ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-726/2017 от 13.12.2017 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

Дело №5-726/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

13 декабря 2017 года г. Севастополь

Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:

Председательствующего судьи Тумайкиной Л.П.,

При секретаре Гулевич М.В.,

С участием лица, привлекаемого к ответственности Борисенко С.В. и его представителей по доверенности Лысак С.Н., Нагибиной О.С., Сырцовой А.В,

представителей контрольно – счетной палаты Батурина А.С. и Немченко В.И.

рассмотрев административный материал, поступивший из контрольно-счетной палаты города Севастополя в отношении должностного лица – директора Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя Борисенко Станислава Владимировича, привлекающегося к административной ответственности, предусмотренной ст.15.14 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Согласно протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо – директор Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя Борисенко С.В. привлекается к административной ответственности, предусмотренной ст.15.14 КоАП РФ за то, что Борисенко С.В., являясь должностным лицом директором Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находясь по юридическому адресу Департамента труда и социальной защиты населения (299053, г. Севастополь, ул. Руднева, 40) путем утверждения предельных объемов финансирования, оформленных расходными расписаниями от ДД.ММ.ГГГГ/D0012/607, от ДД.ММ.ГГГГ/D0012/667, от ДД.ММ.ГГГГ/D0012/766, от ДД.ММ.ГГГГ/D0012/768, направил средства субсидии, предоставленные из федерального бюджета Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ-С-13-ГП-64 предназначенные на финансирование работ по адаптации прилегающей территории, путей движения внутри здания (приобретение и установка подъемного устройства, установка лестничных ограждений, перил и поручней) получателю - ГКУ «Севастопольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» в рамках программы города Севастополя «Доступная среда» на 2014 год в размере 1333240,12 (один миллион триста тридцать три тысячи двести сорок) рублей, иному получателю - ГКУ «Севастопольский городской комплексный центр социального обслуживания», которым за счет этих средств произведена оплата денежных обязательств на приобретение товаров, работ, услуг для реализации мероприятий программы города Севастополя «Доступная среда» на 2015 год (приобретение информационных стендов, мобильного лестничного гусеничного подъемника, компьютерной оргтехники, перекидного устройства, вывесок, табличек, а также работ по капитальному и текущему ремонту помещений ГКУ «Севастопольский городской комплексный центр социального обслуживания»).

Таким образом, должностным лицом – директором Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя Борисенко Станиславом Владимировичем совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.14 КоАП РФ, а именно направление остатка средств субсидии, полученной из федерального бюджета для реализации мероприятий программы «Доступная среда» на 2014 год», на цели, не соответствующие целям, определенными пунктами 1, 10 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ-С-13-ГП-64, пунктами 1-3 постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП и пунктов 2, 3 Порядка расходования в 2015 году средств остатка субсидии из федерального бюджета бюджету города Севастополя на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенной в программу города федерального значения Севастополя «Доступная среда» на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП.

В судебном заседании Борисенко С.В. и его представители по доверенности виновным себя не признал и суду пояснил, что все деньги на программу «Доступная среда» были потрачены на утвержденные объекты и в пределах выделенных на эти цели лимиты.

Свидетель ФИО7- начальник юротдела Управления Казначейства суду пояснил, что деньги Департаменту труда и социальной защиты населения были выделены Министерством труда и использованы по целевому назначению по программе «Доступная среда». Казначейство при поступлении запроса на выделение денег проводит предварительный контроль, чтобы к кассовой заявке были приложены все документы на их использование.

Представитель контрольно-счетной палаты г. Севастополя Батурин А.С.в судебном заседании просил рассмотреть протокол по существу, признать виновным должностное лицо и назначить наказание.

Исследовав представленные материалы и документы, заслушав пояснения представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, свидетелей, суд приходит к выводу о прекращении производства по данному делу по следующим основаниям.

Административная ответственность по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного. Суда Российской Федерации за третий квартал 2005 года, нецелевое использование бюджетных средств, административная ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является: длящимся правонарушением, поскольку оно не связано с продолжительным непрекращающимся невыполнением или ненадлежащим выполнением нарушителем установленных законом обязанностей, а характеризуется совершением конкретной платежно- расчетной операции по нецелевому расходованию бюджетных средств.

Понятие нецелевого использования бюджетных средств закреплено в статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает такими бюджетными полномочиями, как составление и исполнение бюджетной сметы, принятие и (или) исполнение в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств, обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно статье 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы», согласно которой на реализацию мероприятий программ субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии.

В целях реализации указанной государственной программы Российской Федерации постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена Программа города федерального значения Севастополя «Доступная среда» на 2014 год».

