ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-726/2021 от 05.04.2021 Новошахтинского районного суда (Ростовская область)

УИД 61RS0020-01-2021-001066-22

Дело №5-726/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

05 апреля 2021 года. г. Новошахтинск

Судья Новошахтинского районного суда Ростовской области Ленивко Е.А., ознакомившись с материалами дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 3 "Солнышко" г. Новошахтинска, ИНН ...., КПП ...., ОГРН ...., юридический и фактический адрес: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

В соответствии с протоколом об административном правонарушении от 02 марта 2021 года, составленным главным специалистом отдела лицензирования образовательной деятельности управления по контролю и надзору в сфере образования, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 3 "Солнышко" г. Новошахтинска вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, выразившегося в том, что 02 марта 2021 года в ходе проведения плановой выездной проверки, проведенной в соответствии с приказом Минобразования Ростовской области от 25.01.2021 №....-У «О проведении плановой выездной проверки», было установлено нарушение ч. 1 ст. 18 федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», выразившийся в том, что Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом общеразвивающего вида № 3 «Солнышко» города Новошахтинска по адресу: <адрес>, осуществляется деятельность, не связанная с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии, что подтверждается актом проверки №....л от 02.03.2021, а именно: в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности регистрационный №.... от 23.07.2015 (приказ Ростобрнадзора от 23.07.2015 №....) МБДОУ д/с № 3

предоставлено право осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, относящимся к виду «Общее образование», уровню «Дошкольное образование» по адресу: <адрес>. В соответствии с ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности») лицензия подлежит переоформлению в случае изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. В ходе проведения проверки установлено, что МБДОУ д/с № 3 осуществляет образовательную деятельность по дополнительной общеобразовательной программе «Программа обучения мерам пожарной безопасности работников МБДОУ д/с № 3 на 2020- 2021 год», самостоятельно разработанной организацией, согласованной с ОНД по г. Новошахтинску ГУ МЧС России и утвержденной приказом МБДОУ д/с № 3 от 15.07.2020 №..... Данный факт подтверждается сведениями, представленными МБДОУ д/с № 3 в ходе проведения проверки, указанной образовательной программой, журналом обучения мерам пожарной безопасности, пояснениями заведующего МБДОУ д/с № 3 П.О.С. от 18.02.2021. Реализуемая образовательная программа обучения мерам пожарной безопасности работников относится к виду «Дополнительное образование», подвиду «Дополнительное образование детей и взрослых», которые не предусмотрены действующей лицензией на осуществление образовательной деятельности МБДОУ д/с № 3. При этом, до переоформления лицензии в случае изменения перечня выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не предусмотренных лицензией, организация не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности (п. 2 ст. 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Таким образом, МБДОУ д/с № 3 не выполнены требования ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части переоформления лицензии в связи с реализацией новых образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, не предусмотренным лицензией, за что ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Данное административное правонарушение совершено в форме действия и по вине МБДОУ д/с № 3. У образовательной организации в лице заведующего имелась возможность не осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, не предусмотренным лицензией на осуществление образовательной деятельности, однако она сознательно допускала последствия своего деяния. МБДОУ д/с № 3 несет ответственность за данное административное правонарушение в соответствии ч. 2 статьи 21, п. 5 ч. 3, ч. 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Образовательная организация внесена в ЕГРЮЛ под ОГРН: .....

Представитель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 3 "Солнышко" г. Новошахтинска в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, в заявлении просит рассмотреть дело в её отсутствие, вину не признает, поскольку обучение пожарно-техническому минимуму не является реализацией образовательной программы и не подлежит лицензированию в качестве образовательной деятельности, что подтверждается Письмом Рособрнадзора от 25.04.2014 N 01-52-716/06-1730 «Об обучении пожарно-техническому минимуму». Дело рассмотрено в её отсутствие в порядке ст. 25.4. КоАП РФ.

Проверив и изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Часть 1 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий;

лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Как следует из представленных материалов МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 3 "Солнышко" г. Новошахтинска вменяется осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения по дополнительной общеобразовательной программе «Программа обучения мерам пожарной безопасности работников МБДОУ д/с № 3 на 2020- 2021 год», самостоятельно разработанной организацией, согласованной с ОНД по г. Новошахтинску ГУ МЧС России и утвержденной приказом МБДОУ д/с № 3 от 15.07.2020 №.....

Как следует из материалов дела МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 3 "Солнышко" г. Новошахтинска действительно производилось обучение непосредственно сотрудников данного дошкольного учреждения в соответствии с Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (ред. от 22.06.2010) "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.01.2008 N 10938).

В соответствии с данным приказом МЧС России основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний.

Ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников организаций несут администрации (собственники) этих организаций, должностные лица организаций, предприниматели без образования юридического лица, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются:

руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств;

работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях;

педагогические работники дошкольных образовательных учреждений;

работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации;

граждане, участвующие в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров на добровольной основе;

работники, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ.

Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.

Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций.

Утверждение специальных программ для организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется руководителями указанных органов и согласовывается в установленном порядке с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Согласование специальных программ иных организаций осуществляется структурными подразделениями соответствующих территориальных органов МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или структурными подразделениями соответствующих специальных или воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.

Приказом МЧС России не предусмотрена выдача лицам, прошедшим обучение пожарно-техническому минимуму, каких-либо документов, подтверждающих факт и результаты такого обучения.

Таким образом, обучение пожарно-техническому минимуму не является реализацией какой-либо образовательной программы, предусмотренной Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и не подлежит лицензированию в качестве образовательной деятельности.

Соответственно, с учетом вышеизложенного судья приходит к выводу о том, что в действиях МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 3 "Солнышко" г. Новошахтинска отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.

При таких обстоятельствах оснований для привлечения МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 3 "Солнышко" г. Новошахтинска к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ не имеется.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Согласно п.1 ч.1.1 ст. 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 3 "Солнышко" г. Новошахтинска подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст. 24.5, ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 3 "Солнышко" г. Новошахтинска прекратить.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья