЭС, но и обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

В ходе производства по делу об административном правонарушении со стороны перевозчика ОАО «РЖД» не предоставлено доказательств, подтверждающих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.

Факт совершения ОАО «РЖД» административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, и его виновность подтверждается следующими доказательствами: железнодорожной накладной (ТТН № от 03.08.2021), коммерческими документами (инвойс No: от 03.08.2021), сертификатом происхождения № от 03.08.2021, сертификатом качества № от 03.08.2021, ветеринарным сертификатом № от 03.08.2021, санитарным сертификатом № от 29.05.2021, сертификатом безопасности № от 03.08.2021, фитосанитарным сертификатом № от 03.08.2021, ветеринарным разрешением № от 23.06.2021 (заявка № от 22.06.2021); железнодорожной накладной ТТН № от 03.08.2021), коммерческими документами (инвойс № от 03.08.2021, сертификатом происхождения № от 03.08.2021, фитосанитарным сертификатом от 03.08.2021, санитарным сертификатом № от 29.05.2021, ветеринарным сертификатом № от 03.08.2021, ветеринарными разрешениями № , (заявка № 22.06.2021), № от 23.06.2021 (заявка № от 22.06.2021), сертификат качества № от 03.08.2021, сертификатом безопасности № от 03.08.2021., актами таможенного досмотра №№ , , запросом о предоставлении недостающих документов от 17.03.2021 № и другими документами, находящимися в материалах дела об административном правонарушении, оцененными судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Нарушений действующего законодательства РФ, а также норм международного права в ходе проведения административного расследования не установлено.

На основании совокупности представленных материалов, суд приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как несоблюдение установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при этом судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения может иметь место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Таким образом, оценка малозначительности должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Эта оценка должна базироваться на совокупности и взаимной связи конкретных обстоятельств дела, исследуемой ситуации и имеющихся доказательств.

Исходя из обстоятельств настоящего дела, оцениваемых с точки зрения степени общественной опасности совершенного юридическим лицом деяния, а также учитывая устранение выявленных нарушений посредством представления ветеринарных сертификатов на перемещаемый товар с указанием верного наименования страны импортера и нахождения получателя по истечении незначительного промежутка времени с момента обнаружения административного правонарушения, судья приходит к выводу о том, что совершенное ОАО "РЖД" административное правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных отношений в сфере таможенного дела, не причинило вреда интересам граждан и не повлекло наступление каких-либо вредных последствий либо угрозы таковых.

В связи с этим имеются основания для признания вмененного ОАО "РЖД" административного правонарушения малозначительным.

Процессуальные издержки по делу отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9 и 29.10, ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статью 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Российские железные дороги» в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ.

Объявить ОАО «Российские железные дороги» устное замечание, освободив от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.

Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья Г.В. Артамонов

Г.В. Артамонов

Г.В. Артамонов