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруда России) и Правительством Севастополя было заключено соглашение -С-13-ГП-64 о предоставлении в 2014 году субсидии из федерального бюджета бюджету города федерального значения Севастополя на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в программу города федерального значения Севастополя «Доступная среда» на 2014 год», разработанную на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - Соглашение -С-13-ГП-64).

В соответствии с пунктом 10 данного Соглашения неиспользованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидии подлежит возврату в федеральный бюджет, в соответствии с решением Минтруда России о наличии потребности в неиспользованном на 1 января текущего финансового года остатке субсидии средства в размере, не превышающем такой остаток, могут использоваться в текущем финансовом году для финансового обеспечения расходов бюджета субъекта, соответствующих целям предоставления субсидии.

ДД.ММ.ГГГГ между Коммунальным учреждением «Севастопольский городской центр социальной реабилитации детей-инвалидов» и ООО «Ремстройтрест» был заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту объектов на территории и здании указанного учреждения для обеспечения доступности инвалидов и иных маломобильных групп населения на общую сумму 4 600 000,00 руб.

Согласно отчету Управления социальной защиты населения Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинанеирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в программу субъекта Российской Федерации, разработанных на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, за 2014 год, остаток на ДД.ММ.ГГГГ средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составил 9 905 804,72 руб., из которых остаток средств, выделенных на адаптацию объекта социальной защиты населения по договору от ДД.ММ.ГГГГ, составил 4 600 000,00 рублей.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Минтруда, как главный администратор доходов федерального бюджета, в соответствии с уведомлением по расчетам между бюджетами от ДД.ММ.ГГГГ предоставило Главному управлению социальной защиты населения города Севастополя в качестве потребности в неиспользованном остатке межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в очередном финансовом году в размере 9 905 804,72 руб., выделенного в качестве субсидии на мероприятия Государственной программы «Доступная среда».

Во исполнение чего согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ Минтруда России перечислены Главному управлению социальной защиты населения Севастополя денежные средства в размере 9 905 804,72 руб.

Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП был утвержден Порядок расходования в 2015 году средств остатков субсидии из федерального бюджета бюджету города Севастополя на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в программу города федерального значения Севастополя «Доступная среда» ш 2014 год» (далее - Порядок), который определяет механизм расходования и учета остатка средств субсидии из федерального бюджета бюджету города Севастополя на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в программу городе федерального значения Севастополя «Доступная среда» на 2014 год», в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ-С-13ГП-64.

В соответствии с пунктами 2-9 Порядка субсидия предоставляется на выполнение мероприятий, предусмотренных в программе города федерального значения Севастополе «Доступная среда» на 2014 год», но не реализованных в 2014 году.

Согласно пунктам 10, 12 Порядка субсидия носит целевой характер. В случае использования средств не по целевому назначению соответствующие средства взыскивают в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Главный распорядитель бюджетных средств и распорядитель (получатель) бюджетных средств несет ответственность за целевое использование субсидии и достоверность предоставляемых в соответствии с настоящим Порядком информации и документов.

В приложении к Порядку в число мероприятий по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, подлежащие проведению в 2015 году за счет остатков субсидии из федерального бюджета бюджету города Севастополя на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в программу города федерального значения Севастополя «Доступная среда» на 2014 год», включена адаптация объекта социальной защиты населения - Государственного казенного учреждения «Севастопольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» путем адаптации прилегающей территории, путей движения внутри здания: приобретение и установка подъемного устройства, установка лестничных ограждений, перил и поручней, на общую суммы 4 600 000,00 руб., главным распорядителем которого являлось Главное управление социальной защиты населения Севастополя, а после внесения изменений постановлением Правительства Севастополя от 30.12,2015 -ПП главным распорядителем Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя, заказчиком Государственное казенное учреждение «Севастопольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».

Кроме этого постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП была утверждена Программа города федерального значения Севастополя «Доступная среда» на 2015 год».

В целях адаптации объектов социальной защиты и повышения доступности услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения в городе Севастополе в приложении к Программе города федерального значения Севастополя «Доступная среда» на 2015 год» было предусмотрено проведение адаптации объекта социальной защиты - Государственного казенного учреждения «Севастопольский городской комплексный центр социального обслуживания», на общую сумму 2 845 790,00 руб., из которых из средств федерального бюджета 2 703 510,00 руб., из средств бюджета города Севастополя 142 280,00 руб.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ между Минтруда России и Правительством Севастополя было заключено соглашение -С-13-ГП-65 о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету города федерального значения Севастополя на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в программу города федерального значения Севастополя «Доступная среда» на 2015 год», утвержденную постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, на общую сумму 11 421 000,00 руб. (далее - Соглашение -С-13-ГП-65).

На основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Минтруда, как главный администратор доходов федерального бюджета, в соответствии с уведомлением по расчетам между бюджетами от ДД.ММ.ГГГГ предоставило Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя межбюджетный трансферт в сумме 11 421 100,00 руб. в качестве субсидии на мероприятия Государственной программы «Доступная среда».

Исследованными материалами дела подтверждается, что Минтруда предоставило в 2015 году бюджету города Севастополя в лице Департамента для реализации мероприятий программы города федерального значения Севастополя «Доступная среда» на 2014 год» субсидию из федерального бюджета в качестве неиспользованного остатка межбюджетного трансферта в размере 9 905 804,72 руб., в том числе для проведения адаптации объекта социальной защита - Государственного казенного учреждения «Севастопольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», а также для реализации мероприятий программы города федерального значения Севастополя «Доступная среда» на 2015 год» субсидию из федерального бюджета в качестве межбюджетного трансферта в размере 11 421 100,00 руб., в том числе для проведения адаптации объекта социальной защиты - Государственного казенного учреждения «Севастопольский городской комплексный центр социального обслуживания».

В соответствии с положениями пункта 11 Порядка организации работы территориальных органов Федерального казначейства, территориальные органы Федерального казначейства при осуществлении переданных полномочий перечисляют из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации межбюджетные трансферты в пределах суммы, необходимой для оплати денежных обязательств получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты уменьшенной на сумму неиспользованного остатка соответствующих межбюджетных трансфертов на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации (сумма подкрепления).

Расходным расписанием от ДД.ММ.ГГГГ/D0012/127 Департамент выделил Государственному казенному учреждению «Севастопольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» 4 600 000,00 руб. в рамках реализации программы города федерального значения Севастополя «Доступная среда» на 2014 год», расходным расписанием от ДД.ММ.ГГГГ/D0012/214 Департамент выделил Государственному казенному учреждению «Севастопольский городской комплексный центр социального обслуживания» 2 703 510,00 руб. в рамках реализации программы города федерального значения Севастополя «Доступная среда» на 2015 год».

Согласно направленному письмом от ДД.ММ.ГГГГ.3/12-2 в адрес Минтруда России отчету за 4 квартал 2015 года об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в программу субъекта Российской Федерации, разработанных на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, Департамент отчитался за использование межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию мероприятий программы города федерального значения Севастополя «Доступная среда» на 2014 год».

В соответствии с указанным отчетом из выделенных средств федерального бюджета на адаптацию объекта социальной защиты населения, в данном случае Государственного казенного учреждения «Севастопольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», в размере 4 600 000,00 руб. фактически были освоены 1 116 000,00 руб., что также подтверждается пояснительной запиской указанного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно направленному письмом от ДД.ММ.ГГГГ.3/12-1 в адрес Минтруда России отчету за 2015 года об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в программу субъекта Российской Федерации, разработанных на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, Департамент отчитался за использование межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию мероприятий программы города федерального значения Севастополя «Доступная среда» на 2015 год».

На основании выше указанных отчетов между финансовым департаментом Минтруда России и Департаментом был подписан без замечаний акт сверки расчетов между бюджета бюджетной системы Российской Федерации по межбюджетным трансфертам, предоставленным в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, который поступил в адрес Департамента согласно письму Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ/В-283-4.

С учетом совокупности всех представленных выше доказательств в судебном заседании не подтверждение факт нецелевого использования Департаментом труда и социальной защиты населения г. Севастополя средств субсидии из федерального бюджета в размере 1 333 240,12 руб.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что выяснению по делу об административном правонарушении подлежат, в частности, такие обстоятельства, как: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для: правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

На основании ст. 4.5. ч.3 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а согласно протокола об административном правонарушении в вину Борисенко С.В. вменяется период времени с 07 декабря по ДД.ММ.ГГГГ, то есть установленный срок привлечения истек.

Однако в силу ст. ст. 13 и 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ « О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в постановлении должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а кроме того, если лицо настаивает на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица.

Учитывая в совокупности все эти обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях должностного лица начальника Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя – Борисенко Станислава Владимировича состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд

постановил:

Административное производство в отношении должностного лица – директора Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя Борисенко Станислава Владимировича по ст. 15.14 КоАП РФ прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение 10 суток.

Судья Гагаринского районного суда

города Севастополя Л.П. Тумайкина

Постановление не вступило в законную силу. ДД.ММ.ГГГГ Верно: судья-